Невыполнение экологических обязательств может привести к потере инвесторов — ЕВА

ЕВА
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Европейская бизнес Ассоциация призывает к выполнению национального плана по сокращению выбросов от крупных сжигательных установок

Потеря доверия инвесторов и международная изоляция из-за невыполнения экологических обязательств. Такими могут быть последствия невыполнения национального плана по сокращению выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ).

Об этом сообщили в ЕВА.

Разработано во исполнение требование Договора об энергетическом сообществе и утверждено Кабмином в 2017 году, где НПСВ имеет целью снизить на 72% выбросы оксидов азота к 2033 году, на 95% выбросы серы и пыли до 2028 года.

Так, в НПСВ определено 90 установок, на которых должны быть установлены пыле-, серо- и азотоочистки. Еще 135 установок после отработки определенного времени (20 или 40 тысяч часов) должны быть выведены из эксплуатации. В случае невыполнения требований НПСВ, операторам установок придется останавливать работу энергоблоков. Это, в свою очередь, приведет к дефициту мощностей и снижения эффективности энергетической системы Украины.

Впрочем, на сегодня НПСВ не выполняется. Компании — члены Ассоциации проанализировали ситуацию и определили шесть причин, почему так произошло:

▶️ Слишком амбициозные сроки сокращения.

Достижению текущего уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в странах ЕС предшествовало более 30 лет внедрения природоохранных мероприятий. Например, для сокращения выбросов пыли Польша потратила 18 лет, Украина обязана достичь этого показателя за 10 лет.

▶️ Отсутствие механизма государственного финансирования.

В ЕС наиболее распространенными источниками финансирования мероприятий по екомодернизации в рамках НПСВ являются собственные средства генерирующих компаний и государственная поддержка. Национальной энергетической стратегией Украины до 2035 года предполагалось, что основной задачей на общегосударственном уровне в сфере охраны окружающей среды до 2020 года должно стать законодательное обеспечение механизмов финансирования инвестиционных проектов по строительству газоочистного оборудования в рамках НПСВ. Эта инициатива так и не была реализована.

Читайте также на DOSSIER:  Тизенгаузен заявил, что украинцы в плену ложных представлений о Евросоюзе

▶️ Реформа рынка электрической энергии.

В ЕС выход на новые нормативы выбросов осуществлялся за счет инвестиционной составляющей в тариф на электроэнергию или других видов государственной помощи и источников финансирования. В 2000-х в Украине механизм государственной помощи для реализации мероприятий по модернизации энергоблоков тепловой генерации регулировался распоряжением Кабмина №648 «О мерах по реконструкции и модернизации теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей» и приказом Минтопэнерго от №183 «Об утверждении Порядка подготовки и финансирования проектов с целью реализации плана реконструкции и модернизации тепловых электростанций». В 2017 году, в связи с принятием Закона Украины «О рынке электрической энергии», было постепенно прекращено действие механизма финансирования новых инвестиционных проектов за счет отдельной составляющей в тарифах ТЭС. В течение определенного переходного периода такой механизм применялся только к проектов, начатых до 2015 года, а начисление этой составляющей было закончено 1 июля 2019 года. Кроме того, новая модель рынка электроэнергии включает ценовые ограничения с целью недопущения существенного роста цены электроэнергии для потребителей.

Также за последние пять лет произошли непредвиденные критические для украинской энергетики явления, в частности:

❎ Потеря контроля над шахтами, добывающие антрацитовый уголь и вынужденное перераспределение мощностей и реконструкция 10 энергоблоков в 2017-2019 годах с целью защиты Объединенной энергетической системы Украины. По действующему НПСВ, они должны быть выведены из эксплуатации к 2033 году.

❎ Сокращение в 2019-2020 годах объемов потребления электрической энергии, вызванное падением промышленного производства и пандемией коронавирусной болезни COVID-19.

❎ Изменения в структуре традиционной генерации, вызванные стремительным ростом (в 5 раз) установленной мощности солнечных и ветровых электростанций в период 2018-2019 годов.

Эти факторы и отсутствие источников финансирования у предприятий отрасли привели к фактической невозможности операторов установок осуществлять капиталоемкие долгосрочные инвестиции в природоохранные мероприятия, предусмотренные НПСВ. Так, общий объем инвестиций, необходимых для реализации всех мероприятий НПСВ, по оценкам экспертов ЕВА, составляет 4,1 млрд евро. При этом, наибольшая доля инвестиций (около 82%) должна быть осуществлена ​​в 2021-2027 годах.

Читайте также на DOSSIER:  Третья страна юридически обязалась поддержать вступление Украины в ЕС

«Мы должны поставить себя на место инвестора, который поддержал государство в необходимости модернизации энергетической системы, и рассчитывал на предложенную им же финансовую поддержку. Вместо этого, мы наблюдаем ситуацию, заложниками которой стали все украинцы. Нам необходимо как можно скорее возобновить диалог по выходу из этого кризиса, пока еще не поздно», — комментирует координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Ольга Бойко.

Таким образом, для реального внедрения НПСВ, по мнению Ассоциации, необходимо:

✅ Разработать и предусмотреть источники и механизмы финансирования мероприятий НПСВ, закрепленные на законодательном уровне.

✅ Актуализировать перечень установок в приложениях НПСВ, в частности тех, которые должны пройти модернизацию (приложение 2) и тех, которые будут работать в течение ограниченного срока с последующим выводом из эксплуатации (приложение 4).

✅ Пересмотреть последовательность внедрения проектов по установке пылегазоочистного оборудования и механизмов (приложение 3).

✅ Продлить для Украины срок выполнения требований Директивы 2010/75 / ЕС и общего срока реализации НПСВ к 1 января 2038.

Поэтому Европейская Бизнес Ассоциация поддерживает полноценное внедрение НПСВ при оперативного запуска процесса его обновления с привлечением всех сторон (правительства, представителей Энергетического сообщества, бизнеса и общественности) и поиска источников финансирования Нацплана.

Напомним, что в 2020 году выбросы в воздух в Днепропетровской области снизились на 10%.