Эти изменения связаны с требованиями Международного валютного фонда (МВФ) и влияют на налогообложение физических лиц и предпринимателей.
Однако, украинские власти не смогли выполнить все требования МВФ в срок, что привело к нарушению меморандума о сотрудничестве.
Согласно законопроекту 8401, начиная с августа 2023 года, «ФОПы» будут обязаны платить налоги по стандартным ставкам, установленным для каждой группы предпринимателей. Они смогут вернуться к старым налоговым ставкам по собственному заявлению или автоматически перейти на третью группу, где ставка составляет 5%.
В прифронтовых территориях предприниматели смогут сохранить возможность платить единый налог и ЕСВ по своему желанию.
Проверки налоговой службы будут восстановлены только для тех, кто платит акцизы, таких как продавцы бензина, сигарет и алкоголя.
Хотя эти изменения позволят увеличить доходы в бюджет, суммы будут незначительными.
По оценкам главы Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, бюджет потеряет около 7 млрд грн за 8 месяцев, что составляет примерно 875 млн грн в месяц. В то же время, годовой дефицит бюджета составит 1,31 трлн грн, что эквивалентно 109,1 млрд грн в месяц.
Таким образом, целью не является полное компенсирование потерь бюджета.
МВФ считает, что Украина должна постепенно возвращаться к довоенным правилам и стремиться увеличивать налоговые поступления. Проблема Украины заключается в огромном объеме теневой экономики, где ни простые граждане, ни компании не платят налоги со всех своих доходов.
Коррупция является одной из основных причин существования теневой экономики. Бизнесу проще заплатить взятку, чем налоги, и чиновникам выгоднее участвовать в коррупции, чем разрушать эти схемы.
Оценки показывают, что до начала полномасштабной войны доля теневой экономики составляла 31% ВВП.
В настоящее время оценить ее уровень становится сложнее, но вероятно, что уровень теневой экономики продолжает расти.
В связи с этим, украинскому правительству придется ужесточить контроль за уплатой налогов.
Ответственность за неуплату налогов должна лежать не только на компаниях, но и на простых гражданах. Наличие возможности уклоняться от налогообложения способствует сохранению теневого рынка, что наносит ущерб не только бюджету страны, но и честному бизнесу.
Снижение налоговой нагрузки также является одним из вариантов реформы, который рассматривается в Офисе президента. Однако, снижение налогов возможно только при условии резкого роста экономики, когда украинцы смогут обеспечить бюджет своими собственными выплатами.
Пока же Украина зависит от международных партнеров и их финансовой поддержки, что ограничивает возможности проведения резких изменений в налоговой системе. Европейские страны также рассматривают этот вопрос прагматично, считая несправедливым, чтобы их граждане платили налоги в значительно большем объеме, чем украинцы, чтобы компенсировать бюджет Украины. Поэтому снижение налогов возможно только при условии, что Украина самостоятельно сможет обеспечить свои финансовые потребности. В целом, украинская налоговая система требует серьезных изменений, чтобы устранить проблемы теневой экономики и обеспечить справедливое налогообложение. Это позволит украинскому бюджету получать больше доходов и создаст равные условия для всех предпринимателей.
Однако, эти изменения будут требовать времени и усилий со стороны украинского правительства и общества.