Какая налоговая модель обеспечит экономический рост Украины: исследование УИБ

налоговая модель

UIFuture презентовал очередное исследование, которое свидетельствует о прямом влиянии налогов на экономику.

Соучредитель и директор экономических программ аналитического центра «Украинский институт будущего» Анатолий  привел ключевые тезисы исследования:

1. Налоговая нагрузка в Украине сегодня уже на уровне таких развитых стран как Норвегия, Нидерланды или Германия — около 40%.

2. Но в отличие от упомянутых развитых стран Украина — Страна, которая развивается. А им присущий другой размер налоговой нагрузки для обеспечения роста до уровня развитых стран (Китай — 15%, Турция 23%…)

3. При этом в рейтинге конкурентоспособности Украина на 85 месте, Норвегия на 17, Нидерланды на 4, а Германия на 5-ом.

4. Как следствие — Уровень теневой экономики в Украине — 30% (по некоторым оценкам сверх 40%), в Норвегии — 16%, Нидерландах — 10%, Германии — 11%.

5. Есть масса исследований авторитетных экономистов, которые показывают взаимосвязь налогов и экономического роста и благополучия людей:

— Повышение налогов на 1% ВВП уменьшает реальный ВВП на 3% приблизительно через два года (а в случае с Украиной — дополнительно стимулирует тень и коррупцию фискалов).

— Высокие корпоративные и акционерные налоги уменьшают стимулы к инвестированию и наращиванию капитала.

— Высокие налоги на труд увеличивают тенизацию рынка труда, особенно в странах Южной и Восточной Европы.

— Общая высокая налоговая нагрузка тормозит экономический рост, требуя дальнейшего увеличения налогов, которые еще больше ограничивают экономику.

Относительно инвестиций:

— они создают рабочие места

— они создают производства новых продуктов, которые идут на экспорт и уменьшают импорт чужих продуктов

— они создают базу для развития прибыльного бизнеса, который наполняет бюджет и увеличивает возможности государства (в том числе обороноспособную возможность).

DOSSIER →  "Клуб белого бизнеса" Гетманцева: коррупция, дискриминация и подконтрольность

Следовательно, налоговую политику необходимо строить так, чтобы, с одной стороны, обеспечить выполнение фискальной функции налогов чтобы финансировать защищенные бюджетные расходы, с другой — стимулировать активность предпринимательской деятельности, рост внутренних и внешних инвестиций в экономику, повышение конкурентоспособности на мировом рынке.

Главные инструменты предлагаемой налоговой реформы следующие:

1. Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК) со ставкой 10%;

2. Замена налога на добавленную стоимость (НДС) на налог по розничной продаже (НРП) со ставкой 10%.

3. Ликвидация ЕСВ, военного сбора и других мелких налогов (туристический сбор, сбор за парковку и тому подобное).

4. Включение в налог на доходы физических лиц (НДФЛ) социальных обязательств, как компенсатора ликвидированных налогов с постепенным снижением ставки в течение 10 лет также до 10%.

5. Брутизация зарплат

6. Модификация упрощенной системы налогообложения с 4-х групп до 2-х (1 группа — это микробизнес, который как налог платит фиксированную сумму патента. 2 группа — это остальной бизнес (до фиксированного уровня оборота), которая платит лишь налог с продажи).

7. Синхронизация ставок таможенных сборов в товарных группах — одна ставка для всей товарной группы.

8. Упрощение правил акциза для легальных производителей и продавцов, минимизация контроля и применение непрямых методов контроля.

 

Александра Кознова
biz.ligazakon.net