НБУ перекроит рынок коллекторских услуг – готовит реформу

Коллекторы поменяют профиль и станут юркомпаниями

Нацбанк обнародовал свое видение реформы рынка факторинговых (коллекторских) услуг. С 1 июля ему передадут контроль за этой сферой, как и за страховыми компаниями, а также другими небанковскими учреждениями.

По мнению НБУ, будущее развитие рынка факторинга состоит из следующих основных перемен:

  • упрощение доступа на рынок – для выхода на рынок необходимы будут минимальные условия, которые обеспечат наличие честных игроков;
  • бизнес-план для начала деятельности – главный документ для получения лицензии;
  • расширение источников финансирования – разрешение финансовым компаниями осуществлять другую деятельность, кроме предоставления финансовых услуг, создадут новые возможности для развития бизнеса;
  • прозрачность структуры собственности и безупречная деловая репутация собственников и руководителей – на рынок будут допущены только владельцы и руководители с безупречной деловой репутацией;
  • защищенность прав физических лиц – Нацбанк будет осуществлять усиленный надзор за соблюдением прав физических лиц-должников при взыскании проблемной задолженности;
  • платежеспособность – требование к уставному капиталу факторинговой компании;
  • информативная отчетность – факторинговые компании будут составлять и подавать отчетность по обновленным стандартам, давать возможность объективно оценивать финансовые показатели деятельности факторинговых компаний.

Нацбанк вводит урегулирование правовой неопределенности относительно институтов цессии (переуступка прав) и факторинга, в частности в вопросе разрешения на уступку прав требования с дисконтом через механизм цессии, а не только факторинга.

«Такие изменения позволят компаниям, которые не являются финансовыми учреждениями, отступать свои права требования, возникшие во время обычной хозяйственной деятельности, с дисконтом и без необходимости структурировать это через факторинговое компанию», – рассказала UBR.ua руководитель корпоративного отдела ЮФ «Горецкий и Партнеры», адвокат Марьяна Горецкая.

Во избежание регуляторного арбитража, НБУ ограничит круг лиц, в пользу которых будет возможна передача прав требования по договорам о предоставлении финансовых услуг, только финансовыми учреждениями.

Это также позволит регулятору осуществлять контроль за соблюдением такими финансовыми учреждениями правил добропорядочного поведения при взыскании проблемной задолженности.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Платежная дисциплина возрастет

Так называемых «факторов», которые строили работу с должниками с учетом требований законодательства, данные новации не ограничат в выборе подходов к претензионно-исковой работе.

Ожидаемо ужесточится контроль за деятельностью коллекторских компаний, работающих, прежде всего, с просроченной задолженностью физлиц, считают банкиры.

Функции коллекторинга характерны и для торгового факторинга.

«Основным направлением коллекторинга при торговом факторинге является информирование участников торговой операции (продавца и покупателя) о наступлении срока платежа и уточнение сумм к оплате (софт-коллекторинг). Изменение подходов регулятора вряд ли существенно затронет данную сторону деятельности факторов», – рассказал UBR.ua начальник управления факторинга Банка Кредит Днепр Юрий Сипливый.

Для торгового факторинга ситуация однозначно улучшится, говорит банкир. Декларирование Нацбанком мероприятий в сфере популяризации торгового факторинга в бизнес-среде приведет к изменению мнения о нем как со стороны клиентов, так и со стороны дебиторов.

«Дебиторы получат цивилизованный инструмент финансирования в форме факторинга без регресса (до сих пор в Украине он практически не работал). В результате применения факторинга без регресса платежная дисциплина существенно возрастет, ведь управление дебиторской задолженностью будет осуществлять квалифицированный субъект бизнеса, а не лояльный и, зачастую, не всегда педантичный поставщик товара/услуги», – добавил Юрий Сипливый.

Загонят в реестр

Поддерживаемая Нацбанком необходимость конкретизации норм законодательства, регламентирующих субъектный состав сделки, ее существенные условия и, главное, цели, которые преследуют стороны при заключении того или иного типа сделок, – позволят минимизировать риски участников рынка, а также оптимизировать существующий на данный момент портфель проблемных активов, считают эксперты.

Позитивным показателем является и озвученная регулятором необходимость формализации и урегулирования деятельности коллекторских компаний и создание реестра компаний, предоставляющих кредиторам коллекторские услуги при работе с просроченной задолженностью.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

До настоящего времени (несмотря на стремительный рост рынка потребительского кредитования и следующие за ним несколько кризисов неплатежей) кредиторы и коллекторские компании во взаимоотношениях и способах работы с заемщиками руководствовались исключительно общими нормами гражданского законодательства.

«С одной стороны, это позволяло недобропорядочным заемщикам долго избегать выполнения обязательств, а с другой – давало возможность кредиторам не брать на себя репутационные риски и не нести ответственность за нарушение коллекторской компанией прав должников», – отметила нам директор, учредитель финкомпании «Мустанг Финанс» Ирина Земляная.

Юридические услуги вместо коллекторских

НБУ будет акцентировать внимание на надзоре за рыночным поведением компаний. В частности, контролировать соблюдение таких критериев и требований:

  • защита прав клиентов, в т.ч. соблюдение стандартов предоставления услуг и требований к рекламе;
  • обеспечение прозрачности и раскрытие информации;
  • обеспечение безупречной деловой репутации владельцев и руководителей;
  • противодействие антиконкурентной деятельности;
  • противодействие злоупотреблением и противоправной деятельности;
  • контроль за реализацией своих полномочий СРО.

«Большинство опытных игроков должны спокойно пройти этот процесс. Кто не пройдет по новым требованиям, всегда могут перейти в разряд провайдеров по предоставлению юридических услуг со специализацией по долгам. Четко разделить коллекшен и юруслуги по взысканию сложно, поэтому прогноз такой: те, кто работают с банками (у которых НБУ регулятор), точно пройдут лицензирование. Те же, кто с банками почти не работают (например, мы) предпочтут убрать статус «коллекторская компания» и работать по юридическим услугам по взысканию», – рассказал UBR.ua руководитель компании GCS Ukraine Виталий Шевель.

Лицензии будет получить проще

Новые требования к компаниям довольно лояльные, говорят юристы. Согласно с моделью будущего регулирования факторинга, участникам рынка необходимо будет получить лицензию на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг.

Одновременно с выдачей лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финуслуг, сведения о компании будут вноситься в Реестр финансовых учреждений. Указанный подход позволит существенно упростить процедуру лицензирования путем объединения в единую процедуру получения лицензии и регистрации заявителя, отмечают эксперты.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

«Участники рынка будут получать единую лицензию на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг, а не отдельную лицензию на каждый отдельный вид финансовых услуг, как было ранее», – говорит Марьяна Горецкая.

Лицензия фактически будет своеобразным конструктором, который позволит компании выбрать и зафиксировать все необходимые услуги, которые она может осуществлять в зависимости от выбранной бизнес-модели.

Факторинговые компании смогут совмещать деятельность по предоставлению финансовых услуг с предоставлением отдельных видов сопутствующих услуг или операций (передача имущества в аренду, консультационные услуги и т.д.).

Требование к капиталу

Нацбанк устанавливает единое пруденциальное требование – соблюдение минимального уровня собственного капитала, где факторинговые компании должны будут поддерживать капитал на уровне 3 млн грн в случае предоставления только услуг по факторингу, или 5 млн грн, если факторинговая компания планирует предоставлять две или более финансовых услуг.

Национальный банк не видит необходимости в установлении дополнительных нормативных требований к факторинговых компаний.

«Исключениями могут быть случаи, когда факторинговая компания планирует предоставлять финансовые услуги по обмену валют или перевода средств без открытия счета», – добавила Марьяна Горецкая.