Что, если половиной всей газотранспортной системы Украины будет владеть иностранная компания, никак не связанная с “Газпромом”? У этого есть масса преимуществ, главное из которых — возможность сохранить и саму трубу, и доходы от транзита газа
Отдать половину ответственному инвестору
НАК “Нафтогаз України” обратилась к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману с инициативой вынести на рассмотрение СНБО возможность продажи иностранной компании 49% украинской газотранспортной системы. Это подается как необходимость принятия мер для защиты интересов Украины как страны — транзитера природного газа в ЕС. По мнению авторов документа (он имеется в распоряжении редакции), этот статус является ключевым для обеспечения энергетической и экономической безопасности, а также для защиты всей страны и для удерживания России от агрессивных действий.
В письме поднимается вопрос: что будет с НАК “Нафтогаз України” после того, как в 2019 г. истечет срок действия контракта с “Газпромом” на транзит российского газа через Украину в Евросоюз? Притом что “Газпром” выступает против передачи контракта на транзит газа новой компании — оператору газотранспортной системы (ГТС), который был бы сертифицирован в соответствии с законодательствами Украины и ЕС. При этом анбандлинг “Нафтогаза”, как это признают в Европейской комиссии, возможен только после 1 января 2020 г., то есть после того, как будут выполнены текущие обязательства по транзитному контракту с “Газпромом”.
Из-за разногласий с “Газпромом” точки входа украинской ГТС на восточной границе страны и далее подпадают под действие технических договоренностей, предусмотренных транзитным контрактом. Соответственно, они не могут обеспечить реализацию принципа доступа третьих сторон и операционную независимость оператора ГТС. Также и точки выхода из ГТС на западной границе Украины остаются под контролем “Газпрома”, что нарушает законодательство Энергетического сообщества в части конкуренции.
Из-за контроля со стороны “Газпрома” единый оператор ГТС Украины не может нормально взаимодействовать с операторами ГТС соседних стран. Также пока невозможно — хотя и необходимо — разделить украинскую газотранспортную систему на две части: обеспечивающую международный транзит и внутреннее распределение среди потребителей. Такое разделение, по оценке руководства НАК “Нафтогаз України”, займет полтора-два года и потребует значительных финансовых затрат.
В итоге НАК “Нафтогаз України” резюмирует: строительство “Северного потока-2” — часть экономической войны, которую Россия развязала против Украины, и реализация этого проекта могут привести к полному прекращению транзита газа через территорию Украины. Избежать этого, по мнению руководства НАК, возможно, если привлечь к управлению украинской ГТС авторитетного партнера. Он должен будет, в частности, обеспечить использование мощностей ГТС европейскими компаниями или дать иные гарантии сохранения доходов от транзита на нынешнем уровне (порядка $3 млрд в год).
Оценочная стоимость украинской ГТС (по нашей информации, оценку проводила международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers), упомянутая в письме, — $14 млрд. Законодательство Украины позволяет продать 49% ГТС, а сумма в $7 млрд сама по себе может рассматриваться как определенная гарантия того, что доходы от транзита сохранятся на нынешнем уровне.
Продажа 49% ГТС позволит Украине решить сразу несколько проблем. Во-первых, просто пополнить бюджет. Во-вторых — переложить расходы по содержанию, техническому обслуживанию и модернизации ГТС на зарубежного инвестора. (Напомним, что, по оценкам экспертов, изношенность ГТС составляет порядка 90% и в 2019 г. из-за этого может даже прекратиться перекачка газа.)
В-третьих, в НАК, судя по всему, рассчитывают, что инвестор, который решится купить 49%, сможет и добиться от Кремля согласия на транзит через Украину газа с месторождений стран Центральной Азии (прежде всего Туркменистана).
“Чи діждемося Вашингтона?” Кто станет покупателем 49%
Логично предположить, что “Нафтогаз”, предлагая продать 49% ГТС стратегическому инвестору, уже держит в уме потенциального кандидата.
Этот кандидат — американская компания, поскольку известно, что глава НАК Андрей Коболев имеет особо хорошие отношения с американской администрацией и бизнес-кругами этой страны. В Вашингтоне Коболева воспринимают как реформатора, вполне способного возглавить новый консорциум по управлению ГТС — после разделения “Нафтогаза” в рамках анбандлинга.
В более широком плане для таких высокопоставленных чиновников, как упомянутый Коболев или глава НАБУ Артем Сытник, обеспечение надежного вашингтонского тыла — уже давно важная политическая задача. Собственно, у Коболева и Сытника такой тыл уже есть — и достаточно прочный. Американский посол неоднократно давала понять, что главы НАБУ и “Нафтогаза” для США важные фигуры, которым оказывается особенная поддержка, что неудивительно: энергетика и относительно независимая от президентской вертикали борьба с коррупцией — это те сферы, с помощью которых можно держать под контролем если не всю страну, то очень многие процессы.
И здесь как раз можно вспомнить, что оценку украинской ГТС в $14 млрд дала именно международная консалтинговая и аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Андрей Коболев с 1999 по 2002 гг. работал консультантом по вопросам управления в украинском подразделении PwC, специализировался на вопросах стратегического управления и корпоративных преобразований. А уже оттуда ушел работать в “Нафтогаз України”.
Политическая “пятиминутка”
Продажа 49% украинской ГТС стратегическому инвестору из США стала бы, несомненно, сильным ходом нынешней власти. Во-первых, Украина не теряет транзитную трубу — а вот в Беларуси Лукашенко продал “Газпрому” все 100% “Белтрансгаза” всего за $5 млрд. Во-вторых, тогда именно инвестору придется взвалить на себя хлопоты и расходы по модернизации ГТС. В-третьих, сохранится денежный поток, а Украина не потеряет своей важности для Европы в качестве страны — транзитера энергоносителей.
Продажа части ГТС американцам предпочтительнее, чем, скажем, немцам или французам, которые более зависимы от своих российских партнеров. В нынешней геополитической ситуации только США могут достаточно жестко разговаривать с Россией, чтобы добиться необходимых объемов прокачки газа через Украину, которые в Москве угрожают сократить чуть ли не в 10 раз после окончания действующего контракта.
Политические оппоненты власти также вряд ли найдут, что возразить по существу. Например, Юлия Тимошенко сама ищет поддержки в США и потому вряд ли публично выступит против продажи доли в ГТС профильной американской компании. Тут предметом спора может стать разве что цена трубы: популистам несложно назвать любую цифру с потолка и поднять крик, что “коррупционеры за копейки распродают национальное достояние”.
Благо экспертных оценок стоимости ГТС хватает на любой вкус. Еще в 2012 г. “Газпром” называл сумму в $20 млрд, тогда как представители “Нафтогаза” оценивали систему в $40 млрд, но были готовы начать торг с $30 млрд. А Тимошенко тогда вообще говорила, что украинская ГТС стоит более 200 млрд евро.
Наконец, международная аудиторская фирма Ernst&Young оценила стоимость основных средств компании “Укртрансгаз” в 327,921 млрд грн — это $11,5 млрд, то есть значительно меньше оценки, приведенной в письме НАК в правительство.
Продажа 49% украинской ГТС стратегическому инвестору из США до президентских выборов может оказаться очень удачной затеей, которая реально поможет государству в сегодняшней ситуации. Если, конечно, пиарщики соперников Порошенко не смогут перевернуть эту сделку с ног на голову, сумев найти идеологические уязвимости и использовать их против действующего президента.
Денис ЛАВНИКЕВИЧ