По стопам Привата. В Раде предлагают упростить национализацию банков

упростить национализацию банков

Депутаты обеспокоены участием в них подсанкционных лиц

В украинском парламенте зарегистрирован законопроект “О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании процедуры выведения с рынка банков в условиях военного положения”.

Разработан документ в том числе Нацбанком Украины. В письме главы НБУ Андрея Пышного в профильный парламентский комитет отмечается, что банк, совладельцем или владельцем которого является подсанкционное лицо, представляет угрозу стабильности банковской системы Украины. Угроза заключается в том, что активы подсанкционного лица блокируются, и в банке мгновенно возникает дефицит.

Чтобы не допустить этого, соавторы законопроекта предлагают дать регулятору возможность национализировать банк, у которого нет проблем с капиталом и ликвидностью, но есть в совладельцах (существенной части банка) или владельцах подсанкционное лицо.

Алгоритм и детали

Алгоритм национализации 2.0 выписали соавторы законопроекта

Даниил Гетманцев, Ярослав Железняк, Алексей Леонов, Виктория Кинзбургская и Ирина Аллахвердиева (Андрея Пышного в соавторах нет).

Во-первых, НБУ наделяется полномочиями запрещать подсанкционному лицу покупать или увеличивать существенную часть в банке.

Во-вторых, если банк, существенной частью которого владеет подсанкционное лицо, – системный, НБУ его выводит по особой процедуре (закон от 6 октября 2022 года) с той разницей, что можно это сделать и с финансово стабильным банком. Если не системный – все легче, Нацбанк просто отзывает банковскую лицензию.

Регулятор в силе применить такие радикальные меры, когда:

  •  есть угроза интересам вкладчиков и кредиторов банка;
  • есть угроза стабильности банковской системы из-за ограничения или лишения подсанкционного лица права распоряжаться своими активами.

Упоминается и Фонд гарантирования вкладов физлиц, который также может принять участие в процедуре вывода системного банка, если откажется Кабмин.

И вишенка на торте: единственным способом возмещения убытков лицам, пострадавшим от ликвидации или вывода с рынка банка, являются средства государства-агрессора.

Все вышеперечисленное – только в период военного положения.

Доигрались

Кандидат юридических наук и партнер SLA Attorneys Алексей Волохов в комментарии Vesti.ua отметил, что необходимость в законопроекте есть, поскольку только через отзыв лицензии или вывод с рынка (если банк системный) можно применить санкции против российского бизнеса именно в банковском секторе.

Эксперт связывает появление законопроекта с работой Временной следственной комиссии Верховной Рады по работе игорного бизнеса. “ВСК разоблачила ряд  банков и финансовых учреждений, содействующих нелегальным схемам по уклонению от уплаты налогов игорным бизнесом. В то же время некоторые из этих банков хорошо всем известны и в прошлом имели прямое отношение к российскому бизнесу, – отметил он. – Поэтому законопроект может быть реакцией законодателей на результаты работы ВСК, особенно учитывая тот факт, что среди авторов есть и члены этой ВСК”.

Также важно, по его мнению, что банк, чей владелец или совладелец – лицо под санкциями, подпадает под санкции не только в Украине, но и в других государствах.

Нацбанк лишнего не сделает

Опасения насчет расширения полномочий НБУ, предлагаемых законопроектом, не имеют оснований, потому что риск от работы на украинском рынке учреждений, связанных со страной-агрессором, выше.

Мы неоднократно говорили о том, что банковское учреждение, связанное с российской властью, не имеет права работать в Украине, подчеркнул в комментарии Vesti.ua президент Ассоциации украинских банков (АУБ)  Андрей Дубас. При этом, по его мнению, вариант национализации, по сравнению с вариантом выведения с рынка, более эффективен, поскольку позволяет сохранить рабочие места, кредитный портфель, и само банковское учреждение продолжит работать, но уже не на российского владельца, а на украинское государство. Поэтому логика в предложенных в законопроекте мерах есть.

“Стоит понимать, что война – это время, когда методы выбираются по эффективности, а целью служит лишь одна задача – победа”, – подчеркнул Андрей Дубас. 

В том числе и в том смысле, чтобы сберечь стабильность финансовой системы Украины.

Банкопада не будет

Первой национализации банка (Приват) предшествовал банкопад, который на официальном уровне получил такую характеристику – санация. Упрощенно говоря, слабые и неэффективные банки выводились с рынка по существовавшим тогда процедурам. Не готовится ли и сейчас нечто подобное?
Андрей Дубас убежден, что сейчас преждевременно отвечать “да” на вопрос, нужна ли санация украинскому банковскому сектору.

Регулятор с апреля запланировал комплексную проверку и оценку украинской банковской системы. Банки уже понесли и продолжают нести значительные потери от рисков войны, прежде всего из-за потери качества кредитным портфелем. В то же время мы можем утверждать – действия участников банков и регулятора позволили в 2022 году эффективно противостоять вызовам. Операционная деятельность большинства учреждений была прибыльной, – подчеркнул президент АУБ. – И регулятор постоянно отслеживает стойкость банковской системы”.

Да и в целом говорить о санации, как о “ручном” инструменте определения жизнеспособности банков, что будет сопровождаться дальнейшими шагами, не совсем корректно, поскольку решения по каждому из них принимаются в индивидуальном порядке, обратил внимание эксперт.

С начала текущего года в Украине обанкротился Forward Bank (Форвард Банк), национализирован PINbank (Первый индустриальный банк – ПИН Банк), и, наконец, 7 марта Нацбанк отозвал лицензию у iBox Bank (Айбокс Банк). Если у Форвард Банка были проблемы с платежами, а ПИН Банк лишился лицензии из-за владельца-россиянина под санкциями, то Айбокс Банк пострадал формально за нарушения финмониторинга, прописанные НБУ.

Если законопроект народных депутатов будет принят, выводить банки с рынка Нацбанку станет легче. Хотя банкопада в АУБ не ожидают, вопрос о сохранности депозитов физлиц вновь обретает актуальность. Президент АУБ Андрей Дубас подчеркнул: банки, которые функционируют на рынке и соблюдают все требования как регулятора, так и законодательства, и не связаны со страной-агрессором, высоколиквидны, надежны и стойки.

Клиентам банков не стоит беспокоиться о своих деньгах на депозитах. Напомню, что сейчас действует норма о 100% выплатах по вкладам, так называемая банковская гарантия. В целом система при поддержке государства может противостоять текущим вызовам – как финансовым, так и социальным”, – подчеркнул эксперт.

 

ЛИЛИЯ ФОМЕНКО