Политика евроинтеграции в странах-кандидатах на вступление в ЕС координируется на нескольких уровнях: на уровне руководства правительства, МИД возглавляет и координирует переговорную делегацию о вступлении в Евросоюз, также работает внутренний центральный координирующий орган и может происходить координация на уровне целых секторов.
О том, каким должен быть именно внутренний центральный координирующий орган в правительстве во время евроинтеграции страны, читайте в колонке директора Европейской программы Международного фонда «Возрождение» Дмитрия Шульги Ответственность за евроинтеграцию: что важно учесть при переформатировании правительства.
Как правило, отмечает автор колонки, лучше работает та модель, чей координационный орган размещен как можно ближе к «центру правительства».
«В подавляющем же большинстве успешных стран-кандидатов этими координирующими органами были отдельные департаменты/подразделения/бюро/офисы в составе секретариата/канцелярии правительства/офиса премьера. Или даже отдельное бюро/агентство, но в прямом подчинении премьера.
Кстати, относительно идеи об отдельном министерстве евроинтеграции, о чем когда-то тоже много дискутировали – то это достаточно контроверсионная идея», – пишет директор Европейской программы Международного фонда «Возрождение».
Ведь на практике, отмечает Дмитрий Шульга, это может привести не к усилению координации, а наоборот – к ослаблению, потому что, опять-таки, выносит евроинтеграцию от «центра правительства».
Примеры такие были и в странах-членах, и в странах-кандидатах – но все они были недолгими, напоминает эксперт.
«Если сравнить, то в целом нынешняя наша система правительственной координации европейской интеграции, со специализированным вице-премьером и правительственным офисом в составе секретариата Кабмина, в принципе соответствует общим подходам и опыту«, – считает автор колонки.
Что же будет после анонсированной реформы для него непонятно.
Ключевым вопросом будет судьба Правительственного офиса по европейской и евроатлантической интеграции. Существует информация, что он все равно будет сохранен в составе секретариата КМУ, с подчинением вице-премьеру.
Более того, даже без кадровых потерь (то есть на него не будет распространяться анонсированное сокращение штатов). Если это действительно так – то это уже не так плохо.
«Что касается переименования Минкульта в Миневрокульт – искренне не понимаю, в чем замысел. Если это будет еще один центр евроинтеграции в правительстве – то это дублирование. Если новое министерство таким не будет – то зачем его называть Миневрокультом?», – удивляется Дмитрий Шульга.
Были случаи, вспоминает директор Европейской программы Международного фонда «Возрождение», когда вопросы координации евроинтеграции отдавали в МИД. Были и есть случаи в некоторых странах-членах (например, Германия), где это отдано Минэкономики. Но чтобы в Минкульт – это действительно «креатив».
«Ну и last but not least: в этих дискуссиях о координации евроинтеграции надо не забывать, чем, собственно, является координация и чем она не является. Эксперты координирующего органа не заменяют экспертов в отраслевых министерствах. Именно они готовят политику и законодательство», – отмечает эксперт.
Зато главная функция координирующего органа, уверен Шульга, – быть «фильтром», чтобы всякая ерунда, которая не соответствует нормам ЕС, не выходила на уровень коммуникации с Брюсселем, а гасилась внутри на ранних этапах. Но это не заменяет способности в отраслевых министерствах.
Поэтому если мы переживаем за темпы нашей евроинтеграции, то надо шире и глубже смотреть на всю анонсированную реформу правительства в комплексе.