Из государственной собственности — в частную. Мы на пороге массовой приватизации, которая способна на долгие годы прописать сценарий развития, или упадка, для Украины
Малая приватизация продолжается, и по плану, большую поставил на паузу карантин. По словам президента Владимира Зеленского, она начнется после снятия ограничений. Премьер-министр Денис Шмыгаль позже уточнил, что ситуация будет анализироваться, чтобы выбрать наиболее подходящее время для торгов.
В феврале глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко сообщил, что в 2020 году планируется продать более 500 предприятий. Их приватизация, как ожидается, принесет государственному бюджету Украины около 12 млрд грн. Из них 6 млрд от малой приватизации и 6 млрд грн — от большой.
Но большие деньги — большая ответственность. И самое сложное в приватизации не продать, и даже не продать выгодно для государства. А использовать этот шанс для инвестирования в стабильное развитие вместо залатывания дыр в бюджете, поддержание курса гривни или до боли знакомого украинцам предвыборного популизма.
Приватизация, версия 2.0
По информации Фонда госимущества, в Украине насчитывается наибольшее количество государственных предприятий в мире — 3733. Из них 1261 предприятие необходимо ликвидировать, а 1006 подпадают под приватизацию.
Такое положение вещей — последствия неудачной первой волны приватизации в 90-х, после обретения Украиной независимости. Через это прошли все бывшие страны СССР, но результаты в основном были неутешительными.
Знаете, как без помощи Google легко определить, где приватизация была успешной, а где — нет? Это очень просто. Спросите себя, какие страны вы бы отнесли к благополучным
Приватизация проходила в условиях политической неопределенности, отсутствия экспертизы в таком процессе, ненадлежащей работы правоохранительных органов и судов, высокого уровня коррупции, неблагоприятного инвестиционного климата и отсутствия капитала у населения.
В результате владельцами предприятий могли стать только те, кто был близок к власти. Или те, кто уже ими руководил, так называемые «красные директора». Промышленные гиганты нередко становились банкротами и продавались за бесценок — чтобы потом быть «порезанными на металл». Именно поэтому сейчас на Донбассе бывает нелегко различить, что именно произошло с каким заводом — снаряд или «эффективный собственник» в 90-х.
Первая волна разгосударствления не принесла стране практически никаких достижений, зато породила явление олигархии и большое недоверие населения как к той приватизации в частности, так и к этому явлению в целом.
«Переиграли» с тех пор только приватизацию Криворожстали. Однако это единственный удачный случай реприватизации — который является исключением, что сейчас лишь подтверждает правило. Но легитимация приватизации, как говорится, уже совсем другая история.
Впереди у нас новая волна массовой приватизации. В течение последних 15 лет ФГИУ передал на приватизацию 93 предприятия, и только за последние 5 месяцев — более 600. После карантина начнется большая приватизация, и счет быстро пойдет на миллиарды.
Перед властью и всеми нами стоит важнейшая задача — на этот раз сделать все правильно.
Те, кому удалось. И почему их легко определить
Знаете, как без помощи Google легко определить, где приватизация была успешной, а где — нет? Это очень просто. Спросите себя, какие страны вы бы отнесли к благополучным. Вот там и была успешная приватизация. Такая же логика срабатывает и с неблагополучными странами и высокой долей государственного сектора.
Корреляция прямая и безусловная: приватизация государственных предприятий является необходимым условием для успешного экономического развития. Она повышает эффективность экономики и обеспечивает стабильное развитие в средне-и долгосрочной перспективе.
Да, это не просто сделать. Но нужно. Испытания приватизацией прошло большинство стран Старого Света в 80-е годы прошлого века. И ни одна из них не была идеальной.
Масштабную приватизацию начало правительство Маргарет Тэтчер в конце 80-х. Государство продало такие компании, как British Telecom, Rolls-Royce, British Petroleum, British Airways и British Gas. Приватизация обогатила казну на около 80 млрд фунтов, государственная доля в экономике сократилась на две трети, миллионы британских подданных стали совладельцами предприятий через покупку акций.
При этом результаты приватизации были частично пересмотрены в конце 90-х. Ревизию инициировали лейбористы, которые полагали, что государство недополучила прибыли при продаже. Не из-за коррупции, а потому что на момент приватизации не удалось просчитать реальную стоимость определенных инфраструктурных активов, среди которых компании-поставщики электроэнергии и воды.
В конце концов был введен windfall tax — налог на «безосновательные доходы, обусловленные ограничением конкуренции или исключительно благоприятной рыночной конъюнктурой». Но несмотря на это, британский опыт приватизации считается одним из самых успешных в мире.
Возьмем Польшу, которая, как и Украина, получила в наследство от СССР множество проблем, в том числе и плановую экономику со всеми последствиями. Но в Польше был Лешек Бальцерович и его «шоковая терапия». Да, приватизация корректировалась, были разные программы приватизации, а среди поляков очень неоднозначное восприятие как приватизации, так и реформ Бальцеровича. Однако факт остается фактом: в начале 90-х ВВП на душу населения в Польше было ниже, чем в Украине.
Прогнозируемый доход от приватизации только за этот год — 12 млрд грн. Огромныесредства. Поэтому дело за малым, а на самом деле за главным — сделать это правильно.
Приведу недавний пример. Несколько лет назад один знакомый, который занимается экспортом зерна в Европу, искал в Польше зернохранилище. Нашел — в небольшом городке, государственное и очень запущенное. Встретились с мэром, договорились о цене, ниже украинской на подобную недвижимость. Более того, за счет местного бюджета была проведена предпродажная подготовка— вывезли мусор, восстановили забор, облагородили территорию, сделали косметический ремонт. Потому что вместо убыточного актива город получил дополнительные рабочие места и налоги. Такую ситуацию трудно, если не невозможно, представить в Украине. И это тоже о том, почему в Польше приватизация является успешной.
Успешная, хотя и тоже не беспроблемная приватизация была осуществлена в странах Балтии, гораздо позже в Грузии, но со второй попытки тоже успешно — благодаря Кахе Бендукидзе.
Однако так или иначе опыт всех без исключения развитых стран (США, Канада, Австралия исторически никогда не имели значительных государственных активов) от Польши и Латвии до Британии и Франции, от Чили до Малайзии и Сингапура свидетельствует об одном: правильная передача государственный активов в частные руки является верным путем к экономическому процветанию.
Потому что частный сектор — это, в конце концов, о бизнесе и качественной конкуренции. Предприятия прежде всего должны приносить прибыль, а это невозможно без инвестиций, без введения новых технологий, без высокой производительности труда.
В противоположность этому государственные предприятия зачастую неэффективны, и вместо наполнения бюджета они еще и требуют дотаций. Большинство из них пациенты, скорее, мертвые, чем живые.
Соответственно, благодаря приватизации государство:
- Перестанет тратить деньги на спасение убыточных и неэффективных (в государственном управлении) предприятий;
- Получит миллиардные прибыли своих, а не кредитных или инфляционных гривен;
- Получит рост ВВП, новые рабочие места, налоговые поступления в бюджет и добавленную стоимость продукции благодаря привлечению прямых иностранных инвестиций и эффективных частных собственников.
Приватизация — это топливо для экономики и возможности для развития именно тогда, когда она больше всего в этом нуждается. К примеру, как вот сейчас — в период коронавирусного кризиса.
Как это — правильно?
Итак, приватизация однозначно нужна Украине. Прогнозируемая прибыль только за этот год — 12 млрд грн. Огромные средства. Поэтому дело за малым, а на самом деле за главным — сделать это правильно.
Ключевые моменты «правильной» приватизации:
- прозрачная и открытая система торгов;
- рыночная цена активов;
- соблюдение принципа неприкосновенности частной собственности;
- четкие обязательства покупателей и контроль за их выполнением;
- беспристрастность судов;
- беспристрастность правоохранительных органов;
- вложения полученных государством средств в развитие, а не на проедание.
С торгами проблема решена благодаря Prozorro, в данном случае — Prozorro. Продажи, на котором реализуется все государственное имущество и через который будет осуществлена также большая приватизация. Это действительно достижение на пути преодоления коррупции в открытости и прозрачности. Система постоянно обновляется и улучшается, не зря ее франшизу уже покупают за рубежом, и даже Грузия. По ценам — начальные объявляются обычно ниже рыночных, но в ходе торгов они растут до определенного уровня.
Поэтому любые вопросы касательно аукционов, если они возникают или возникнут, надо адресовать продавцам, покупателям и компетентным органам, или же идти в суд. С последними двумя пунктами, правда, ситуация остается сложной. Так же, как и со священным для развитых стран институтом частной собственности.
И хотя наша репутация для инвесторов снова изрядно пострадала из-за ситуации с выплатами по «зеленому» тарифу, тем не менее инвесторы придут. Украина богата интересными и перспективными активами, а для инвестора именно это и является приоритетом.
Поэтому сейчас главная угроза — что миллиарды поступлений не пойдут на развитие. Что они растворятся в карманах чиновников и впоследствии вынырнут на офшорных счетах. Которые будут использованы для удержания курса гривни и заодно рейтингов и воплощения популистских обещаний, таких, как низкие тарифы на коммунальные услуги, увеличение пенсий и зарплат бюджетникам.
Стало быть, в таком случае экономика начнет имитировать рост из-за увеличения покупательной способности населения. Однако это заливки воды в дырявый бассейн не будет длиться вечно. Каких-то пять лет, и деньги банально закончатся. Мы окажемся перед лицом такого кризиса, перед которым поблекнет и коронавирусный кризис, и кризис 2008 года, и кризис 1998. Но с той существенной разницей, что продавать государству будет уже нечего.
Поэтому приватизационные деньги обязательно должны быть вложены в развитие, в создание добавленной стоимости наших предприятий, в модернизацию инфраструктуры.
Лучший вариант — создать государственный спецфонд, куда должны поступать все деньги от продажи предприятий. Отдельно законом должны быть прописаны принципы его функционирования и запрет нецелевого использования. Как целевые могут быть определены несколько направлений: инфраструктурные проекты, инкубаторы для предпринимателей, грантовые программы для воплощения инноваций, гранты для студентов, создание нашей версии Кремниевой долины и пр.
Управление фондом стоит поручить общественному совету, избранному на открытом и прозрачном конкурсе. Ведь приватизационные деньги — это деньги от продажи государственного, а значит, народного имущества.
Эта приватизация, которая уже началась — наш настоящий шанс создать украинское экономическое чудо, и мы не можем его упустить. Хотя бы потому, что такого больше не будет.
Татьяна Буденко