Польша продолжает блокаду: каковы шансы сохранить рынок ЕС для украинского агроэкспорта

Польша продолжает блокаду

Еврокомиссии не удалось добиться снятия запрета украинского агроэкспорта, введенного пятью странами ЕС

Это означает, что кризис, угрожающий не только Украине, но и непосредственно Евросоюзу, будет продолжаться. И вполне возможно, будет углубляться.

На этом фоне евроинституции показывают, что готовы идти только на тактические уступки. И что не намерены отступать от курса на либерализацию торговли с Украиной.

Свидетельством тому стало решение комитета по международной торговле Европейского парламента согласовать продление еще на год отмены действия ввозных пошлин ЕС на украинский экспорт .

Уже в пятницу, 28 апреля, это решение должно быть окончательно принято голосованием постоянных представителей стран-членов ЕС. Традиционно считается, что после одобрения профильным комитетом Европарламента это голосование в значительной степени является техническим.

Тем самым Брюссель посылает однозначный сигнал: режим свободной торговли с Украиной должен действовать и дальше.

Как бы против этого ни выступал ряд центральноевропейских стран, а в первую очередь – Польша.

Как теперь выглядят шансы найти компромиссный выход из аграрного кризиса? И к каким уступкам следует быть готовой Украине?

Риски растут

25 апреля могло бы стать днем ​​выхода из нынешнего кризиса.

Согласно договоренностям, в этот день страны, которые ввели ограничения против украинского экспорта: Польша, Венгрия, Словакия, Румыния и Болгария – должны их отменить, а Еврокомиссия ввела бы временный, до 5 июня, запрет на четыре позиции украинского агроэкспорта (  пшеницу  , кукурузу, рапс и подсолнечник), разрешив при этом их транзит.

Впрочем, уже накануне этой даты стало очевидно, что шансы на достижение быстрого компромисса крайне низки. Страны выдвинули ряд дополнительных товарных позиций украинского экспорта, в отношении которых должны быть введены запреты, а главное требовали прописать возможность сохранения запрета и после июня. В частности, в Польше хотят заблокировать импорт зерна из Украины, по меньшей мере, до конца года .

Последнее требование крайне неприемлемо и для Еврокомиссии, и для Украины, поэтому вечером 25 апреля стало известно, что этот раунд переговоров завершился провалом .

Были ли шансы договориться?

Собеседники ЕвроПравды отмечают, что проблемой была только позиция Польши – именно эта страна первой ввела ограничения, и именно она отстаивает возможность продления запрета.

Другие страны в такой ситуации становятся чуть ли не заложниками. Их согласие на снятие ограничений при сохранении запрета на экспорт в Польшу будет означать, что заблокированный украинский экспорт «перетечет» в эти страны, создав дополнительное давление на национальных производителей.

Именно этим объясняется тот факт, что сразу после введения запретов Варшавой аналогичные шаги ввели все граничащие с Украиной страны ЕС. При этом Румыния ввела наиболее мягкие ограничения – и это оказывает давление на национальный рынок.

При этом кризис может дополнительно усугубиться. Сохранение транзита по этим странам будет означать усиление давления на соседние с ними страны ЕС, куда будут прибывать украинские агротовары. А соответственно и там может появиться желание защитить свой рынок, введя подобные ограничения.

Все это создает проблемы не только для Украины, но и всего Евросоюза.

Ведь нынешние события означают фрагментацию европейского рынка – прямо противоречащую принципам работы ЕС.

И чем дольше будет продолжаться этот кризис – тем больше будут расти эти риски для ЕС.

А для Украины это означает появление проблем в торговле даже со странами, не вводящими ограничения – ведь в такой ситуации европейский бизнес предпочтет перестраховаться, а потому может отказаться покупать товар, который могут запретить ввоз.

Как убедить Варшаву?

Почему Польше, упорно поддерживающей Украину в войне с РФ, понадобилось вводить такие ограничения, которые создают немалые проблемы украинской экономике?

Причина очень проста: осенью в стране пройдут парламентские выборы, выиграть которые правящей партии «Право и справедливость» будет очень непросто. В такой ситуации голоса польских фермеров становятся золотой акцией – их поддержка оппозиции может привести к смене власти в соседней стране.

Дополнительно ситуацию усложняет политическая борьба внутри польской власти. Младшие партнеры ПиС, в первую очередь «Солидарная Польша» Збигнева Зебро, демонстрируют больший радикализм, чем представители партии Ярослава Качиньского.

Как следствие, уже приходится слышать оценки, что до проведения парламентских выборов в Польше рассчитывать на разрешение этого кризиса не приходится.

Более того, и после выборов политическая конкуренция внутри польских властей все равно никуда не денется. Поэтому в случае победы действующей польской власти проблема не исчезнет, ​​в лучшем случае можно рассчитывать только на снижение политического давления.

Именно поэтому в Еврокомиссии не хотят идти на веские уступки.

В настоящее время единственной товарной группой, которую соглашаются добавить к временному запрету, является подсолнечное масло. Но главное – там не готовы рассматривать возможность продления запрета.

А в качестве «кнута» в Брюсселе отмечают: обещанные деньги на выплаты пострадавшим от роста украинского экспорта фермерам возможны только после отмены односторонних запретов.

Может ли Киев повлиять на Польшу?

Пока украинские производители уже подали в правительство заявку на проведение расследования и введения ограничений против польского агроэкспорта.

Впрочем, маловероятно, что такое силовое давление сработает. Украинский рынок не столь принципиален для польских фермеров. А введенные ограничения, даже если Киев последует процедурам защиты, чего не сделала Варшава, лишь укрепит их во мнении о правильности избранного пути.

Более продуктивным кажется политическое давление.

Не секрет, что такими действиями Варшава подыгрывает Путину. Доказательством тому является новая блокада РФ черноморского зернового коридора.

Подобные обвинения, если они будут раздаваться от руководства Украины и будут поддержаны как польской оппозицией, так и частью провластных политиков, способны подкорректировать политику Варшавы. Ведь польские власти явно не хотят получить реноме «друзей Путина».

Сложные компромиссы

Впрочем, это далеко не все проблемы, которые следует решить для выхода из этого кризиса.

Временный запрет, предлагаемый Брюсселем, дает небольшую паузу, чтобы найти долгосрочный механизм решения проблемы.

Важным здесь стало решение комитета по международной торговле Европарламента по согласованию очередного продолжения действия режима автономных торговых преференций для Украины .

Это означает, что в ЕС не рассматривается как выход из кризиса возвращения масштабных ограничений против украинского экспорта.

Впрочем, не исключено, что обойтись без отдельных ограничений все же не получится.

В отличие от запрета на экспорт и ограничение транзита – шагов, которые выглядят крайне сомнительно с точки зрения права ЕС, торговые квоты являются инструментом, привычным для Евросоюза.

И, по данным ЕвроПравды, этот механизм обсуждается сейчас Киевом и Брюсселем.

Вопрос лишь о том, какими будут эти квоты и будет ли прописан механизм их пересмотра (или отмены) после того, как кризис утихнет.

Однако согласие на введение таких ограничений может оказаться крайне непопулярным шагом украинской власти. Далеко не все поймут, что такая уступка, необходимая для сохранения европейского единства, необходима и для Украины тоже.

Но для того, чтобы дойти до этих дискуссий, Еврокомиссии еще предстоит преодолеть сопротивление Варшавы и ее союзников. Предстоит еще много сложных переговоров, за ходом которых будет следить «Европейская правда».

 

ЮРИЙ ПАНЧЕНКО