Нардепа от «Слуги народа» Николая Тищенко обвинили в попытке незаконной приватизации Усть-Дунайского порта. По словам директора ГП «МТП Усть-Дунайск» Юрия Мартынюка, приватизация порта может происходить в интересах стивидорной компании (занимающейся погрузкой и разгрузкой товара в портах), связанной с народным депутатом.
Об этом говорится в материале delo.ua. Отмечается: заявленная Фондом госимущества приватизационная цена порта в 60 млн грн удивляет, ведь за полгода работы он уплатил четверть этой суммы в виде налогов.
«То есть коммерческую выгоду от продажи государство не получит. Мечты о крупных инвестициях выглядят еще более сомнительно, ведь у порта нет железнодорожного сообщения. Зачем же тогда? Мартынюк считает, что за приватизацией могут стоять интересы стивидорной компании, связанной с Тищенко», – говорится в материале.
При этом, по утверждению Мартынюка, компания ЗТК, «которая перегружает грузы Тищенко через порт», отказывается платить государству. «Это политическая коррупция, я считаю. Полтора года назад ЗТК рейдерским путем захватил наш склад, имущество государственного предприятия. Ничего нам не платит за хранение грузов. На сегодня долг превышает 2 млн грн», – рассказал он.
Руководитель порта отметил: в то время, как все остальные операторы платят порту за использование государственной инфраструктуры 0,5 долл. за тонну груза, а в порту Измаил стивидоры платят 3 долл. с тонны, «ЗТК решил, что они могут платить всего 0,05 долл.», зарабатывая, по словам Мартынюка, 18 долл. на тонне зерна. «Иными словами, государство должно дотировать сверхприбыли частного стивидора», – объяснил он.
В самой же ЗТК, отметил Мартынюк, не скрывают своей связи с Тищенко. «Прямым текстом тебе говорят: мы работаем от этого человека, ты хоть понимаешь, на кого ты рыпаешься?» – рассказал директор порта, отметив: компания работает через офшоры и практически ничего не платит государству.
Тищенко же, подчеркивают авторы материала, еще в 2022 году создал при комитете ВР по вопросам транспорта и инфраструктуры рабочую группу, которая занимается «проверкой морехозяйственного комплекса». В начале ноября ее члены приезжали в Усть-Дунайск, а 31 декабря Тищенко «без каких-либо деталей» сообщил, что «инициировал увольнение руководителя порта Килия «за коррупцию».
«Порта Килия не существует, есть порт Усть-Дунайск, в составе которого есть портопункт Килия. То, что народный депутат этого не понимает, свидетельствует об уровне осведомленности человека, который сам себя назначил руководителем группы по проверке портов», – сказал Мартынюк.
В то же время, по информации издания, в 2022 году «Ревизор» приходил ко многим руководителям дунайских портов. Цель одна и та же: «дайте специальные ценовые условия для моих поставщиков».
«Специальные – то есть в 2-3 раза ниже рыночных. Директоров уверяли, якобы «вопрос согласован» с профильным министерством, чего на самом деле не было», – рассказывают авторы материала.
Они напоминают: Тищенко постоянно что-то проверяет. Так:
- в 2021 году он создал и возглавил межфракционное объединение «Украинская железная дорога» и оценивал вагоны «Укрзалізниці»;
- в 2022-м взялся за лесную отрасль – «создал временную следственную комиссию и теперь «гастролирует» по лесхозах Закарпатья».
При этом, подчеркивается, технология деятельности очередной следственной/рабочей/временной группы в каждом случае типична:
- «экспертный офис» в виде экс-директоров, ранее уволенных за коррупцию;
- психологический прессинг;
- огульные обвинения;
- «рейды» по предприятиям, «которые больше напоминают визиты рэкетирских группировок из 90-х»;
- недопуск журналистов;
- отказ от общения со СМИ;
- бомбардировка звонками профильных министров и замов с требованием уволить «неправильных» людей и назначить «правильных».
«Связаться с господином Тищенко достаточно сложно. Журналистов на заседание «морехозяйственной» рабочей группы не приглашают. … Связаться с компанией ЗТК также оказалось не просто. На ее фейсбук-странице лишь несколько постов. Последнее сообщение посвящено визиту Николая Тищенко в Килию в начале ноября», – резюмировали авторы материала.