Накопительная пенсия в Украине: Плюсы, минусы и «подводные камни»

Новая пенсионная система для Украины отчаянно буксует и все никак не доберется до своей реализации

Одной из целей украинского правительства, которая неоднократно им озвучивалась, является реформирование украинской пенсионной системы. Однако предназначенный для той цели законопроект «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении», который предусматривал обязательные пенсионные отчисления, как от работника, так и от работодателя, завис в Верховной Раде еще с зимы 2020 года.

Накопительная пенсия в Украине: Суть законопроекта

С начисленной сотруднику зарплаты на его индивидуальный пенсионный счет должен был переводиться минимум 1% от его заработной платы; при желании самого работника этот процент мог быть увеличен. Работодатель перечислял на этот же счет 2% от начисленной зарплаты – и эта сумма пересмотру не подлежала. В сопроводительных документах к законопроекту предполагалось, что со временем процент отчислений будет повышаться:  в 2021 году он составит 3%, в 2030 году – 4%, в 2040 году 6%, а в 2050-м – 7%.

При этом планировалось снижать размер ЕСВ (единого социального взноса), чтобы не перегружать предпринимателей налогами. Однако недавно премьер-министр Украины Денис рассказал о новом видении этого процесса.

«Обсуждается такой вариант: 2% от нынешнего ЕСВ выделяем в накопления, не увеличивая нагрузки ни для фирмы, ни для человека, и еще 2% берем по налогу на доходы физлиц (НДФЛ). Эти 4% позволяют в сегодняшних ценах при выходе на пенсию получить 1 млн грн», – пояснил премьер.

Накопительная пенсия 2020: Нюансы

Впрочем, озвученная премьером инициатива ведет к снижению поступлений в Пенсионный фонд Украины, которому и так вечно не хватает денег. Скорее всего, именно этот момент стал причиной недовольства Международного валютного фонда во время обсуждения пенсионной реформы.

DOSSIER →  Тарифы на газ: эксперт раскрыл прогноз на следующий год

Еще одним «камнем преткновения» выступил вопрос создания специализированной структуры для аккумулирования и администрирования перечисленных средств – Пенсионного казначейства. Существует две точки зрения на реформу – согласно первой, для ее осуществления нужно создание новых структур, оппоненты же предлагают развернуть реформу на базе уже существующих государственных структур (Государственное казначейство, ПФУ и т.д.) и не плодить за счет бюджета лишние органы власти. Жаркие баталии в правительстве по этому вопросу привели к тому, что пока Кабинет министров не готов демонстрировать завершенный план пенсионной реформы.