Налоговый шок: как революционная реформа сможет спасти экономику Украины

Налоговый шок

FavoriteLoadingзакладки →

Власти снова заговорили о необходимости проведения налоговой реформы, которая может оказать значительное влияние на жизнь как бизнеса, так и рядовых украинцев. Приоритетом этих изменений может стать уменьшение ставок, но вместе с увеличением налогового контроля. Однако возможно ли это в условиях войны?

В Украине на горизонте замаячила налоговая реформа, которая может кардинально изменить жизнь как рядовых граждан, так и бизнеса. Во власти начали активно обсуждать возможные изменения в налоговом законодательстве, однако наряду с предложениями по упрощению и уменьшению налоговой нагрузки появляется и перспектива увеличения контроля над налогоплательщиками.

На днях с участием представителей власти и известных международных и отечественных экономистов в Киеве был проведен налоговый форум, на котором детально и глубоко обсуждали будущее национальной налоговой системы.

И это вопрос налогов, есть действительно ко времени. Ведь наше государство сейчас стоит перед историческим перекрестком, когда судьба нации определяется смелыми и нестандартными решениями. И не только в области обороны и защиты Родины. Но здесь нужен верный выбор между тем, что жизненно необходимо для нашей страны в такое тяжелое время, и тем, что экономика и общество действительно способны достичь, преодолевая обстоятельства.

На протяжении почти всей новейшей истории наше государство пережило многочисленные попытки реформирования налоговой системы. Учитывая состояние экономики, уровня инвестиций и доходов граждан, можно считать их малоуспешными или провальными.

Сейчас в условиях полномасштабной войны, которую уже 14-й месяц ведет против нашей страны Россия, и значительного падения ВВП, которое по результатам 2022 года достигло 29 процентов и рекордного дефицита госбюджета, превышающего 35 млрд долларов, разговоры о попытке новой налоговой реформы становятся еще сложнее. Понятно, что на войне главная цель выжить, а потом уже можно заниматься восстановлением и перспективами развития.

Но с другой стороны, может быть, именно сейчас, в условиях обострения кризиса, стоит задуматься о том, каким должно быть налоговое будущее Украины? Не пора ли рассмотреть изменения, которые помогут нашему государству быстро восстановиться после Победы и перейти на траекторию роста?

УНИАН попытался с помощью экспертов разобраться в этих достаточно сложных вопросах, которые, к сожалению, не имеют единственно правильного решения.

Повышение или понижение налогов

Следует сразу снять интригу о возможной налоговой реформе в Украине в 2023 году: если война не закончится нашей победой в ближайшие месяцы, шансы на проведение реформы в 2023 году минимальны. Почему? Причина такого прогноза заключается в действующем законодательстве, согласно которому запрещено вносить изменения в налоговые законы за менее чем 6 месяцев до нового бюджетного периода. Это обеспечивает стабильность финансового сектора и позволяет бизнесу приспособиться к переменам. Хотя следует также обратить внимание на то, что в прошлые годы свидетельствуют о том, что такие правила не раз нарушались, когда это было выгодно властям.

DOSSIER →   REUTERS О ТАТАРОВЕ И ЕРМАКЕ: ОБВИНЕНИЯ В КОРРУПЦИИ ПРЕСЛЕДУЮТ СОРАТНИКОВ ЗЕЛЕНСКОГО

Как рассказал УНИАН экономический эксперт Сергей Константинов, в настоящее время в Верховной Раде не зарегистрировано никаких законопроектов от правительства, которые способствовали бы существенному изменению системы налогообложения.

«Реализация налоговой реформы требует принятия ряда законов и обсуждения с представителями бизнеса. Поэтому если до сих пор нет даже черновика на бумаге в публичном пространстве, то, похоже, этого нет и в закрытых кабинетах. Поэтому успеть обнародовать изменения, их принять, а еще важнее – обсудить с обществом за столь короткое время нереально», — рассказал эксперт.

Однако, украинский бизнес и граждане ожидает совсем другая «реформа» с 1 июля 2023 года. Эта инициатива направлена ​​не на модернизацию налогового законодательства или сокращение коррупции, а на отмену почти всех налоговых льгот, предоставленных в связи с российской агрессией. В частности, планируется увеличить НДС на топливо с 7 до 20 процентов и упразднить для бизнеса право платить 2 процента налога с оборота. Также ожидается возврат штрафов за нарушение налогового законодательства и проведение налоговых проверок.

Очевидно, это делается для того, чтобы быстро увеличить поступления в государственный бюджет и снизить риски «печати» денег для финансирования военных расходов и других нужд обороны. Ведь стоит напомнить, что такой вид расходов наши иностранные друзья и союзники не финансируют. Они помогают деньгами только в части обеспечения социальных расходов бюджета.

В то же время не останавливается дискуссия представителей власти и экспертной среды о проведении налоговой реформы в среднесрочной или долгосрочной перспективе — в ближайшие годы.

«Уже сейчас думаем над теми проблемами, которые есть в украинской налоговой системе. Она достаточно предсказуема для бизнеса, а также для государства – с точки зрения поступлений. Но она не является оптимальной с точки зрения равной налоговой нагрузки, потому что фактически в ней основные проблемы, связанные либо с возможностями уклонения от налогов, либо со злоупотреблением «упрощенкой», — рассказал УНИАН исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб .

Концепция налоговых новаций

Как заявляют представители власти, цель предстоящей реформы – навсегда убрать коррупцию из налоговой сферы и предложить условия налогообложения не хуже соседей.

«Они должны быть гораздо лучше. В глобальной конкуренции за инвестиции Украина должна стать чемпионом. Должен быть такой вариант налоговой реформы, который сделает процветание Украины неизбежным. Она этого заслуживает», — рассказал руководитель Офиса президента Андрей Ермак.

По словам его заместителя по экономическим вопросам Ростислава Шурмы, налоговая система, предложенная для послевоенного восстановления Украины, не должна проигрывать Польше, Болгарии, Венгрии и другим европейским странам.

«Понятно, если налог на прибыль у нас 18 процентов, а в Болгарии – 10 процентов, в Венгрии – 9 процентов, то возникают определенные вопросы. Нам нужна фундаментальная перезагрузка, которая сформирует конкурентные условия и устранит мотивацию для коррупции», – сказал Шурма.

И речь идет, по его словам, не только о снижении налоговых ставок, но и о продолжении формирования благоприятного бизнес-климата в стране в целом. Среди необходимых шагов – упрощение процедур получения разрешений на приобретение земельных участков и строительство, перезагрузка правоохранительной и судебной систем, создание национальной инфраструктуры финансирования бизнес-проектов, которая должна привести в страну десятки миллиардов долларов инвестиций.

DOSSIER →   В Польше заявили, что 35% украинского зерна содержат вредные вещества

По словам члена комитета по вопросам финансов и налоговой политики Верховной Рады Марианны Заблоцкой, в Украине сейчас процветает целая «отрасль», которая занимается хитроумными схемами и предоставляет услуги по избежанию налогообложения. «На этом фоне государство становится жертвой махинаций с незаконным возвратом НДС», – отметил он.

Исполнительный директор Союза украинских предпринимателей Екатерина Глазкова обратила внимание на недостатки работы Налоговой службы. В частности, на проблемы с жалобами на блокирование налоговых накладных и промедлением налоговиков с исполнением судебных решений в пользу бизнеса. «Эти недостатки подрывают доверие к государственным учреждениям и вытесняют предпринимательство в «тень», – подчеркнула она.

Борьба с налоговой бюрократией

Чрезмерное регулирование бизнеса оказывает очень негативное влияние на экономику. Известный американский экономист Артур рекомендует Украине бороться с этим явлением параллельно с проведением налоговой реформы. Он призвал правительство обеспечить, чтобы регулирование не выходило за пределы своих целей и не наносило налоговой системе непоправимый ущерб.

«И конечно, торговля, которая имеет важное значение для экономики. Она должна быть максимально свободной. Украина должна получать продукцию высочайшего качества по самой низкой цене, независимо от того, где она произведена», — советует Лаффер.

Отдельно эксперты отмечают обеспечение последовательности и наследственности решений. Налоговую реформу нельзя принимать на какой-то короткий период, правила должны действовать в течение длительного времени, что поможет всем адаптироваться и заранее планировать деятельность. Не менее последовательной должна быть монетарная политика в государстве.

«Убедитесь, что у Украины стабильная валюта, – пусть и путем привязывания к другим валютам или как-то иначе. Но сделайте так, чтобы ваша монетарная политика долгое время была стабильной. Ничто не может убить экономику быстрее гиперинфляции, которая просто уничтожает всю доверие к экономической системе», – отметил Лаффер.

При реформировании следует учитывать также и высокий уровень технологичности современного мира и быть готовыми к тому, что налоговые новации, между прочим, могут изменить объемы доходов, их состав, а также временные рамки их поступления в бюджет. Если, например, принять во внимание опыт восстановления Европы после Второй Мировой войны, внешние долги страны после войны могут значительно возрасти.

«Но уже в среднесрочной перспективе можно ожидать положительных результатов реформы: стремительное развитие бизнеса, ускорение роста ВВП, накопление внутреннего инвестиционного ресурса», — рассказал Лаффер.

А для нас перечисленные факторы очень важны в частности из-за того, что если сейчас значительную часть потребностей страны в финансировании удается обеспечивать благодаря беспрецедентной поддержке от международных партнеров, то после победы нужно будет, скорее всего, рассчитывать на собственные силы.

DOSSIER →   Украина усиливает борьбу с коррупцией: принимаются три решения, которые соответствуют стандартам ЕС - Шмыгаль

Идем по своему пути

Простое подражание опыту других стран в проведении налоговой реформы также, скорее всего, не приведет к желаемым результатам. Более того, такой подход может быть ошибочным. Ситуация, в которой оказалась наша страна, слишком сложна и специфична. Кроме того, в мире постоянно происходят изменения, и то, что могло эффективно функционировать даже в начале 21 века, не обязательно будет работать в наше время в наших условиях без необходимых адаптаций и коррективов.

«Сложно создать хорошо продуманную модель налоговой системы, которая имела бы стабильные правила и прозрачное взимание налогов, и такую ​​налоговую систему, которая способствовала бы развитию бизнеса, а не была преградой. Один из способов формирования такой системы – изучение опыта разных стран», – отметил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Том Сарджент.

Он подчеркнул, что разные кризисы и шоки часто становились катализаторами успешных экономических реформ, включая разработку прогрессивных налоговых систем.

Наше государство должно изучить положительный исторический опыт других стран, однако не следует забывать о собственных особенностях и вызовах. Налоговая реформа должна быть хорошо просчитана и прокоммуникована с обществом. Необходимо учитывать интересы как бизнеса, так и граждан, минимизируя коррупционные риски. Также важно рассмотреть механизмы переходного периода во избежание резкого снижения налоговых поступлений.

Обсуждение налоговой реформы продолжается, и мы, скорее всего, не увидим комплексных законопроектов в ближайшее время. Тем не менее, украинцам следует подготовиться к отмене налоговых льгот с 1 июля 2023 г., что непременно приведет к росту цен на бензин, а также повлечет за собой повышение цен на товары и услуги.

В ситуации длительной войны это объективная реальность. Но после нашей Победы мы должны приложить максимум усилий, чтобы реорганизовать национальную налоговую систему, чтобы она стала эффективной, понятной и справедливой для всех.

 

Богдан Слуцкий