Новая система оплаты труда для госчиновников

Наталья Алюшина
FavoriteLoadingзакладки →

Фонд оплаты труда госработников вырастет на 22% без реформирования и оптимизации государственных органов

Правительство Украины хочет сделать работу госслужащих более эффективной. Следовательно, тратить на них из бюджета больше денег. Для этого на зарплаты чиновникам в следующем году выделят дополнительные 11,4 млрд грн по сравнению с 2023-м, то есть плюс 22%.

Новая система оплаты предполагает сложную формулу расчетов с семьями должностей и грейдами. Что коренным образом изменится с 1 января следующего года, насколько это повысит эффективность госслужащих и насколько это целесообразно в целом делать в условиях войны – разобрал UBR.ua.

Чего хочет власть и как проходит реформа

Ровно год назад Кабмин направил на рассмотрение парламента законопроект №8222, согласно которому для определения зарплаты госслужащих будет введена классификация должностей.

То есть одинаковая должность в разных ведомствах будет оплачиваться по-разному. Даже работая в более “сложной” госструктуре неруководителем, можно будет получать больше главы “простого” департамента.

Проект №8222 еще 28 июля был принят за основу. Как сообщила нам глава Нацагентства по госслужбе (НАГС) Наталья Алюшина, сейчас его активно готовят ко второму чтению.

Сегодня, 24 ноября, должно состояться заседание последней рабочей группы. В понедельник, 27-го числа, запланирована встреча со всеми привлеченными министерствами, чтобы у всех было единое видение ситуации и одинаковая позиция по законопроекту.

Проектом №8222 предусмотрена реформа оплаты труда на основе классификации должностей. Это не реформа, а только первая попытка к реформе. Сейчас мы согласовываем результаты классификации должностей. Нам направили на согласование 270 органов. Нацагентство проверяет, чтобы не допустить злоупотреблений или нарушений. Сегодня должны отправить“, – говорит Алюшина в разговоре с UBR.ua.

Как изменится оплата госслужащих после реформы

Главные грядущие изменения можно увидеть из представленной Минфином, одним из привлеченных министерств, инфографики.

Прежде всего – отменяются стимулирующие выплаты. В нынешнем варианте они вообще не ограничены определенным потолком.

Кроме того, прибавка за выслугу лет теперь может достигать максимум 30%. Каждый год она прибавляет 2% зарплаты госслужащему, поэтому теперь за 15 лет работы в должности можно упереться в ограничения. Раньше до них доходили за 25 лет – они составили 50%.

DOSSIER →   "Главный урок польской блокады - нам нужны реформы, чтобы выдержать конкуренцию"

А вот денежная помощь к отпуску у уважаемых служащих должна возрасти. Сейчас она предоставляется в размере средней з/п. Согласно новому проекту, эта выплата составляет сумму оклада и двух надбавок – за ранг и за выслугу лет.

Премии с максимальным размером в 30% от з/п оставили неизменными. Так же и надбавки за ранг по усмотрению Кабмина от 200 до 1000 грн.

Ключевое изменение, конечно же, – это начисление размера оклада для тех же должностей в зависимости от семьи должностей.

Всего семей должностей 27, они разбиты на пять групп, отмеченных цветами. Как видим, более сложной и, соответственно, более высокооплачиваемой станет работа по анализу госполитики и нормообразования (вторая, желтая группа) в отличие, например, от бухгалтерии (пятая, оранжевая, самая низкая).

А чтобы посчитать, насколько аналитик должен получать больше бухгалтера, ввели систему из 15 грейдов (с английского grade – уровень, ранг). Она охватывает все девять уровней должностей госслужащих: от первого руководящего до начального профессионального.

Будут ли чиновники в Украине получать больше

Непонятным в реформе может выглядеть тот факт, что повышение эффективности госаппарата по проекту означает тратить на него больше денег. 64,3 млрд грн в следующем году против 52,8 млрд грн в этом году. С первого взгляда, это противоречит общепризнанной европейской практике в цивилизованных странах.

Даже в Минфине соглашаются, что значительный рост фонда оплаты труда будет вызовом для общества – без предварительного реформирования государственных органов и оптимизации численности их работников.

В то же время экс-министр социальной политики Андрей Рева, традиционно скептически оценивающий действия нынешнего правительства, сейчас едва не готов его критиковать за недостаточное финансирование госаппарата в следующем году. По его словам, плюс 20% – это не так много.

Средняя зарплата по стране сейчас 17 тыс. грн. Она за год условно выросла на 20%. Если мы говорим об увеличении фонда для госслужащих – это не о росте, это о подтягивании их зарплат“, – отмечает Рева в разговоре с UBR.ua.

По словам экс-министра, достойная зарплата – это возможность подбирать качественных специалистов. Хотите иметь хорошие услуги – платите больше денег, говорит наш собеседник.

DOSSIER →   Зеленский анонсировал программу украинского кэшбека

Почему честным и эффективным госслужащим в Украине быть проблематично

И здесь мы переходим к другой проблеме. Андрей Рева обращает внимание, что сейчас никто не хочет работать в органах власти. От чиновников требуется заполнение электронной декларации, они подпадают под финмониторинг. Если это гослицо уровня ПЭП, его и членов его семьи, согласно новому закону, ждут пожизненные проверки.

Нам нужны высококвалифицированные хорошие специалисты. Повысится ли их уровень после реформы? Нет. Позволит ли это сохранить по крайней мере действующий уровень? Возможно. Как говорил Бисмарк, если у вас хорошие законы и плохие чиновники – вы всегда будете жить плохо. Но при хороших чиновниках и даже в несовершенных законах – наоборот“, – цитирует немецкого отца нации наш собеседник.

вспоминает свое пребывание в должности министра, когда ему приходилось пять раз возвращать назад нормативный документ из-за того, что чиновники не в состоянии были его нормально прописать.

Новая реформа не избавит украинцев от коррупции чиновников

Подытоживая, Андрей Рева говорит, что оплата труда чиновников в Украине всегда имела перекос – это маленькие оклады и в противовес им премии, которые составляли большую часть выплат. Должно быть наоборот. По его словам, 70% должно быть стабильное основание и 30% – поощрительное.

Далеко ходить не надо. Вспомним случай, когда в 2019 году министру экономики Тимофею у выплатили 1500% премии“, – говорит Рева.

Стимулирующие выплаты, напомним, действительно упраздняются, а премии составят не более 30% оклада.

В то же время реформа никак не повлияет на ситуацию с коррупцией в Украине, говорит экс-министр.

Коррупцию это не предотвращает, это ни о чем. Я был министром. У нас 350 млрд проходили через министерство за год. Если я хочу украсть –  я украду“, – предупреждает собеседник.

Чтобы не воровали, недостаточно даже существенно повысить зарплату, говорит нам Рева. Нужно убирать условия. Там, где чиновник распоряжается, куда направить деньги, – всегда будет коррупция, по его мнению.

Главная беда реформы: она идет в обратном направлении

Итак, мы видим, что реформа в целом имеет смысл и принесет позитивные изменения для общества и экономики. Это более справедливая оплата труда и отсутствие заоблачных премий (стимулирующих выплат) чиновников. Но это на бумаге.

DOSSIER →   Налогообложение, земельные вопросы и модернизация ГАР являются законодательными приоритетами - замминистра агрополитики

Глава НАГС Наталья Алюшина признается в разговоре с нами, что реформа проходит очень сложно. И для этого есть сразу три причины.

Перед тем как подготовить проект, мы провели эксперимент на четырех органах, среди них Минцифры и Минфин. Была подсчитана реформа. Очевидно, что она нуждается в дополнительных средствах“, – говорит UBR.ua .

То есть дополнительных 11,4 млрд грн не хватает. И это то, о чем предупреждал Рева. Второй момент – целесообразность проведения реформы во время войны, и даже не из-за “лишних” трат.

Когда получены будут выводы, попытаемся учесть районы и области в юго-восточной части Украины, там, где возможны или ведутся боевые действия. Там находятся госслужащие, выполняющие свои обязанности“, – продолжает глава НАГС.

Полностью получить всю необходимую статистику по всем регионам Украины, как видим, сверхсложно, даже если возможно.

Но главная беда в том, что бюджет 2024 года уже принят.

Должны были бы сначала провести классификацию должностей, определиться с потребностями, а потом закладывать их в бюджет. Теперь в пределах этого фонда нужно проводить классификацию“, – резюмирует Алюшина.

Подводя итоги, можем констатировать: в целом позитивная инициатива реформы рискует столкнуться с непреодолимыми обстоятельствами и дать на выходе отнюдь не радужный результат. Как и многие другие хорошие новации в Украине. Хотелось бы ошибаться.

АНДРЕЙ КАУТ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии