Сейчас часто звучит выражение «не ко времени», отложим все до окончания войны. И действительно, ко многим вопросам мы вернемся после победы.
Но есть то, что никак нельзя откладывать на завтра, потому что это повлияет на наше будущее безвозвратно. Даже во время войны мы не можем игнорировать борьбу с политической коррупцией.
Последние социологические исследования вынудили команду президента оправдываться за их результаты. Возбудителем столь острой политической реакции было то, что около 90% украинцев считают президента ответственным за высокий уровень коррупции в стране. Готовы ли власти взять ответственность за это и действовать? Что можно и следует сделать уже сейчас? Ответы на эти вопросы искали в издании LB.ua.
Что такое политическая коррупция?
Конечно, коррупция в Украине есть. Однако следует понимать, о какой именно коррупции идет речь. Если взять другое исследование , в котором были опрошены украинцы за границей, то увидим интересную тенденцию. Большинство наших граждан указывают, что качество административных услуг в Украине существенно выше, чем в государствах ЕС, где они находятся.
Сфера предоставления государственных услуг является самым типичным пространством для бытовой коррупции. Это ниша для будничных злоупотреблений чиновников для собственного обогащения. Высокая оценка качества административных услуг свидетельствует об одном – благодаря системе центров предоставления административных услуг, дерегуляции и диджитализации бытовая коррупция в Украине минимизирована.
Раздражителем для украинцев является именно элитарная коррупция. То есть злоупотребление на высших ступенях государственной власти. Что, очевидно, является политической проблемой. А так уже сложилось, что в украинской власти остался только один влиятельный политик – президент. Закономерно, что за эту политическую проблему, как и за все остальные, отвечает тот, кто имеет всю полноту власти в стране. Так что президентской команде вместо споров с социологами стоит задуматься, что это исследование указывает на проблему и бороться с ней должен тот, кто имеет власть. Потому что больше некому.
Политическая коррупция – это в основном недобросовестное взаимодействие власти и определенной прослойки крупного бизнеса, которую принято называть олигархами. Несмотря на громкие декларации и пафосное принятие антиолигархического закона, действительно действенных мер против политической коррупции за время президентства Зеленского было мало.
Есть немало средств, которые уменьшают пространство для злоупотреблений в высших слоях власти. Среди наиболее актуальных: государственное финансирование партий, декларирование чиновников, прозрачность партийных финансов. Именно на них следует направить усилия вместо попыток закоммуникировать проблему. Подробно рассмотрим решения, которые могли бы оказать существенное влияние на уровень политической коррупции.
Большой возврат отчёта политических партий
В 2015 году Верховная Рада приняла один из важнейших законов , который должен способствовать борьбе с политической коррупцией. Речь о государственном финансировании партий. Партии, которые на последних парламентских выборах набрали не менее 2% голосов избирателей, получили право на бюджетное финансирование. Решать, выделять ли средства, поручили НАПК. Понятно, что также внедрили систему контроля за использованием средств партиями.
Но уже в 2019 году Верховная Рада бросила государственное финансирование только парламентским партиям. Забрав его у тех, кто взял более 2%, но не преодолел проходной барьер.
Пандемия коронавируса дала депутатам монобольшинства вроде бы легитимное обоснование освободить партии от обязанности представлять отчеты в НАПК. Широкомасштабное вторжение отложило возвращение к этому вопросу в ящик. Более того, народные избранники ввели мораторий на проверку и тех финансовых отчетов, которые партии подали добровольно. Почти 2 млрд грн, которые тратили партии в течение 2020–2022 годов, выпали из системы контроля НАПК и общественности.
И только в конце августа закон о возобновлении отчетности партий , а также проверок отчетов НАПК парламент наконец-то принял и передал на подпись президенту.
Юлия Клименко, депутат из фракции «Голос», утверждает, что политические партии нужно финансировать, чтобы олигархи и пророссийские силы не платили и не продвигали своих. Они активно вливали деньги до войны в украинские политические процессы, общественные организации, – объясняет она. – Это инструмент антидемократии. Если вы не финансируете партии, то их финансирует кто-то и соответственно получает за это какие-нибудь бенефиты. Но сейчас речь идет о сокращении расходов. Более того, согласно закону о военном положении, любая политическая деятельность запрещена. Поэтому нужно находить баланс. Я не думаю, что у нас будут деньги финансировать политические партии в следующем году”.
Государственное финансирование однозначно снижает зависимость партий от олигархов. Ведь дает альтернативу тем, кто не хочет зависеть от олигархов – необходимый минимум финансов для политической деятельности. Если партии будут знать, что государство закроет их финансовые потребности, то они смогут сконцентрироваться на политической конкуренции и развитии, а не на обслуживании интересов крупного бизнеса.
Электронное декларирование чиновников как маркер по борьбе с коррупцией
Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, был создан во исполнение закона «О предотвращении коррупции» и заработал в августе 2016 года.
С началом широкомасштабного вторжения России декларирование должностным лицам стало необязательным, а Реестр деклараций закрыли для публичного доступа. В итоге за 2021 год лишь треть лиц, которые должны были подавать декларации, сделали это добровольно.
Недавно парламент принял закон, возобновляющий электронное декларирование для должностных лиц государства и местного самоуправления за 2021, 2022 и 2023 годы. А другой закон вводит автоматизированную проверку деклараций.
Однако депутаты решили, что декларации за 2022-2023 годы не будут публичными в течение одного года. Кроме случаев, когда сам декларант решит его опубликовать. Эта норма ожидаемо возмутила общество, и в результате президент ветировал, предложив открыть декларации сейчас, а не когда-то в будущем. Народные депутаты все же прислушались к мнению президента и проголосовали по его инициативе.
Вето президента можно считать реакцией на один из последних социологических опросов: около 90% украинцев считают, что нужно возобновить обязательное декларирование чиновников. Люди не сомневаются, что война не оправдывает недекларирование состояния чиновников.
Вита Думанская, координатор движения «Честно», считает, что реестр закрыли из-за боязни, что доступ к персональным данным получат спецслужбы РФ. “Теперь открытие реестра как раз о национальной безопасности – о доверии общества и международных партнеров, о гарантиях финансовой поддержки и интеграции в ЕС, – говорит Вита Думанская. – Общество не готово терпеть незаконное обогащение чиновников в условиях войны и финансового кризиса, во время постоянных донатов и сборов на армию. Острая реакция на закрытие реестра обусловлена тем, что люди не готовы мириться, что часть депутатов создают для себя комфортные условия в ущерб стране”.
Имитация решения проблем или системный подход?
Какие выводы можно сделать в данной ситуации? Прежде всего, президенту следует обратить внимание на то, что распределение власти в демократическом государстве позволяет не только избежать диктатуры, но и возложить ответственность за положение дел в стране на различные ветви власти и должностных лиц, а не сводить все к успеху или вине одного человека.
Также стоит заметить, что имитация решения проблем даже при очень хорошей коммуникации имеет лишь краткосрочный эффект. А когда он пройдет, люди спросят, где же подлинное решение проблемы. Поэтому вместо игр в показную деолигархизацию и борьбу с политической коррупцией все же следует подумать о системном подходе к проблемам и настоящих переменах. Даже когда они, на первый взгляд, не так популярны, как государственное финансирование партий, декларирование чиновников, прозрачность партийных финансов.
Первые важные системные шаги, чтобы возобновить борьбу с политической коррупцией во время войны, уже сделаны. К примеру, государственное финансирование партий и контроль их расходов. Это не столь популярная идея, как закон об олигархах. Впрочем, финансирование является действенным, не бутафорским механизмом, чтобы уменьшить злоупотребление в управлении государством. Оно дает длительный итог. Только хорошими лозунгами государство после войны не отстроишь. Потому самое время говорить меньше, но делать больше нужного для будущего страны.