«Земельная реформа» в Украине была cведена к внеконституционной «колхозно-совхозной трансформации», а потому не может завершиться в принципе

Каждое успешное государство (США, Англия, Германия, Швеция и др.) — живет по своему Основному закону — Конституции.

Никто не может заставить такое государство, даже — за деньги МВФ, выполнять любые законы или установки, которые не согласуются с нормами их Конституции.

К сожалению, в Украине, начатая так называемая «земельная реформа» была сужена до «колхозно-совхозной трансформации» — через надуманную коллективную собственность на землю — на основе Конституции УССР, и она (реформа) не согласуется с нормами Конституции Украины (1996), в которой отсутствует такая коллективная собственность.

Поэтому этот хитросплетенный внеконституционный процесс закономерно — не может «завершиться» (до сих пор).

Не удивительно, что все, кто создает «мораторий» на продажу плодородных «земель», равно как и те,  кто пытаются заставить украинцев торговать «землей» (земельными паями) как якобы абсолютной собственностью, не имеют никаких шансов на успех — поскольку такая деятельность противоречит нормам Основного закона Украины.

Статья 13 Конституции Украины, в частности, декларирует: «Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины (сокращенно земля и ее природные ресурсы), природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности (владения, пользования и распоряжения) Украинского народа. Каждый гражданин имеет право только пользоваться (не владеть и не распоряжаться) природными объектами права собственности народа в соответствии с законом». Кстати, это требование было задекларировано Декларацией о государственном суверенитете Украины, в которой фигурирует такая же формула собственности Украинского народа на: «Землю, ее недра, воздушное пространство, водные и  другие  природные ресурсы,  находящиеся  в пределах  территории…»

Фактически, а также юридически, все природные объекты права собственности Украинского народа являются капиталом нации и делятся на категории земель по основным целевым функциональным назначениям. Они не могут быть предметом покупки-продажи и не подлежат отчуждению кем-либо, в интересах кого-либо и любым способом. Поэтому даже вести разговоры о «рынке земли» как о чужой собственности — является антиконституционным, а значит — противоправным.

Для приобретения права пользования такими природными объектами существует норма «межа». Замкнутый контур предела называется «земельный участок» (земля).

Именно, земельные участки (межи) являются объектами гражданских прав собственности (частная, коммунальная и государственная) — земельным капиталом их владельцев — и, напротив, могут покупаться и продаваться, даваться  в залог и т. п.

Как видим, Конституция Украины, в отличие от других государств, декларирует два разных права собственности «на землю», а именно: на землю и ее природные ресурсы как природные объекты права собственности Украинского народа и на земельные участки (межи) как объекты гражданских прав собственности (аренды), что дает право только пользоваться в ее пределах соответствующими природными объектами права собственности народа на рыночных принципах по установленным регламентам и — за соответствующую плату.

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

При этом доказано, что стоимостная доля земельного капитала нации не может быть меньше соответствующей стоимостной доли земельного капитала владельца земельного участка (межи).

На таких принципах Конституция Украины гарантирует гражданам, юридическим лицам и государству приобретение и реализацию прав собственности на соответственно сформированные земельные участки (межи) и ведение хозяйства на них, которые выступают соответствующими объектами не только гражданских прав, но и обязанностей и требований относительно рационального природопользования и гарантий социальной направленности экономики. Субъекты права собственности (частная, коммунальная и государственная) на земельные участки (землю) являются равными между собой и перед законом и не могут конкурировать с правом собственности Украинского народа на природные объекты (землю).

Такое олицетворение прав собственности «на землю» и адресное приложение их — является сверхважным, особенно теперь — для исправления существующего положения. Поэтому сначала нужно ввести земельную реформу в конституционное поле Украины и только после этого говорить о «рынке».

Я убежден и верю, что в условиях полноценной институализации очерченных норм Конституции Украины будет работать верховенство конституционного права, а также будут создаваться предпосылки защиты интересов и роста уровня комфортной жизнедеятельности украинцев.

Эта задача должна занять одно из центральных мест не только в предвыборных программах президента Украины и народных депутатов Украины, но и  в практических мероприятиях как первоочередных и комплексных последующих действий органов государственной власти и местного самоуправления.

Для этого нужно реализовать такие императивы (приказы):

• Начать и в максимально сжатые сроки — звершить комплексную земельную (земельно-ресурсную) реформу в Украине как новую парадигму конституционного оптимизма.

Основные принципы ее отражены в научной монографии «Свершения земельной реформы в Украине: новая парадигма», а также  на страницах газеты «День» («Украинцы миллионеры» — 5 июля 2018 г., «Украинское. «Эльдорадо» — 7—8 сентября  2018 г., «Земля сделает украинцев богатыми, если…» — 10 октября  2018 г., «Освоение «целины…» — 13 ноября 2018 г., «Земельная реформа — это не рынок паев…» — 4 декабря  2018 г.).

• Реформировать действующие государственные институты, связанные с землей и ее природными ресурсами, образовав новое вневедомственное Национальное земельное учреждение Украины (Национальный земельный амбар Украины, или Национальный банк земли и ее природных ресурсов Украины) —  по аналогии с Национальным банком Украины. (Рис.)

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

МАТРИЦА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УКРАИНЫ. ИСТОЧНИК: РАЗРАБОТАН АВТОРОМ

Данное учреждение как институт будет выполнять роль держателя земли и ее природных ресурсов — основного национального богатства, будет формировать геоинформационную систему и банк данных, осуществлять государственную регистрацию земельных участков и природных объектов, связанных с ними, а также от имени государства будет обеспечивать и гарантировать права собственности и природопользования, вести прозрачные и открытые кадастровые системы и т.п.

• Имплементировать в законодательное поле не реализованные доныне нормы Основного закона Украины касательно права собственности Украинского народа на землю и ее природные ресурсы как на природные объекты — основное национальное богатство, находящееся под особой охраной государства.

Этому будет способствовать также первоочередное принятие разрабатываемого мной законопроекта Украины «О праве пользования природными объектами права собственности Украинского народа», как этого требует ст. 13 Конституции Украины.

• Законодательно признать, особенно на время проведения реформы, научно обоснованную величину стоимостной доли земельного капитала нации как превышающую в среднем в два раза стоимостную долю земельного капитала владельца земельного участка (межи).

Участие — этого неодолженного  — земельного капитала нации, наряду со стремительным ростом экономики Украины и региональным развитием обеспечит устранение допущенных ошибок так называемой «земельной реформы», будет способствовать росту золотовалютных резервов, будет стимулировать стабильность национальной валюты и содержание учетной ставки Национального банка Украины на уровне — до двух процентов и будет гарантировать дешевое долгосрочное кредитование на уровне — до трех процентов и т.п.

• Произвести сплошную инвентаризацию и общенациональный учет земли и ее природных ресурсов, а также одновременную и повсеместную сплошную ревизию всех создаваемых от начала создания государства земельных участков (меж) — по их целевому функциональному назначению как объектов гражданских прав, которые находятся в собственности граждан, юридических лиц или государства (частная, коммунальная и государственная) — независимо от фактического и юридического их (меж) нахождения и использования…

Материалы ревизии являются основанием для законного подтверждения (аннулирования) прав на последующее владение, пользование и распоряжение такими участками и на осуществление природопользования объектами (категориями земель) — в пределах таких участков.

• Осуществить с участием местных громад и институтов гражданского общества — пространственное прогнозирование и моделирование развития всех территорий и всех категорий земель — одновременно по всей территории государства как новый целостный государственный землеустроительный и архитектурно строительный процесс — в разрезе территорий местных советов базового уровня (в пределах и за пределами населенных пунктов), бассейнов малых рек и их водосборов…

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

Это обязательное общенациональное мероприятие позволит, прежде всего, идентифицировать и сертифицировать все природные объекты, которые имеют природную заповедную, природоохранную, оздоровительную, рекреационную, историко-культурную и другую ценность. Также определить все участки, которые подлежат залеснению и имеют грунтоводоохранное значение и т.п. (прогнозируется вывести из интенсивного пользования свыше 5 млн гектаров угодий). При этом ко всем таким землям устанавливаются адекватные (безапелляционные) регламенты (требования) по последующему их использованию.

• Внедрить национальный регуляторный принцип, по которому платится рентная плата или земельный налог — в полной мере всеми, кто пользуется природными объектами прав собственности украинского народа (в пределах и за пределами населенных пунктов, в том числе городов), и предоставляется необходимая поддержка (помощь) лишь тем, кто является активным участником осуществления земельной реформы.

Это позволит привлечь через два года после начала основного этапа комплексной земельной (земельно-ресурсной) реформы в экономику Украины лишь десятую часть от всех доступных природно-ресурсных богатств, что в денежном эквиваленте будет составлять почти 9 трлн долларов США.

• Обеспечить бескомпромиссную (беспрецедентную) ответственность всех участников земельных отношений и природопользования при несоблюдении норм Конституции Украины как норм прямого действия или за другие противоправные поступки (включительно с антиконституционным «рынком земли») или невыполнение узаконенных мероприятий во время проведения земельной (земельно-ресурсной) реформы в Украине как новой парадигмы.

Такие комплексные мероприятия предлагаемого проведения земельной реформы относительно всех категорий земли  в то же время и повсеместно, в том числе земель сельскохозяйственного назначения — вместо поспешного введения «обращения (рынка) плодородных земель» или наложения «моратория», позволят Украине также состояться — унитарным, суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, в котором обеспечиваются права и свободы всех граждан и достойные условия их жизнедеятельности.

В то же время (при этом) незнание Конституции Украины — не освобождает от ответственности — всех, особенно — лживых и хитрых политиков — даже самых рейтинговых, которые досрочно заявились в кандидаты на должность Гаранта Основного закона Украины…

Александер КОВАЛИВ