Лесная реформа в Хмельницкой области: задача со многими неизвестными

Лесная реформа

Во время полномасштабного вторжения многие сферы, так или иначе не связанные с войной или обороноспособностью, оказались без внимания общества. Однако это не значит, что там перестали происходить какие-либо процессы. Лесная отрасль, которой украинцы и до войны интересовались не слишком охотно, сейчас переживает реформу. И то, что ее воплощают в откровенно сложные для страны времена, свидетельствует о ее важности.

Ранее украинские леса отвечал центральный орган отрасли — Государственное лесное агентство Украины со своим представительством в каждой области — управлением лесного и охотничьего хозяйства. Постановление Кабмина, принятое в сентябре 2022 года, эту структуру реорганизовало. Теперь речь идет о 9 межрегиональных офисах лесного и охотничьего хозяйства. Все же гослесхозы, кроме военных, объединили в единое государственное специализированное лесохозяйственное предприятие «Леса Украины» с девятью региональными офисами. Первая структура будет отвечать за введение государственной политики и выдачу разрешительных документов, вторая – за хозяйствование. Чиновники в качестве основной цели такой реформы определили формирование европейской модели управления лесами, прозрачности лесозаготовки, увеличения лесистости.

Реформы в Украине почти всегда начинаются с изменения структуры или названий (вспомним трансформацию Генеральной прокуратуры в Офис Генерального прокурора, например), а в результате исключительно этим и заканчиваются. Так повлияет ли эта реформа на самые большие проблемы в лесной отрасли, среди которых – незаконные рубки? Может, она вообще изменит режим доступа граждан к лесам? Мы принялись разобраться в этой теме глубже, проанализировали разные источники, а заодно побеседовали с начальником Юго-Западного межрегионального управления лесного и охотничьего хозяйства Павлом Золотым, директором Подольского лесного офиса Василием Гончаром и руководителем экспертного отдела общественной организации «Украинская природоохранная группа».

Лесов в Хмельницкой области мало

Леса в Хмельницкой области занимают площадь более 280 тысяч гектаров области и процент лесистости здесь составляет 12,9%. Это на 3% ниже, чем в среднем по Украине. Основная причина – Хмельницкая область благодаря рельефу, климату и типу почвы привлекательна для ведения сельского хозяйства. Фактически в течение десятилетий здесь жертвовали лесом ради аграрного бизнеса.

Впрочем, это лишь приблизительные и, вероятно, устаревшие данные, уточнить и обновить ныне продолжающуюся Национальную инвентаризацию лесов.

Эта инвентаризация осуществляется избирательно статистическим методом. То есть специалисты не уезжают на все участки. Они с помощью компьютерных программ и спутниковых снимков выбирают определенную выборку – условно каждый сотый участок леса, и ездят только туда, а затем экстраполируют данные в общих масштабах. Эта инвентаризация, проводимая и во время военного положения, даст общую картину, но не сможет ответить на вопрос, сколько лесов в конкретном обществе”, – рассказывает руководитель экспертного отдела общественной организации “Украинская природоохранная группа” Петр Тестов.

Параллельно продолжается еще один процесс – лесоустройство. За него отвечает государственное проектное лесоустроительное производственное объединение «Укргослеспроект».

“Территорию каждого лесхоза обходят, снимают характеристики, производят проекты. Хмельницкая область в 2021-2022 году этот процесс должна была завершить”, – говорит Петр Тестов.

Лесоустройство необходимо для определения ресурсного потенциала лесов и планирования лесного хозяйства. Например, в Польше, на которую часто ориентируются в Украине, лесохозяйства всех форм собственности должны планировать свою деятельность на 10 лет вперед. Это необходимо для эффективного использования и воспроизводства лесных ресурсов. В Украине лесоустройство тормозит большая война.

“Процесс задерживается, поскольку государственное учреждение, которое этим занимается, находится в Ирпене. Она сначала остановила деятельность, а сейчас снова начала собирать данные», – объясняет начальник Юго-Западного межрегионального управления лесного и охотничьего хозяйства Павел Золотой.

Еще до полномасштабной войны в Украине расширились возможности сбора информации о лесе. Например, начали проводить анализ разноспектральных космических снимков, определяющих «маску» леса.

“Программное обеспечение определяет границы территорий, покрытых деревьями, формирует контуры лесных насаждений. Космическая съемка позволила определить площадь и состояние самозалесенных участков. Если бы не война, мы уже имели бы полную электронную карту украинских лесов с постоянным обновлением данных”, – говорит директор Подольского лесного офиса Василий Гончар.

Хотя точных данных нет, все равно очевидно: лесов в Хмельницкой области мало. По словам Павла Золотого, идеально было бы засадить площадь, равную трети уже имеющейся в области территории с лесом.

“Этот идеальный показатель определили ученые. Еще в 2002 году мы производили расчеты: чтобы достичь оптимальной лесистости в области, нужно высадить 85 тысяч гектаров леса. Правда, по некоторым общинам лесистость у нас выше идеального показателя. Это территории бывших Шепетовского, Полонского, Летичевского, Деражнянского районов. А вот в Волочисском и Теофипольском – лесистость нужно повышать в 7 раз”, – отмечает Павел Золотой.

Зарабатывать на лесу – длительный процесс

Собственно, о методах увеличения лесистости чиновники говорят из года в год примерно одно и то же: например, надо насаживать деревья на деградированных и малопродуктивных землях. Однако раньше не существовало механизма консервации таких участков. Теперь Кабмин утвердил постановление с правилами консервации. За процесс поиска земель для облесения отвечает Подольский лесной офис. Его специалисты находят такие участки, обращаясь к тергромадам.

“Хронология такова: после того, как нам официально передали участок, мы платим земельный налог тергромаде. А там не имела сумма – 0,1% нормативно-денежной оценки земельного участка по соответствующему региону. Поэтому здесь со всех сторон плюсы: лес будет расти с поглощением углекислого газа и выделением кислорода, а тергромада будет получать средства, за то, что лесное хозяйство пользуется этими землями. Однако тергромады дают такие участки с большой неохотой. Они вообще к этому относятся флегматично”, – говорит Василий Гончар.

Деградированными могут считаться не только земли после землетрясений, оползней и других природных явлений, но и в результате человеческой деятельности. В частности, из-за изнурительного хозяйства аграриев около 20% пахотных земель Украины охватила эрозия. Такие земли могут быть законсервированы территориальными общинами для залуживания или облесения. Однако общины отдавать земли для консервации часто не спешат.

“Это не такой процесс – “давай и все”. Это огромные территории, которые нужно обследовать. А для общества все же экономически выгоднее предоставлять такие земли сельхозпроизводителям. На лесу тоже можно зарабатывать. Но лес – это длительный процесс. К примеру, в 20-летнем лесной ресурс не заготавливается. В 30-летнем лесу появляется первая продукция по реализации. Но затраты на ее заготовку превышают саму реализацию. С 40-летнего возраста лесопользователь начинает платить рентную плату в тергромаду за проведение лесохозяйственных мероприятий», – объясняет Павел Золотой.

Земельный налог и рента – разные налоговые обязательства. Первое направлено на финансовое обеспечение местной общины, а второе – это компенсация стоимости природного ресурса его конституционному собственнику (народу Украины). Земельный налог на участок с лесом ниже, чем для участка, где ведется сельское хозяйство.

Среди вероятных подводных камней консервации земель можно назвать лишение мелких фермеров заработка. Ведь хозяйственное использование таких участков кроме предусмотренного в проекте консервации становится невозможным в течение длительного времени.

Намерение консервировать землю под облесение может быть обжаловано, что и произошло в Хмельницкой области в 2018 году: тогда Летичевский райсуд поддержал иск владелицы земельных участков. По словам Петра Тестова, такая ситуация возможна по участкам, которые передавали на облесение без надлежаще оформленной документации.

“Проблемы возникают по старым участкам. Сейчас с этим получше. Участки, которые теперь передают под консервацию, уже с конкретными кадастровыми номерами, поэтому таких ситуаций будет меньше, считает Петр Тестов.

Кто они – лесопользователи Хмельницкой области?

Значительную часть лесопользователей области составляют те структуры, которые мы привыкли называть государственными лесхозами. В настоящее время эти лесхозы были реорганизованы в филиалы в структуре Подольского лесного офиса. Их у него 16, половина из которых – это лесные хозяйства Хмельницкой области: Каменец-Подольское, Изяславское, Летичевское, Славутское, Староконстантиновское, Хмельницкое, Шепетовское и Ярмолинецкое. Остальные филиалы расположены на территории Черновицкой и Тернопольской областей. Сам же Подольский лесной офис подчиняется государственному предприятию «Леса Украины».

На самом же деле лесопользователи Хмельницкой области — это далеко не только филиалы (бывшие гослесхозы) в структуре ГП «Леса Украины». Есть и другие государственные предприятия, которые, однако, находятся в зоне влияния других структур.

К примеру, государственные предприятия «Опытное хозяйство Проскуровка» и «Опытное Хозяйство «Заря» Института Сельского Хозяйства Западного Полесья» — в сфере влияния Национальной академии аграрных наук Украины. А Шепетовский военный лесхоз – Министерство обороны Украины. К отдельной категории можно отнести национальные природные парки и региональные ландшафтные парки. Кроме того, в Хмельницкой области лесом пользуется Замковая исправительная колония №58 и есть один частный лес.

Наибольшая же доля лесопользователей области вне влияния ГП «Леса Украины» и Гослесагентства это коммунальные лесхозы. Их, по словам Павла Золотого, в Хмельницкой области более 30.

Разные коммунальные лесопользователи имеют разную площадь лесов в пользовании. Например, в Деражнянщине есть предприятие, у которого 16 тысяч гектаров леса, а в Изяславщине – 16 лесопользователей имеют 4 тысячи гектаров”, – комментирует чиновник.

Манеру хозяйствования коммунальных лесхозов описывает Василий Гончар на примере Черновицкой области. Ответа на вопросы о деятельности подобных предприятий в Хмельнитчине должностное лицо избегает.

Например, по Черновицкой области мы приняли коммунальные леса еще с 2014 года. Там была одна большая проблема – частые самовольные рубки. Они заготавливали ту же древесину, что и государственные лесхозы, но из этих средств они не могли получить никакого толка. То есть из-за ненадлежащего ведения хозяйственной деятельности не могли ничего инвестировать, приобрести новую технику. Они как работали в советском союзе, так в нем и остались. К тому же, у этих предприятий не оформлены вещные права на землю”, ​​– отмечает Василий Гончар.

Павел Золотой основной проблемой коммунальных лесхозов считает отсутствие контроля над их деятельностью.

“В государственных предприятиях анализируются лесосека, привлечение капитальных инвестиций, координируется ценовая политика. Коммунальное предприятие подчиняется только органу местного самоуправления», – говорит Павел Золотой.

А вот Петр Тестов отмечает, что в коммунальных лесхозах хозяйничают очень по-разному и не везде с нарушениями.

“Зависит от области. В Житомирской, например, и государственные, и коммунальные лесхозы работают одинаково. В Шепетовском районе Хмельницкой области, кроме государственного, есть и коммунальный. Он действует по полному беспределу: не признает природно-заповедный фонд, на территории лесхоза большое количество самовольных рубок”, – комментирует Петр Тестов.

Какие же правонарушения зафиксировали в прошлом году в лесах Хмельнитчины? Ответ об этом нам предоставили в Госэкоинспекции в области. Однако, по словам ее спикера Натальи Сологуб, в учреждении не собирают информацию о том, на территории предприятий какой формы собственности зафиксированы нарушения. Поэтому, в конце концов, сложно сделать однозначный вывод, влияет ли форма собственности предприятия на манеру хозяйствования.

Существенное сокращение выявленных правонарушений в 2022 году можно объяснить мораторием на внеплановые проверки. С одной стороны, такой запрет способствовал уменьшению давления на бизнес, с другой – вывел из-под контроля государственных органов многие сферы, в том числе и окружающую среду. Поэтому в декабре некоторые проверки Кабмин разрешил. Однако для того, чтобы в этот процесс присоединились контролирующие органы, нужно обращение физических лиц.

Что дальше?

Государственное агентство лесных ресурсов Украины подготовило законопроект, согласно которому все украинские леса должны перейти под единое государственное управление, то есть в зону влияния ГП «Леса Украины». Пока что законопроект на обсуждении в Верховной Раде. По мнению Петра Тестова, реорганизацию ответственных за лес структур следовало бы проводить уже после принятия закона, а не наоборот, как сейчас происходит.

“Сначала бы достигли консенсуса во время публичных обсуждений законопроекта. И уже после того, как Верховная Рада приняла бы соответствующий закон, проводили организационную реформу на уровне Гослесагентства. А так, значит, телегу поставили впереди коня. Ибо сначала сделали объединение на уровне организационном. И только потом начали регистрировать законопроект, который должен все это регулировать”, – считает Петр Тестов.

В общинах на ситуацию отреагировали болезненно, Ассоциация городов Украины уже даже обратилась на Правительство, называя проект неконституционным. Петр Тестов объясняет – общины ожидаемо не хотят терять влияние на леса, поскольку для них это очень весомый ресурс. Однако все равно считает подобные изменения целесообразными.

“Правильное управление лесом требует большого количества средств. Конечно, если думать не только о том, чтобы срубить сейчас, чтобы быстро заработать. Я слабо представляю, что какие-то общины, кроме самых богатых, могли бы эффективно содержать лесхозы», – отмечает эксперт.

Эффективным менеджером, по мнению Кабмина, должно стать и вновь ДП «Леса Украины», которое в дальнейшем планируют превратить в акционерное общество. По словам Петра Тестова, это может послужить причиной проблем.

Лес не в собственности, а в постоянном пользовании лесхозов. Распоряжения же землями лесохозяйственного назначения осуществляют областные администрации. Поэтому формально лес не будет приватизирован. Вопрос доступа в леса закреплен в лесном кодексе, где написано, что граждане имеют право свободно находиться в государственных и коммунальных лесах. Но есть другой риск. Это публичное акционерное общество может определенным деревообработчикам продавать древесину по самым выгодным ценам. А для других сделать так, чтобы они не могли по такой цене купить. То есть, есть риски с точки зрения финансовых потоков, что они будут идти не мимо госбюджета, а мимо тех людей, которые будут контролировать акционерное общество”, – говорит Петр Тестов.

Выводы

Реформирование лесной отрасли в Украине давно актуально. Оно должно устранить пробелы с учетом лесов. Именно поэтому начата Национальная инвентаризация лесов, призванная дать возможность стратегическому планированию для управления ими. Для того чтобы навести порядок в локальных лесохозяйствах и улучшить экологическую ситуацию, продолжается другой важный процесс – лесоустройство.

Ранее за управление лесхозами и контролем их деятельности отвечала одна структура – ​​Гослесагентство, порождающее коррупционные риски. Теперь полномочия хозяйствования и контроля разделили между двумя разными структурами: Гослесагентство и дальше контролирует, а новосозданное государственное предприятие «Леса Украины» — хозяйствует. В идеале такая реорганизация должна минимизировать коррупцию и улучшить методы управления. Однако, как именно это будет работать и будет ли работать вообще, пока не ясно.

Устаревшие методы хозяйствования и многочисленные нарушения в течение длительного времени характерны для различных лесопользователей. Это привело к намерению государства взять под свой контроль лесные хозяйства разных форм собственности, создав государственное предприятие «Леса Украины» с последующим его превращением в акционерное общество. Этот шаг имеет как плюсы (унифицированные принципы ведения хозяйства и контроля), так и минусы (руководители публичного акционерного общества будут диктовать свои условия при продаже древесины).

Общины восприняли эти изменения преимущественно враждебно, поскольку видят за ними потерю ресурса и доходов. На местах отнеслись бы к реформе более дружелюбно, если бы произошло усовершенствование системы налогообложения с объединением земельного налога и рентной платы. Тогда, возможно, общинам было бы выгоднее отдавать леса, ведь рентная плата будет зависеть не от того, сколько на определенном участке срубили деревья, а от производительности лесхоза.

 

СВЕТЛАНА РУСИНА
shepetivka.com.ua