Инициатива менеджмента «Укрзализниці» отказаться от продажи металлолома через систему Прозрачно повышает коррупционные риски, а также означает возврат теневых схем на железную дорогу.
Об этом в комментарии Апострофу заявил политолог Николай Давыдюк.
«Появилась информация о том, что «Укрзалізниця» предлагает правительству лишить ее обязанности отчуждать свое имущество через Прозорро. Пока речь идет только о соглашениях с ломом. Однако это можно расценивать как «пробный шар», поскольку если он пройдет, то из-под Прозорро можно выводить продажу и других видов имущества, что значительно повышает коррупционные риски», – сказал он.
По его словам, сейчас «Укрзалізниця» обязана выполнять постановление КМУ №1054, регламентирующее продажу любого имущества через Прозорро, где исключается человеческий фактор, а ключевым критерием победы является самая высокая цена.
«В то же время новые инициативы УЗ заключаются в том, чтобы наделить ее эксклюзивными правами отбора и ведения переговоров с потенциальными покупателями (в этом случае лома). При этом предполагается, что данные о контрактах и соглашениях будут вноситься в систему «Прозорро» постфактум и будут иметь только соответствующий характер. Таким образом, коррупционные риски будут только расти, а также теневые схемы могут вернуться на железную дорогу», – констатировал Давидюк.
Как сообщали ранее СМИ, «Укрзалізниця» просит правительство освободить ее от обязательства реализовывать лом черных металлов через систему «Прозорро».
В 2022 году УЗ успешно реализовала через систему «Прозорро» 113,04 тыс. т лома черных металлов общей стоимостью 669,98 млн. грн.
С начала 2023 года «Укрзалізниця» успешно продала на «Прозорро» 55,43 тыс. т лома черных металлов на сумму 288,84 млн грн