План совместимости с НАТО. Что должен сделать Альянс для реальных изменений в Украине

НАТО

Эта статья – Editorial. «Европейская правда» только в исключительных случаях прибегает к такому формату, который означает, что текст совместно подписала вся редакция.

Но эта публикация – еще более особенная: ее соавторами выступили ряд общественных организаций, работающих над воплощением реформ. И мы не сомневаемся, что ее поддержит подавляющее большинство экспертов, работающих в Украине в этой области. Ведь идея, которую мы предлагаем, способна ощутимо ускорить реформы и приблизить евроатлантическое будущее нашей страны.

* * * * *

«Почему Украина до сих пор не в НАТО?» На вопрос, который президент Владимир заочно адресовал своему американскому коллеге Джо Байдену, ответить не так просто.

В Альянсе обычно говорят, мол, объем и скорость реформ не позволяет Украине претендовать на вступление в НАТО. Но если так, то есть встречный вопрос: каков объем реформ, который позволит хотя бы говорить о готовности к вступлению? И на него нет ответа.

Альянс, хотя и декларирует политику открытых дверей для Украины, пока не готов обсуждать условия расширения. В свою очередь отсутствие хотя бы приблизительно очерченной перспективы подрывает жажду реформ в Украине. А это дополнительно усиливает нежелание предоставлять такую ​​перспективу…

Этот порочный круг нужно разорвать.

И это вполне возможно сделать.

У нежелания отдельных стран НАТО даже гипотетически говорить об условиях нашего вступления есть ряд причин. Кто-то боится России или все еще мечтает о ее примирении, кто-то остерегается возможной реакции своих избирателей, кто-то не верит в искренность евроатлантического выбора Украины, кто-то разочарован прежде всего темпами реформ. Но публично все говорят только о последнем.

Впрочем, есть и кое-что еще, что всех объединяет.

Все без исключения западные партнеры готовы поддержать реформирование Украины. Даже те, кто избегает упоминаний о будущем нашей страны в НАТО, поддерживают изменения, связанные с нашим движением в Альянс. Изменения, которые делают Украину более устойчивой и более демократичной. За проведение реформ высказывается и украинская власть, которая обещала их во время выборов (но не всегда удачно осуществляет эти обещания на практике).

Также реформирование и движение Украины к Альянсу продолжают быть требованиями украинского общества, что подтверждают и соцопросы, и единодушие экспертного, журналистского сообществ.

Общественное и электоральное давление делает движение страны на Запад необратимым. Однако, к сожалению, само по себе оно не способно сделать его достаточно быстрым. Отдельные реформы сталкиваются с системным сопротивлением бюрократического аппарата, олигархов и политических игроков, которые искажают изменения ради политической или бизнесовой выгоды.

DOSSIER →  Коломойский обвинил Зеленского в рейдерском захвате «Укрнафты»

Но у Украины есть опыт воплощения чувствительных изменений вопреки подобным препятствиям.

Речь идет о Плане действий визовой либерализации (ПДВЛ). В 2015-2016 годах он был «волшебной палочкой», которая позволяла проводить реформы, преодолевая сопротивление мощных политических игроков.

Мы должны повторить этот успех. В этот раз – на пути к НАТО.

Но для этого нам нужна поддержка Альянса и его государств-членов.

Отдельно отметим: влияние ПДВЛ сложно переоценить. Не все западные дипломаты это помнят, но это действительно так.

Без этого плана не было ни единого шанса на создание независимых НАБУ и САП или запуск системы е-деклараций, которая открыла стране масштаб обогащения многих судей и чиновников. Не было бы шагов на пути к равенству и недискриминации, включая гарантии трудовых прав для меньшинств, что для многих государств-партнеров является входным билетом Украины в цивилизованный мир. Таких примеров в «безвизовом плане» – десятки.

Да, не все реформы воплощены безупречно, некоторые нуждаются в коррекции, но они уже изменили Украину. И они были бы в принципе невозможны без ПДВЛ.

Есть три составляющие, которые объясняют этот «волшебный эффект».

Во-первых, Евросоюз обозначил в ПДВЛ цель или «вознаграждение»: проведя реформы, Украина могла претендовать на отмену виз (пусть даже не автоматически). Во-вторых, он дал перечень реформ, пусть нечеткий, но ограниченный. В-третьих, ПДВЛ предусматривал механизм мониторинга, то есть обязывал ЕС проверять прогресс реформ и публично признавать, что некоторые из них Украина выполнила.

Все это вместе дало обществу инструмент для давления на власть по конкретным изменениям.

И именно этих трех составляющих сейчас очень не хватает евроатлантическим реформам.

Мы предлагаем Западу предоставить Украине новый план. И мы понимаем, каким он должен быть.

Подчеркнем еще раз: мы осознаем, что не все члены НАТО готовы пообещать Украине вступление в Альянс даже при безупречно проведенных реформах. Есть ряд причин, которые (пока) этому мешают. Но так же в 2007-2010 годах в ЕС и близко не было готовности говорить о безвизе для украинцев. Точно так же европейские столицы не ожидали, что Украина проведет такие глубокие преобразования. Большинство украинцев до последнего не верили, что безвиз станет реальностью.

Но это произошло.

Так и сейчас: поставив амбициозную цель, которая при этом не будет выглядеть «угрожающей» для союзников, Украина получит стимул для изменений, которые сейчас кажутся невозможными.

DOSSIER →  Коррупция "преодолена"? Власти бесстыдно обманули Еврокомиссию

Это должна быть очень амбициозная «дорожная карта» реформ, качественное выполнение которых позволит Украине выйти на этап официальной подготовки к членству. И мы сознательно не делаем акцент на аббревиатуре ПДЧ, то есть на Плане действий по членству в НАТО, потому что это только один из вариантов, на которые может претендовать Украина. Ведь это может быть также заменитель ПДЧ, какой-то другой формат, если Альянс обновит процедуру расширения. (К слову, каким бы ни был этот формат, мы окажемся сразу на финальном этапе, потому что воплотим реформы, проверенные и одобренные союзниками).

По сути, речь идет о плане достижения совместимости Украины с НАТО.

Почему это должно заинтересовать Альянс?

Поскольку такой план не содержит жестких и «опасных» для союзников обязательств. Мы не просим обещаний о том, что Украина получит приглашение к вступлению в НАТО – это политически невозможно для ряда столиц. При этом они заинтересованы в реальных реформах в Украине, и именно это служит основой плана. Выполнив его, Украина выйдет на уровень полного соответствия критериям членства в НАТО, однако политическое решение о дальнейшем формате отношений остается за союзниками.

А в будущем, при готовности всех столиц и с такими условиями вступления, которые не означали бы автоматического объявления войны с Россией только по факту присоединения Украины к Альянсу – остается открытым путь и к нашему полноценному членству.

Такой уровень амбициозности Запад может себе позволить.

Подчеркнем: «План совместимости с НАТО» должен включать сложные изменения, встречающие серьезное сопротивление. Настоящая, а не имитационная судебная реформа; успехи в борьбе с коррупцией; не только принятие, но и воплощение реформы СБУ должны быть в этом списке. Его выполнение должно принципиально изменить, реформировать Украину, сделать ее более устойчивой и обеспеченной – и тем самым изменить расклад сил в регионе, повлияв также на демократизацию России. А это – сверхзадача Запада.

Почему это должно заинтересовать Киев? Потому что это – единственный путь достичь прорыва в отношениях с НАТО.

Альянс устал от обещаний реформ, которые затем переворачиваются с ног на голову, и не готов к диалогу о членстве.

А еще – потому что это единственная возможность осуществить революционные изменения, которые позволят власти (или действующей, или следующей, если действующая не сможет) продемонстрировать, что она не только обещала реформы, но и воплощала их. Причем эти реформы на самом деле определяют наши отношения не только с Альянсом, но так же с ЕС, США и другими, и их развитие будет зависеть только от амбициозности действий власти.

DOSSIER →  Коломойский обвинил Зеленского в рейдерском захвате «Укрнафты»

А мониторинг со стороны НАТО с публичными результатами, который должен быть в этом плане, позволит снять вопрос о качестве и объеме проведенных реформ, подчеркивая важность действий власти по обновлению страны.

Впрочем, мы осознаем, что сначала это предложение не вызовет восторга ни у одной из сторон.

Организации, ставшие соавторами этого текста, еще с февраля-марта обсуждали эти идеи с западными дипломатами, и мы слышали достаточно скепсиса. Для ряда стран НАТО этот шаг тоже слишком смелый, потому что подобного Альянс никогда не делал. Но в новой мировой реальности нестандартные и смелые шаги необходимы.

А для украинской власти эта идея недостаточно амбициозна и влечет за собой много обязательств, в то время как ОПУ, МИД и правительство публично заявляют о стремлении получить ПДЧ уже сейчас и без каких-либо условий. Но мы настаиваем, что это – историческая возможность, которую нужно использовать.

Превращение Украины в демократическое, устойчивое, правовое государство нужно прежде всего нашей стране. Однако от этих изменений выиграет и весь мир, и это укрепит Альянс. Поэтому мы рассчитываем на его помощь.

Предоставление такой дорожной карты, плана совместимости с НАТО, было бы эффективной поддержкой демократических реформ в Украине.

Авторы:

Редакция «Европейской правды»,

Центр «Новая Европа»,

Центр противодействия коррупции,

Сеть защиты национальных интересов «А Н Т С»,

Центр глобалистики «Стратегия XXI»