ПОЧЕМУ МЕДИКАМ ПЕРЕСТАЛИ ВЫПЛАЧИВАТЬ ПОСОБИЯ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ

ПОСОБИЯ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Сотрудники бюджетных учреждений в Украине имеют право раз в год при предоставлении им отпуска получать материальную помощь на оздоровление в размере должностного оклада. Однако в этом году значительное количество медиков осталось без этих выплат

С чем связаны такие изменения и законны ли они, узнавал Соцпортал.

Куда исчезли “оздоровительные”

В группе медсестер в Facebook “Будь как Нина” медики массово жалуются на то, что не получили ожидаемые выплаты на оздоровление. В комментариях десятки медработников со всей Украины заявляют, что администрация под разными предлогами отказывает им у “оздоровительных”. Самый распространенный ответ — из-за войны нет денег.

«Винница больница им. Пирогова, ждем…», «Львов, ТМО3 не выплатили. Объясняя тем, что пошли не по графику», «Черкасская область, не было! Говорили, что до конца года дадут, а когда год заканчивался, то включили функцию «морозко!»», «А в Николаеве тоже не платят оздоровительные уже 2 года, и тоже говорят что война, денег нет…», — пишут медики.

Законодательной основой выплаты пособия на оздоровление длительное время выступал абзац третий пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 № 524 «Вопрос оплаты труда работников учреждений, учреждений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы», гарантирующий помощь на оздоровление медицинским и фармацевтическим. Ее должны выплачивать в размере должностного оклада при предоставлении ежегодного основного отпуска. В дополнение, как разъяснили Министерство здравоохранения и Профсоюз работников здравоохранения Украины в письме от 23.03.2012 № 10.01.67/773, № 03-93 «О выплате медицинским работникам помощи на оздоровление», выплата должна быть с учетом всех повышений к окладу.

Поэтому, опираясь на эту норму, часть медиков решила бороться за свое право на оздоровительные.

Кто не получил оздоровительные за 22-й год, куда обращаться? Комментариев типа: сейчас война и т.д. прошу не писать. Чиновники от премий и окладов не отказываются, — пишет одна из медсестер.

Реальную борьбу начала медработница из городка Чернобай Черкасской области. Она подала в суд на администрацию Коммунального некоммерческого предприятия «Чернобаевская многопрофильная больница Чернобыевского поселкового совета» из-за того, что во время увольнения и расчета ей не выплатили пособие на оздоровление.

24 мая 2022 года истец подал заявление с просьбой предоставить основной ежегодный отпуск с 04 июня 2022 года и выплатить пособие на оздоровление. Однако директор КНП «Чернобаевская многопрофильная больница Чернобыевского поселкового совета» Козлова Т. завизировала заявление истца с оговоркой «Выплата оздоровительных не производится из-за отсутствия средств», то есть фактически проигнорировав требование о выплате пособия на оздоровление. В дальнейшем ответчиком был издан приказ «Об отпусках» № 52/в/тм от 30 мая 2022 года, которым был предоставлен истцу ежегодный основной отпуск. При этом указанный приказ не предусматривал выплаты истцу пособия на оздоровление, — говорится в материалах дела дела.

Однако суд встал на сторону администрацией больницы и отказал медсестре в выплатах.

DOSSIER →  В Киеве ни одна больница не отвечает стандартам медицинской реформы МОЗ – источники

Это стало возможным из-за двух ключевых законодательных изменений — медицинская реформа 2017 года и принятый в прошлом году Закон Украины “Об организации трудовых отношений в условиях военного положения”.

Усилиями и Третьяковой

По словам юриста и главы ОО “Социальное движение” Виталия а, главным аргументом судьи в пользу работодателя стало то, что больница является коммунальным некоммерческим предприятием, а не бюджетным учреждением. Право на выплату пособия на оздоровление распространяется только на работников бюджетной сферы.

После медицинской реформы 2017 года, инициированной экс-главой МОЗ Ульяной Супрун, медицинские учреждения, превращенные в коммунальные некоммерческие предприятия (КНП), перестали считаться бюджетными учреждениями. И хотя, по сути, они продолжают финансироваться из государственного бюджета и выполняют те же функции, но руководители медучреждений узко трактуют сферу действия постановления № 524, ведь под названием она касается отраслей бюджетной сферы, — говорит Виталий Дудин.

Да, суд отметил, что “положение постановления Кабинета Министров Украины № 524, на которое ссылается истец, касается только бюджетных учреждений, но ответчик таковым не является”. То есть больница не признала себя бюджетным учреждением, а средства, которыми она распоряжается, бюджетными. Отличие средств, полученных от НСЗУ, от бюджетных заключается в том, что средства по программе медгарантий «должны направляться исключительно на нужды, регламентированные договорными обязательствами, и приоритетными являются выполнение обязательств, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам, заключившим соглашения с врачами предприятия».

По логике медреформы, обязанность выплачивать пособие по оздоровлению работникам КНП возникает только тогда, если предусмотрена в коллективном договоре, — отмечает юрист.

И если раньше медработники могли в таком случае действительно апеллировать к коллективному договору, то это стало сложнее с принятием Закона № 2136 авторства Галины Третьяковой. В его статье 11 говорится, что в условиях военного положения работодатель может остановить действие определенных положений колдоговора в одностороннем порядке. И даже если это вызовет существенные изменения условий труда (а отмена выплаты оздоровительных – одна из них), то работодатель не должен заблаговременно предупреждать об этом работников.

В упомянутом деле против Чернобыевской больницы истца уже во время рассмотрения дела о взыскании материальной помощи узнала об остановке действия положений коллективного договора. Суд принял аргумент больницы о том, что содержание приказа, которым остановлено действие отдельных положений Коллективного договора, неоднократно сообщалось работникам учреждения. Больница не предоставила доказательств ознакомления работников с этими изменениями под подпись, но суд на это внимания не обратил, — говорит юрист.

Пока, по его мнению, бороться за выплату пособий на оздоровление в правовом поле без законодательных изменений крайне сложно. Однако некоторые возможности остаются.

DOSSIER →  В Киеве ни одна больница не отвечает стандартам медицинской реформы МОЗ – источники

Как медики могут вернуть свое право на “оздоровительные”?

Несмотря на такое положение, есть определенные возможности для действий на индивидуальном и коллективном уровнях.

Что можно сделать медикам на рабочих местах?

В первую очередь — узнать остановлен ли коллективный договор и содержит ли он норму выплат выплат пособия на оздоровление. С большой вероятностью такое положение прописано, поскольку часто колдоговоры создаются по шаблону. Как правило, выплата пособия не оговаривается финансовым состоянием предприятия.

Если по состоянию на момент написания заявления об отпуске с просьбой выплатить матпомощь соответствующие нормы колдоговора были действительны, то можно идти в суд, требуя взыскания надлежащих выплат.

Если же он приостановлен, то дальше действия должны быть коллективными.

Что может сделать профсоюз медучреждения?

Главный вопрос — является ли профсоюз независимым и может поспорить с руководством? Если ее не поставили в известность о приостановлении колдоговора или она вообще выступала против, то есть шансы обжаловать решение руководства.

В Законе № 2136 отсутствует прямое требование согласовывать остановку колдоговора с профсоюзом. Логика социального партнерства нуждается в таком согласовании, однако работодатели могут трактовать пробел в законодательстве в свою пользу. Установленной судебной практики пока нет, — говорит юрист Виталий Дудин и подчеркивает необходимость внести изменения в статью 11 Закона № 2136, чтобы исключить злоупотребление администрацией.

Например, в ситуации с Чернобыевской больницей приказ об остановке норм коллективного договора был, к сожалению, завизирован председателем профсоюзного комитета.

Если же профсоюз как субъект коллективного договора не привлекался к согласованию, то такая остановка может быть подвергнута сомнению с точки зрения процедурных вопросов. Так, руководитель одного из медучреждений в Запорожье просто заявил, что не считает целесообразным согласовывать такие решения, а закон этого не требует. Но поскольку в коллективном договоре прописано, что стороны должны соблюдать принципы социального партнерства при регулировании условий труда на предприятии, то у запорожских медиков есть все основания жаловаться в Гоструд и суд. В их пользу также нормы статей 97 и 247 КЗоТ Украины, запрещающие односторонние действия работодателя по изменению условий труда, говорит юрист.

В целом юрист напоминает, что главная задача каждого профсоюза — защита интересов работников. Поэтому она должна потребовать от работодателя устранения нарушений коллективного договора, выразившегося в одностороннем принятии решения о временном лишении права на материальную помощь.

DOSSIER →  В Киеве ни одна больница не отвечает стандартам медицинской реформы МОЗ – источники

Что могут сделать всеукраинские профсоюзы?

Есть два пути — изменить отраслевое соглашение с Минздравом, закрепив в нем гарантию выплаты оздоровительным медикам, и/или инициировать внесение изменений в постановление Кабмина № 524, распространив его действие на учреждения здравоохранения, действующие в форме коммунальных некоммерческих предприятий.

Отраслевое соглашение имеет более высокую юридическую силу, чем коллективные договоры каждой конкретной больницы. Поэтому если профсоюзы медицинских работников добьются внесения в нее нормы об обязательной выплате оздоровительных, то это изменит правовое поле в пользу медиков и оздоровит медицину. отмечает Виталий Дудин.

Что касается постановления Кабмина № 524, то в ее тексте следует добавить, что право на пособие на оздоровление имеют также и медики коммунальных некоммерческих предприятий. В настоящее время в ней указано, что помощь на оздоровление выплачивается медработникам “коммунальных учреждений (учреждений)”, хотя почти все они после медреформы превратились в КНП.

Требовать подобные изменения следует от Кабмина. В соответствии с его Регламента, к принятию таких решений он должен, в частности, привлекать и всеукраинские профсоюзы и их объединения.

Благополучие медиков не должно страдать из-за того, что чиновники годами не смогли привести законодательство в соответствие с новыми реалиями. У медиков были законные надежды на получение выплат по оздоровлению, и государство не имеет права подводить их в такое время. При том, что происходит массовое сокращение зарплат из-за возврата в тарифную сетку для бюджетников. Так что, если администрации выгодно, то больницы считаются бюджетными учреждениями, а если невыгодно, то нет. В свою очередь, мы как общественная организация будем давить на власть, чтобы эти законодательные недостатки были исправлены, — отмечает Оксана Слободяна, председатель ОО “Медицинское Движение “Будь як Ніна””.

АЛЕНА ТКАЛИЧ
socportal.info