Настоящая НУШ в средней школе или ее имитация? Что необходимо сделать для реформы прямо сейчас

НУШ в средней школе

В этом году учащиеся, учащиеся по реформе «Новой украинской школы», перешли в 5 и пилотные 6 классы. Отсутствие лидерства во внедрении реформы со стороны бывшего руководства МОН, недостаточное финансирование создания образовательных пространств, печать учебников, финансовую мотивацию учителей и “неконтролируемый” процесс повышения квалификации существенно повлияли на качество внедрения реформы.

ОО «Смарт образование» и онлайн-медиа «Новая украинская школа» начинают новый сезон подкастов «Дофамин для образования». В первом эпизоде ​​третьего сезона мы поговорили с министерством образования и науки Украины 2016-2019 годов Лилией  о том, какие реальные результаты НУШ и что следует делать для сохранения реформы прямо сейчас.

Подкаст можно послушать на странице (там также есть ссылки на самые популярные подкастинг-платформы и предыдущие записи) или ниже.

Читайте текстовую версию подкаста, если вам удобнее работать с текстом:

  • какое сейчас состояние реформы НУШ: что сделали, а что нет;
  • возможна ли эффективная подготовка учителей во время войны;
  • что сделать для НУШ сейчас, чтобы она действительно была реформой;
  • как сейчас ввести трехлетнюю старшую школу;
  • почему необходимо обновить содержание образования во время войны;
  • что следует сделать МОН до сентября, чтобы решить самые большие вызовы школьного образования.

“ИМЕЕМ ТОЛЬКО ИМИТАЦИЮ НУШ В 5 КЛАССЕ”

  • Что должны были сделать, но не сделали при переходе в среднее звено?

Переход образовательной реформы в среднее звено, которое началось в сентябре 2022 года, наложился на год полномасштабной войны. К тому же, со стороны тогдашнего руководства министерства было недостаточно лидерства во внедрении реформы.

Хочу напомнить, в чем отличие Новой украинской школы от традиционной: основное отличие в том, чтобы давать детям не только знания (обновленные знания!), но и умение их применять в реальных жизненных и профессиональных ситуациях. А еще – формирование отношений на основе ценностей.

Поток информации сегодня настолько огромен, что детям очень часто приходится делать выбор. Они оказываются перед разнообразными моральными дилеммами, или в ситуациях, нуждающихся в критическом мышлении. Поэтому нам нужно научить детей формировать правильное отношение на основе ценностей. И чтобы выполнить эту задачу, педагогу нужно владеть соответствующими методиками.

В начальной школе почти все учителя прошли целевое повышение квалификации, где их обучали таким методикам. Все учебные заведения этого уровня участвовали в программе обновления учебного пространства для внедрения этих методик. Решались вопросы по обеспечению учебниками и методическими материалами для учителей.

В 2022 году образовательная система уже не получила достаточной поддержки, выделенные субвенции не были вовремя освоены и вообще сняты, поскольку все аккумулированные средства государственного бюджета отправлялись на Вооруженные Силы Украины. Однако даже в этих условиях во многом благодаря помощи общественного сектора продолжалось повышение квалификации педагогов. Однако этот процесс следовало бы координировать со стороны министерства. Но этого не вышло.

В результате учителя-предметники, начавшие работать с 5 классами НУШ, по-прежнему фокусируются на знаниях и усвоении предмета. Многие даже не знают, что такое Новая украинская школа, потому что вообще не проходили программу целевого повышения квалификации. Они не понимают, как работать с новыми учебными программами и новым государственным стандартом. Классы не снабжены учебниками, нет нового оборудования, образовательного пространства. И все это на фоне психотравмы войны и образовательных потерь.

  • Возможно ли вообще качественно подготовить учителей в условиях полномасштабной войны, учитывая еще и то, что их психическое состояние не такое как было до вторжения?

Всегда можно найти оправдание для того, чтобы ничего не делать. Но сейчас, к сожалению, в результате страшных событий мы имеем фантастическое окно возможностей делать реформы и привлекать под них инвестиции. Приближаются наши евроинтеграционные, евроатлантические перспективы, мы становимся государством-фронтиром защиты демократических ценностей.

Но это окно не будет открыто долго. Поэтому я настаиваю на том, что НУШ нужно внедрять, несмотря ни на что. Ведь торможение реформы началось задолго до войны. Готовить учителей средней школы и повышать их квалификацию нужно было еще до начала учебного года в 2021 году. Но на этом этапе реформа оставалась в пространстве дискуссий и исключительно на словах. Поэтому и есть иногда лишь имитацию новой украинской школы в 5 классе .

УЧЕНИЕ И ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА, ВНИМАНИЕ К ПИЛОТНЫМ КЛАССАМ – ЧТО СТОИТ СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДУ

  • Что можно было бы сделать уже сейчас, чтобы у детей была улучшенная версия НУШ уже в шестом классе?

Прежде нам нужно подумать, что делать с теми детьми, которые сейчас учатся в 5 классе. До конца учебного года осталось не так много времени, но если учителя будут сейчас массово заангажированы в целевое повышение квалификации при лидерстве министерства образования и науки, то только этим мы привлечем внимание к тому, в чем добавлена ​​ценность Новой украинской школы и какие методики можно применять.

Более того , я убеждена, что сейчас нужна перезагрузка реформы НУШ, учитывая изменения, произошедшие во время полномасштабной войны. К примеру, психоэмоциональный элемент уже присутствовал в НУШ. Но теперь его нужно развить.

Учителям нужно большее понимание, как осуществлять психологическую коррекцию на уроках, распознавать определенные расстройства, помогать психологам, которые будут работать с детьми. Как самим себя стабилизировать, освоить методики социально-эмоционального обучения. Обратить внимание на то, как преодолевать образовательные потери.

Я считаю, что первый шаг – это смешанное обучение педагогов , то есть целевой дистанционный курс, с которым педагогам уже помогают общественные организации, которые действительно занимаются реформой.

Следующий момент состоит в том, что если государство сейчас может что-то вложить в реформу, то средства должны пойти на стимулирование учителей, например, гарантированная постановлением надбавка, как это было в начальной школе. Далее – дооборудование образовательного пространства , чтобы эти методики проектной работы, деятельностного обучения, необходимые в 5–6 классах, могли сопровождаться соответствующими учебными материалами.

DOSSIER →  Ляшко заявил, что Минздрав получил более 3 тысяч жалоб на работу МСЭК

Отдельный слой работы – пилотные классы . Это более 100 школ в Украине, где по новому госстандарту в этом учебном году работают уже шестые классы. Они демонстрируют, сравнивая со сверстниками, не обучавшимися по пилоту со времени их пребывания в начальной школе, большой прогресс. В частности, в развитии мягких навыков. Но сейчас, оказавшись в шестом классе, они уже не имеют сопровождения этого пилота. И хуже всего, что и учителя не видят, как он будет развиваться в следующем учебном году, в 7–8 классах.

И это еще один фокус, где МОН должно уделить сейчас особое внимание стимулированию учителей, их поддержке, созданию учебных материалов. Потому что этот пилот имеет невероятное значение. Отсюда мы получаем обратную связь, согласно которой сможем исправить некоторые недостатки, усовершенствовать учебные материалы.

  • Без чего, если этого не сделать до 1 сентября, реформа остается только формальной? Что можно сделать, возможно, бюджетно, чтобы реформа продолжалась?

До 1 сентября точно нужно попытаться закупить новое оборудование , и тогда следующие 5 классы, которые будут заходить в реформу и так же ученики и ученицы, которые перейдут в 6 класс, будут иметь возможность прикоснуться к чему-то новому в своем учебном пространстве, что будет их обеспечивать. в проблемно-розыскной стратегии обучения. Список такого оборудования вполне реалистично можно составить и провести закупки до 1 сентября.

А прямо сейчас нужно заняться актуализацией тематики НУШ . Первоначальный успех реформы обеспечивался тем, что об этом говорили родители, общественные организации – все стали одной командой. Теперь нужно консолидировать вокруг этой реформы экосистему разных игроков гражданского общества – издателей, производителей учебного цифрового образовательного контента, разработать стержневую карту потребностей, которую министерство могло бы представить, в частности, донорам.

Обязательно дать возможности учителям повышать свою квалификацию и стимулировать их работу, в том числе финансово.

КАК СЕЙЧАС ПЕРЕЙТИ НА ТРЕХЛЕТНЮЮ СТАРШУЮ ПРОФИЛЬНУЮ ШКОЛУ

  • В настоящее время некоторые родители получили опыт обучения детей в европейских школах. Как вы думаете, станут ли они послами реформы?

Мы часто дискутируем о перегрузках учащихся и учениц. Но украинские дети среди детей других стран Европы учатся менее 11 лет. Плюс имеют длительные каникулы. В нашем образовательном процессе нет места для того, чтобы общаться с детьми, создавать общие проекты, развивать критическое мышление, умение аргументировать, доказывать свою позицию, понимать другое, сопереживать. Они получают перечень знаний, которые должны воспроизвести, чтобы сдать экзамен.

Мы хотим от этого уйти. Это создает у родителей обманчивое впечатление, что, например, математическое образование в Украине намного лучше европейского, потому что наши дети уже изучили квадратные уравнения, а их европейские сверстники – еще нет. В Украине действительно есть очаги математического образования, которые дают непревзойденные результаты, готовя нам олимпиадников. Только эти олимпиадники составляют 0,0001% всех детей страны. А результаты PISA, в частности, математической грамотности 15-летних подростков, участие в которой приняла репрезентативная выборка этих подростков, показала, что 36% украинских детей не достигает даже базового уровня по математике по сравнению с таким же средним показателем по странам организаций экономического сотрудничества. развития.

А это уже свидетельствует о том, что с математическим образованием действительно в школьном образовании Украины что-то не так. И наши дети на самом деле не справляются с чтением графиков, диаграмм, которые нужны потом во взрослой жизни при принятии решений и критическом анализе информации. Наши дети не умеют использовать знания для выполнения практических задач. Они, как правило, запоминают формы и могут воспроизводить готовые алгоритмы.

Должен сказать, что в актуальных условиях мы просто героически работаем и то, что Украина смогла возобновить образовательный процесс буквально через две недели после начала полномасштабного вторжения, свидетельствует о высокой устойчивости и гибкости. Люди смогли подстроиться, понимая, что школьная рутина, в том числе отвлечет детей от стресса.

Сейчас в зарубежных образовательных системах находится такое количество украинских учителей и учеников, что, безусловно, даст новый толчок для переосмысления того, что происходит в украинской школе, и ускорит ход реформы.

  • О каком именно ускорении идет речь?

Сейчас у нас начальная школа (1–4 класса), базовая – до 9 класса и 2 года старшей школы. Во всех цивилизованных образовательных системах старшая школа длится три, а иногда и четыре года. И речь идет о старшей профильной школе , которая должна способствовать углублению талантов и поискам соответствующего направления работы для молодых людей, обучающихся в этой школе. Они могут выбрать определенный профиль в академическом лицее и готовить себя к поступлению в ЗВО, а могут пойти в профессиональное учебное заведение и получать соответствующие знания и навыки.

Суть в том, что это удлинение на один год продолжительности образования позволяет заложить больше смыслов в образовательном процессе. Получить результаты обучения, которые состоят не только в наборе знаний, но и в так называемых компетентностях, то есть умениях применять эти знания, отношение и ценности.

Сейчас 12-й год обучения в Новой украинской школе приходится на 2029-2030 год, то есть уже фактически на следующую декаду.

Ускорение может идти по разным моделям: например, дети, которые сейчас учатся в 7–8 классе, могут раньше зайти в реформу. Но для этого нужно гармонизировать образовательные программы. Ускорение может происходить сразу на этапе старшей профильной школы и, например, для детей, которые будут заходить в девятый класс, уже можно запланировать трехлетнюю старшую профильную школу.

Если такое политическое решение вообще будет принято, то, очевидно, будет сделан углубленный детализированный анализ стоимости реформы при разных моделях ускорения и выбрана та модель, под которую можно будет найти финансирование.

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ФОРМИРОВОЧНОЕ ОЦЕНЕНИЕ И ЦЕННОСТИ НУШ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УКРАИНСКОЙ ТРАДИЦИИ

– Что уже удалось, а что еще не удалось сделать? Что, по вашему мнению, было сложнее всего для учителей во внедрении реформы НУШ?

Когда реформа только заходила в начальную школу, какие-то, казалось бы, очевидные вещи оказывались совсем не очевидными. Когда учителя начинали использовать новые методики, понимали, что они действенны, открывали для себя новое пространство возможностей, изменяли качество коммуникации с детьми и т.д.

К примеру, когда ты говоришь с маленьким ребенком в первом классе и хочешь от него определенной искренности, обязательно нужно находиться на уровне с его глазами. Для этого следует присесть, или сесть на стул, чтобы глаза были на одном уровне. Это такой простой прием, который действительно дает невероятный эффект. И далее, к сложным вещам – построения образовательного пространства, пространства ротации в соответствии с различными видами деятельности, конструирование этого образовательного пространства, о чем вообще никогда не говорилось в начальной школе. Благодаря этим составляющим нам удалось вырваться из парадигмы постсоветской системы.

Еще одна проблема состоит в том, что у нас еще недостаточно разработанные учебные материалы для учителей. Поэтому часто педагоги идут в разнообразные платные проекты, которые фактически спонсируются родителями.

Новый Закон «Об образовании» дал педагогическую свободу учителям: они могут писать авторские программы. Но это время и усилия, это действительно трудная работа, и большинству учителей выгоднее получить пакет готовой полной разработки. Это и есть еще одно пространство для роста – появление творческих коллективов, которые могут давать такие разработки учителям.

Что касается формовочного оценивания , которое несколько сложно для наших педагогов, то должен сказать, что в старшей школе будет еще труднее. Для упрощения нам нужно использовать больше цифровых технологий. Суть формовочной оценки в стимулировании, демонстрирующем, куда ребенку развиваться. И если мы закладываем в результаты обучения не только знания, но и разнообразные умения, показатели развития, например, коммуникационных умений и т.д., то есть и новые критерии, которые мы должны вербально оценить.

Проблема в том, что раньше не было достаточного методического обеспечения для учителей, чтобы они могли осуществлять вербальную оценку. Например, в прогрессивных системах образования для такой оценки существуют так называемые карты оценивания , где учитель имеет готовые конструкции, как можно оценить те или иные навыки. И он фактически выбирает такую ​​готовую конструкцию, ставит возле нее галочку, она автоматически подтягивается при коммуникации, например, когда учитель оценивает работу ребенка в электронном виде. На развитие подобных технологий в Украине нужно время и экспертный ресурс. Но, если у нас будут соответствующие инвестиции, это станет реальностью.

Некоторые говорят о том, что НУШ – это имплементация зарубежного опыта на украинской почве и она не может прижиться у нас потому, что мы таким образом отрицаем корни украинской педагогики. Это не просто миф, это ложь. Системы школьного образования имеют национальное лицо. Например, Европейский союз – это образование, имеющее много разного общего пространства, но в школьном образовании выражена национальная идентичность. Кроме европейских ключевых компетентностей и продолжительности 12-летнего обучения, в образовательных системах стран Европы нет почти ничего общего. Ценности системы образования, педагогические подходы глубоко национальные и строятся на историческом педагогическом опыте.

Вопрос в том, что дитиноцентричность, школа радости Сухомлинского, подходы Софии Русовой (которая отмечала, что мы учим детей для жизни и нужно формировать у них жизненные умения, которые помогут развиваться), подходы Ващенко о национальной идентичности, которую мы формируем через образование, о значение родного языка и развитие языка через образование – это и есть педагогика партнерства, наша украинская педагогика.

Но это не значит, что мы должны сидеть на «прокрустовом ложе» каких-то собственных идей и не смотреть, что делается в мире. Мы интегрируемся в этот мир, а теперь мы стали еще носителями новых смыслов в этом мире. И я думаю, что сейчас наша миссия в том, чтобы украинское образование показало, на что оно способно.

Свежие исследования GoGlobal результатов опроса молодежи в возрасте от 13 до 19 лет показали, что 86% молодых людей намерены жить, учиться и работать в Украине. В довоенные времена не было столь высоких показателей. Даже ради них мы должны сделать систему образования более прикладной, которая, с одной стороны, будет утверждать их национальную идентичность и, с другой, становиться залогом жизненного успеха.

ОБ ОБНОВЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, УЧИТЫВАЯ ВОЙНУ

  • Как мы сейчас должны пересмотреть содержание образования?

Полномасштабная война провоцирует нас обновлять содержание образования. Потому что через образование мы проектируем будущее страны и должны дать детям больше жизненной устойчивости.

Прежде всего, мы должны пересмотреть все украиноцентрические предметы. Потому что роль Украины изменилась, а в ситуации, когда рядом мощная ядерная страна отрицает возможность существования украинской нации, право на самоопределение и государство, мы эту роль агрессора в наших программах продемонстрировать. Привиться всем поколениям украинцев от того, чтобы мы где-то недооценивали эту постоянную опасность. Поэтому программы по истории Украины, украинской литературы, географии и экономической географии должны обновиться. Я считаю, что это должен быть отдельный проект министерства образования и науки.

Детям уже в 5-6 классе прямо сейчас нужно объяснить исторические предпосылки сегодняшних событий. Они уже работают по учебникам, разработанным для НУШ, но мы можем корректировать программы и издать для учителей методические пособия, как эти темы раскрывать детям. У нас, кстати, уже был такой опыт в 2014 году, когда мы делали дополнительные пособия для учителей истории. Нельзя обновить все учебники сразу. Но можно напечатать или предоставить в электронном виде методические разработки, которыми могут пользоваться учителя для разных возрастов детей.

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

Мы победим в этой войне, но должны сделать так, чтобы в мирной Украине никогда не было отката на предыдущие позиции обрусственности, которая продолжалась на протяжении многих поколений.

О СРОЧНЫХ ТЕЧЕННЫХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ ДЛЯ МОН

– На чем следует сосредоточиться в первую очередь, чтобы к началу нового учебного года уже иметь определенные изменения? Что бы вы порекомендовали сейчас делать министерству образования и науки?

Прямо сейчас стоит заняться 5-6 классами. И очень хотелось бы, чтобы сегодняшние пятиклассники, оказавшиеся в некой полуреформе, в шестом классе почувствовали эти изменения. Для этого уже сейчас нужно перезапустить повышение квалификации учителей-предметников, инвестировать в учебное пространство шестых классов, разработать спецификации по имплементированию линии обновления содержания образования.

Начнем это обновление именно для 5–6 классов, потому что там уже разработаны модельные программы. Мы можем в конце года обеспечить обратную связь с учителями, которые расскажут, что они считают в контексте произошедших изменений полезным в программах, как усовершенствовать программы, в частности, по украиноцентрическим предметам.

Для начальной школы, где реформа уже состоялась, для того чтобы НУШ выдерживала конкуренцию с разнообразными коммерческими программами (ведь идея НУШ заключалась в том, чтобы все без исключения дети получали качественное школьное образование бесплатно), мы должны поддерживать коллективы, которые могут сделать методическое обеспечение сопровождения для учителей, если они не разрабатывают авторские методики.

Сегодня эти материалы очень разрознены, учитель черпает информацию из разных ресурсов, а стоит сделать такой методический комплект новой украинской школы , который педагог может применять конкурентно наряду с коммерческими программами для обучения детей в начальной школе.

Следующий шаг и следующий этап реформы – понимание, что будет с 7–8 классами. И пилотные классы уже вступают в этот период, поэтому задача является первоочередной.

Есть задачи стратегические. Прежде всего, это разработка карты потребностей реформы школьного образования в Украине, под которые нужны средства доноров и инвесторов в системе образования. Образование – это очень серьезная составляющая национальной безопасности. Поэтому, когда мы говорим о послевоенном восстановлении Украины, чрезвычайно важно иметь инвестиции в систему образования. Нашим донорам пока не хватает целостной картинки этой смены.

Вот эту карту потребностей МОН должно разработать. Собрать доноров всех вместе, чтобы каждый взял на себя какую-то конкретную ответственность, потому что именно построение такой экосистемы игроков вокруг изменений школьного образования Украины позволит сделать более эффективными все инвестиции.

Еще одна тема – интеграция бывших военнослужащих в систему образования для формирования надлежащей военной гражданской подготовки наших детей в системе образования. Предоставление дополнительных квалификаций и возможности работы в системе образования после завершения военной службы. Потому что очень много людей с высшим образованием, которые, кстати, могут стать учителями по тем предметам, которых очень не хватает. Это могут быть люди, которые должны пройти педагогическую и психологическую подготовку, чтобы мы могли их интегрировать в наши школы.

Огромная задача – проектирование эффективных школьных сетей . Это тоже задача на опережение. Некоторые общины уже столкнулись с этим вопросом из-за масштабных миграционных процессов. К тому же, часть школьной инфраструктуры просто разрушена.

Очень важная задача – преодоление образовательных потерь и разницы между уровнем знаний у детей, вынужденных учиться в зарубежных школах, и тех, кто продолжал работу по украинским программам. Есть еще дети с деоккупированных территорий, из зоны боевых действий, дети, которые имели травматический опыт или опыт переселенца и пропустили часть образовательной программы.

Представьте себе, что весь этот спектр разных групп школьников с разными образовательными потерями мы должны поместить в правильный класс, а затем в этом классе наладить нормальное синхронное и асинхронное обучение. И это одна из позиций нашей карты образовательных потребностей – нам нужен цифровой инструментарий по каждому предмету, который может использовать каждый учитель.

А второй частью этого проекта есть цифровые образовательные ресурсы , в частности, геймифицированные, с помощью которых дети могут наверстывать образовательные потери. Например, за рубежом уже разработаны такие ресурсы и, возможно, декларируемая помощь Украине должна выражаться также в доступе к таким ресурсам, в переводе их на украинский язык.

Украинский опыт применения таких продуктов чрезвычайно положительный, потому что их состязательный характер приводит к тому, что у детей растет мотивация, и они достаточно легко усваивают темы, где есть пробелы в учебе. Но и здесь нам нужны инвестиции, международная экспертность и воля предоставить доступ Украине к таким продуктам. И, конечно же, разрабатывать собственные продукты с международной помощью.

В завершение хотела бы обратиться ко всем педагогам. Мы должны помнить, что сколько бы нам ни помогали, прежде всего, все зависит от нашей устойчивости и желания раскрыть новые пути и возможности для наших детей. Так что становимся лучшими версиями себя, растем, развиваемся и помогаем друг другу!

Анна Степанова-Камиш
nus.org.ua