

Как война повлияла на агросектор и что может сделать государство для ускорения восстановления?
В результате полномасштабной войны, развязанной россией, экономика Украины понесла значительные потери.
Совокупно, по данным репрезентативного опроса, 9,9% предприятий остановлены, 21,8% — частично остановлены (не считая оккупированных территорий).
Общие прямые потери МПБ (малого и среднего бизнеса) оцениваются в 87 млрд долларов США, бизнес-активность сократилась, а экспортеры сталкиваются с ограниченными возможностями из-за блокады портов (кроме зерновых культур).
Более 10 млн украинцев (~25% населения) покинули свои дома, в том числе, по разным оценкам, от 3 до 5 млн остаются за границей.
Уровень безработицы в среднем за 2022 год оценен Нацбанком (инфляционный отчет) в 25-26%, что соответствует общему количеству безработных в 3,2 млн человек . Уровень заработной платы, по экспертным оценкам, снизился на 30-50% в разных областях экономической деятельности.
Расходы бюджета выросли почти вдвое из-за увеличения расходов на оборону, поддержку бизнеса и гуманитарную помощь.
Аграрный сектор — текущее состояние
Недавно Международная маркетинговая группа при поддержке Help-Ukraine и в сотрудничестве с Украинским Советом Бизнеса провела опрос малых фермеров из всех регионов Украины.
Большинство опрошенных фермеров из всех регионов Украины сегодня положительно оценивают состояние своего бизнеса, несмотря на имеющиеся трудности. Тем не менее, их основным вызовом является стабилизация и удержание показателей деятельности на текущем уровне. Основными проблемами являются:
— недостаточность квалифицированных работников;
— слабая защита прав собственности и рейдерство;
— проблемы в расчетах с торговыми сетями;
— риски, связанные с возможностью отключения электроэнергии;
— непредсказуемые деяния страны, неизменные конфигурации законодательства.
Около 80% фермеров нуждаются в помощи в различных формах, так у 78, 3% есть потребность в финансовой помощи от кредитных учреждений или донорских программ.
Кроме того, фермеры ищут консультационных советов от экспертов в таких вопросах, как финансы и инвестиции, поставки и сбыт, поиск партнеров и построение отношений с властями.
Наиболее актуальные изменения, которые ждут фермеры из всех регионов Украины:
- необходимость лишить фермеров временно уплачивать единый налог 4 группы;
- решить проблему с блокированием налоговых накладных, вернуть презумпцию невиновности налогоплательщика;
- создать организации водопользователей для развития орошения;
- отсрочить введение минимальной налоговой нагрузки на 1 гектар;
- продлить беспошлинный режим с ЕС и квот еще на несколько лет;
- урегулировать отношения производителей и сетей по примеру ЕС;
- децентрализация энергетической системы; стимулирование альтернативной энергетики.
Воздействие войны на агросферу
Блокировка морских портов эрефией привела к значительному сокращению экспорта с 6-7 млн тонн в месяц до 1,5 млн тонн.
Это привело к падению внутренних цен реализации аграрной продукции ниже уровня себестоимости весной. После подписания зерновой сделки ситуация улучшилась, однако и дальше наблюдаются сложности с логистикой и сохраняется угроза блокирования «зернового коридора».
По предварительной оценке экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), прямые потери активов аграрной отрасли составляют ориентировочно 6 млрд. дол. США.
Повреждены около 5% земель сельскохозяйственного назначения. Потери доступных посевных площадей – более 25%, орошаемых земель – более 70%, ягодников – около 25%, садов – 20%.
Произошел рост стоимости производства продукции в результате роста цен на удобрения, горючее и семена. Значительные массивы земель опасны для производственной деятельности из-за заминирования.
Существенные разрушения испытали объекты инфраструктуры: сельскохозяйственной, складской, транспортной, энергетической, перерабатывающей промышленности. Из-за физического уничтожения аграрных предприятий в зоне ведения боевых действий потенциально ожидается потеря до 30% поголовья животных.
В отчете «Быстрая оценка убытков и потребностей», подготовленном правительством Украины, Европейской комиссией и Всемирным банком в сентябре 2022 года, отмечается, что общая стоимость войны для украинского сельского хозяйства оценивается более чем в 30 миллиардов евро.
В комплексном исследовании КШЭ «Обзор убытков и потерь в АПК» рассчитано, что по состоянию на ноябрь 2022 года прямые убытки составили 6,6 млрд дол. США на ноябрь 2022 года.
Сумма косвенного ущерба по состоянию на ноябрь 2022 года составила 34,25 млрд дол. США, главным образом за счет снижения внутренних цен из-за нарушений экспорта (3,1 млрд долл. США), учета потерь озимых в 2023 году (3 млрд долл. США), роста потерь из-за снижения производства продукции растениеводства в 2022 году (4,7 млрд долл. США) и т.д.
Что можно сделать для содействия восстановлению агросектора?
- Решить проблему с блокированием налоговых накладных бизнеса, вернуть презумпцию невиновности налогоплательщика;
Создана рабочая группа Минфина по урегулированию проблемы с блокированием налоговых накладных, которая нарабатывает ряд решений (изменений в Постановление 1165 и Приказ Минфина), которые после их реализации, ориентировочно в конце февраля — минимизируют объемы блокировок.
Для возврата налогоплательщику презумпции невиновности необходимо радикальное изменение модели блокирования накладных, изменения по НКУ и Постановления 1165.
Такое изменение должно предусматривать исключительно временную блокировку накладных не более чем на 30 дней. За это время налоговая должна определить наиболее рисковые из числа заблокированных (малый процент от заблокированных) и реализовать по ним внеплановые меры налогового контроля.
Такие внеплановые мероприятия должны проходить с четко определенным предметом проверки и продолжаться не более чем дополнительные 30 дней. В итоге все налоговые накладные должны быть разблокированы автоматически не позднее 60 дней с даты блокировки.
- Лишить фермеров временно уплачивать единый налог 4 группы и отсрочить введение минимальной налоговой нагрузки на 1 гектар на оккупированных и недавно освобожденных территориях;
В январе 2023 года ВРУ приняла за основу законопроекты № 8298 и № 8299 (изменения в НКУ и ТКУ) относительно дополнительной поддержки бизнеса во время военного положения.
Проекты предусматривают освобождение от налогообложения на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено военное, чрезвычайное положение, плательщиков ЕН 4 группы за земельные участки, расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, а также определенные областными военными администрациями как засоренные взрывоопасными предметами и/или на которых имеются фортификационные сооружения.
Необходимо дополнить проекты законов и временное освобождение фермеров от минимальной налоговой нагрузки на этих территориях и как можно быстрее проголосовать эти законы в целом.
- Продлить беспошлинный режим с ЕС и без квот еще на несколько лет.
Представители украинской власти и ведущие бизнес-ассоциации Украины принимают все возможные меры для продления беспошлинного режима с ЕС. Представляется целесообразным отправить дополнительные обращения в ЕС от ведущих аналитических центров Украины и бизнес-ассоциаций.
- Урегулировать взаимоотношения производителей и торговых сетей
В последние десятилетия ряд стран мира приняли законодательные ограничения так называемых «недобросовестных торговых практик» (НТП) (unfair trade practices, UTP) в цепочках поставок пищевой продукции, в том числе между предприятиями розничной торговли и их поставщиками.
Несколько лет назад эти решения были приняты на уровне ЕС. Приобретая статус кандидата на вступление в ЕС, Украина должна будет, рано или поздно, присоединиться к этим ограничениям.
Общая экономическая теория утверждает, что государственные регуляции могут потребоваться там и только там, где наблюдаются изъяны рынка (market failures), то есть, при их отсутствии частные игроки по определенным причинам распределяют ресурсы не оптимально.
Нобелевский лауреат Милтон Фридман дополнил этот критерий ввиду возможных недостатков государства (government failures).
По его заключению, вводить регулирование целесообразно тогда и только тогда, когда одновременно выполняются два условия: (а) добровольные действия граждан (не только непосредственно игроков рынка, но также гражданского общества) не могут решить проблему оптимальным образом, и (б) государство – не абстрактный, всемогущий и благонамеренный, а конкретный, с его недостатками – способен это сделать если не оптимально, то, по крайней мере, лучше, чем без его вмешательства.
Поэтому вопрос урегулирования отношений производителей пищевой продукции и торговых сетей требует отдельного исследования по поводу недостатков рынка и оптимальных способов их устранения и наработки изменений в законодательство на основе выводов исследования.
- Реализовать налоговую реформу – заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал и снизить совокупную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда до целевого показателя 25%.
Соответствующий проект закона наработан Налоговым Комитетом ВРУ совместно с аналитическими центрами и ассоциациями бизнеса.
Во время полномасштабной войны такие изменения реализовать не целесообразно, однако есть согласие ключевых стейкхолдеров по реализации такой реформы сразу после завершения военного положения.
- Институционная реформа проверяющих, контролирующих и правоохранительных органов
По всем объективным показателям, реформа ГНС движется положительно. Единственным значительным недостатком, мешающим реализации реформы, является несовершенная система блокирования налоговых накладных, которую необходимо изменить, вернуть налогоплательщикам презумпцию невиновности.
Законодательно приняты необходимые изменения, сформирована качественная законодательная база для существования единого аналитического органа по борьбе с экономическими преступлениями – Бюро экономической безопасности. Однако конкурсы по набору руководящего состава не были совершенными, поэтому БЭБ требует перезагрузки с избранием руководящего состава Комиссией с решающим голосом международных экспертов. Соответствующий законопроект по перезагрузке БЭБ зарегистрирован в Парламенте — №9080.
- Внедрение государственной программы гарантирования военных рисков по принципу страхования и предоставления доступа страховым компаниям Украины к перестрахованию для формирования качественных пакетов с военными рисками
Сейчас действуют ограничения от НБУ относительно возможностей украинских страховых компаний перестраховывать большие риски у ведущих мировых страховых компаний.
Эти ограничения искажают конкуренцию, не позволяют во многих случаях страховать военные риски украинского бизнеса, инвесторов. Необходима отмена этих ограничений НБУ, предоставление свободного доступа украинским СК к перестрахованию.
Для новых стратегических инвесторов представляется целесообразной государственная поддержка посредством страхования новых инвестиций от военных рисков. Для этого необходимо разработать изменения в Закон «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине».
- Урегулировать проблему с выключением электроэнергии и тепла
Украине необходимо срочно восстановить энергетическую систему, а также предусмотреть возможность резервной генерации. Для этого необходима помощь международных доноров и государства, в частности:
а) Для питания критической инфраструктуры (станции теплоснабжения, водоканалы, насосы и очистные сооружения водопровода) при отсутствии электроэнергии необходимы газовые турбины, мобильные дизельные генераторы мощностью 3-5 МВт, газовые/дизельные когенерационные установки для котельных мощностью 300-1000 кВт.
б) Для снижения вероятности масштабных долгосрочных отключений электроэнергии, восстановления высоковольтной сети и восстановления распределительной электрической сети в Украине необходимы автотрансформаторы 750 кВ, 330 кВ и т.п., регулирующие трансформаторы, преобразователи тока.
в) развитие децентрализованной энергетики, альтернативные источники энергии:
Необходимо государственное стимулирование внедрения предпринимателями альтернативных источников энергии, в частности, энергии из биомассы, биогаза, солнца и т.д. Для этого необходимо максимально упростить экологические требования, в частности, на время войны лишить налога за выбросы СО2-котельной и ТЭЦ/ТЭС на биомассе и биогазе. Процесс установки резервного генератора у бизнеса необходимо с разрешительного перевести в чисто декларативный.
Бухучет взаимоотношений между бизнесом по обмену электроэнергией – сделать сверхупрощенными, без налогообложения.
- Недостаточность квалифицированных работников в Украине
Решение этого вопроса лежит в плоскости стимулирования возвращения украинцев, временных беженцев, в Украину, а также поощрения мигрантов из других стран работать в Украине.
Для этого в первую очередь необходимо снизить нагрузку на фонд оплаты труда, что приведет к росту заработных плат, обеспечить макроэкономическую стабильность и устойчивость национальной валюты, упростить миграционное законодательство.
- Слабая защита прав собственности и рейдерство
Для решения этой проблемы необходима качественная судебная система и реформированные правоохранительные органы. Процесс реформирования судебной системы уже продолжается, создан обновленный Высший совет правосудия и создается Высшая квалификационная комиссия судей, этот процесс требует постоянного мониторинга гражданского общества.
Надеемся, что представители Кабинета министров и Парламента учтут предложения представителей агросектора и аналитических центров и в ближайшее время внесут необходимые изменения в законодательство и другие НПА.