Новая земельная конституция
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Давайте разберемся, что именно изменит в нашей жизни недавно принятый закон земельной реформы

24 мая Президент наконец подписал огромный 100-страничный закон о дерегуляции земельных отношений. Он, вместе с законом об открытии рынка земли, является ключевой составляющей земельной реформы. Закон вносит изменения не только в Земельный, Водный и Гражданский кодекс, но и в ряд других важных законов — об административных правонарушениях, об аренде и отчуждении земли, о недрах, нефти и газе, о государственном контроле в хозяйственной деятельности, об охране культурного наследия и правовом режиме Чернобыльской зоны.

И сторонников, и противников у нового закона было более чем достаточно — между его принятием в первом чтении в 2019 году и втором в 2021-м прошло полтора года ожесточенной дискуссии. К законопроекту подали более трех тысяч поправок, рассмотрение этих поправок фактически заблокировало всю другую работу ВРУ более чем на месяц, а непосредственно во время голосования депутаты Батькивщины пытались физически заблокировать трибуну с карточками в руках.

Сторонники закона подчеркивают, что земельные отношения должны быть децентрализованы, интегрированы и унифицированы. А разрешительные процедуры давно нужно упростить, уменьшить стоимость работ и продолжительность их выполнения. противники (в основном, из ОПЗЖ и Батькивщины) считают, что закон позволит продавать землю сельскохозяйственного назначения иностранцам, снимет запрет на продажу национальных заповедников, водоемов и лесов и позволит бесконтрольный вывоз из страны верхнего плодородного слоя земли.

А вот, что в реальности меняет новый закон.

1. Землю за пределами сел и городов, которым ранее распоряжалось государство, передают в коммунальную собственность. Решать ее судьбу теперь будут городские и поселковые советы, а у государства останутся только те земли, которые необходимы для выполнения его функций — природно-заповедного, природоохранного и лесного фонда, земли обороны и зоны отчуждения, земли под объектами инженерной инфраструктуры. Таким образом органы местного самоуправления смогут управлять землями за пределами населенных пунктов, как это было до 2002 года, а кроме того также приобретут право утверждать на них детальные планы территории.

2. Существенно уменьшаются полномочия Госгеокадастра и увеличиваются — исполнительных органов местных советов. Например, если определенный земельный участок использовался не по целевому назначению (на земле для общественной застройки осуществлялось строительство ЖК), то раньше проверять, используется ли он по назначению, должно было управление Госгеокадастра. А теперь это сможет делать КГГА.

Читайте также на DOSSIER:  Украинцы смогут контролировать пенсионные накопления в режиме 24/7 — Минсоцполитики

Первые последствия в Киеве мы увидим очень быстро

3. Усиливаются ограничения по территории памятников культурного наследия. Раньше, если часть участков в пределах памятника культурного наследия имела историко-культурное назначение, а часть — другое, специфические требования по охране наследия на участки с другим назначением часто могли игнорироваться. Теперь наоборот прямо определено, что любая деятельность в пределах территории объекта охраны должна осуществляться с соблюдением режима использования памятника, несмотря на целевое назначение участков.

4. Преимущественное право покупать земли сельскохозяйственного назначения теперь будут две категории лиц. В первую очередь те, кто имеет специальное разрешение на добычу полезных ископаемых общегосударственного уровня. Во вторую — действующий арендатор этой земли.

Кроме этого появятся дополнительные ограничения по отчуждению таких земель — дарить, передавать по наследству и на пожизненное содержание их теперь можно будет только близким родственникам. То есть заставлять человека «подарить» кому-то свою землю не будет иметь смысла, потому что никому кроме родственников она такой подарок сделать не сможет.

5. Упрощается процедура согласования проектов землеустройства, отменяется государственная экспертиза землеустроительной документации и агрохимическая паспортизация земель, отменяется необходимость получения разрешения на снятие верхнего слоя почвы и необходимость получения согласований на изменение целевого назначения в КМУ и ВРУ для особо ценных земель. Последний пункт — один из самых дискуссионных, ведь с одной стороны, это открывает застройщикам дополнительные возможности для дерибана особо ценных земель. А с другой, норма по этим согласованиям и так фактически не работала — при необходимости просто делалась справка, что земли, целевое назначение которых хотели изменить, не так уж и ценны, и вопрос не должен решаться на уровне КМУ и ВРУ.

6. Несколько ограничена приватизация — теперь для того, чтобы передать коммунальную землю в безвозмездное пользование, за это должны проголосовать не половина депутатов соответствующего совета, а ⅔ его состава. То есть, например, в Киеве для продажи участка достаточно 61 голоса, а вот для бесплатной передачи без денег нужно будет уже 80 голосов.

7. Теперь в законодательстве понятие «иностранного юридического лица» заменено на понятием «юридического лица, созданного и зарегистрированного в соответствии с законодательством иностранного государства». Ранее с понятием «иностранного юридического лица» было много проблем — оно противоречило другим нормативным актам, было неточным и неоднократно становилось предметом судебного разбирательства. Сейчас этот вопрос решен.

Читайте также на DOSSIER:  Более 700 госпредприятий на продажу: Минэкономики обнародовало список для приватизации

Очевидно, что основная цель закона — это дерегуляция и упрощение земельных отношений. Но еще нужно будет посмотреть, как он будет работать на практике. В Киеве, как городе с самой дорогой в стране землей и наиболее закаленным в застоечных протестах гражданским обществом, мы первые последствия увидим быстро.

Ольга Балицкая
Общественный деятель, депутат Киевсовета 8 созыва