Кто контролирует украинский лес: скрытые интересы и государственные реалии

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Почему современное управление лесами приводит к миллиардным потерям?

Глобальный мир и отношения в различных сферах и на национальном уровне быстро переменчивы. Это обусловлено развитием высоких технологий и применением новых методов управления.

De jure — леса принадлежат народу Украины, а de facto — контролируют эти ресурсы чиновники лесной отрасли, зачастую преследующие собственные меркантильные интересы и занимающиеся откровенным лоббизмом крупного лесоперерабатывающего бизнеса.

Лучше всего деструктивные процессы в лесной сфере показывают числа и цифры убытков, понесенных государственными предприятиями при неэффективном хозяйствовании. К примеру, лесхозы Волыни наращивают собственную переработку древесины уже более 5 лет подряд, однако если проанализировать только последние 2 года, то упущенная выгода и ущерб от подобной деятельности достигают полутора миллиардов гривен. Это теневой рынок древесины, который последовательно защищают и «развивают» чиновники лесного хозяйства.

«Ручной» метод управления народным хозяйством предполагает наличие возможностей у того или иного чиновника среднего или высокого ранга лично влиять на процессы принятия решений с целью получения нужного результата.

Логику и практику таких форм управления можно понять, ведь с помощью такого подхода оперативно обеспечивались потребности экономики там, где отсутствуют развитые рыночные отношения.

Сегодня 309 действующих лесных хозяйств объединяют контрольные, надзорные, защитные и хозяйственные функции в одних руках. Риски злоупотреблений в современных экономико-политических условиях, к сожалению, заложены в самой системе.

При этом в силу несовершенства законодательного регулирования руководящему составу лесников фактически удается избегать ответственности за злоупотребления, несмотря на громкие разоблачения.

Сколько и как теряет лесная отрасль из-за теневого оборота древесины? Стоимость паллетной заготовки на рынках Европы колеблется в пределах 113−120 евро за 1 м³. Зато государственные предприятия умудряются экспортировать такую продукцию по 93 евро за 1 м³. Упущенная выгода может измеряться десятками миллиардов гривен ежегодно.

Другая сторона продать готовый кругляк для лесхозов гораздо выгоднее, чем переработать до паллетной доски. Например, чтобы получить 1 м³ паллетной заготовки, государственному предприятию необходимо распилить 2,6 м³ кругляка (2,6 м3×1 100 грн/м3 = 2 860 грн), заказать услуги транспортировки сырья (2,6 x 150 грн/м3 = 390 грн), распилить кругляк (2,6 м3×291 грн/м3 = 756 грн), высушить продукт (243 грн/м3), упаковать (26 грн/м3), затаможить (50 грн/м3), воспользоваться другими сопутствующими услугами (200 грн/м3). Всего 1 м³ готовой продукции для государственного предприятия обходится ориентировочно в 4525 грн, а продажа за границу осуществляется по цене 3346,9 грн. В то же время, если лесхозам 2,6 м³ кругляка продать частным лесопереработчиками, то государственные предприятия могли бы получить прибыль 2860 грн. Почему при таких аргументах чиновники лесной сферы развивают собственное производство паллетной доски и ее экспорт, а не продают необработанную древесину? Вразумительного ответа пока на это нет.

Читайте также на DOSSIER:  Устраиваются за деньги, а потом работают врачами. Федоров рассказал о коррупции со студентами-иностранцами

Итак, убытки из-за производства и экспорт 1 м³ паллетной заготовки составляют 1178,1 грн (4525 грн — 3346,9 грн). Тем не менее лесники Волыни продолжают наращивать объемы собственной переработки и преподносят это как выдающееся достижение. Парадокс, не правда ли?

В целом лесхозы Волыни за 2019−2020 годы переработали (388 100 м³ + 224 000 м3 = 612 100 м3) круглого леса и экспортировали за границу. Ориентировочные убытки за этот период достигают около 1178,1 грн. А в национальных масштабах такие потери можно измерять десятками миллиардов гривен ежегодно. Именно эти «грязные» средства впоследствии используются для сохранения status quo.

Яркий пример тому — организованное информационное и бюрократическое сопротивление лесников и некоторых лесопереработчиков инициативам Минохраны окружающей серды по 100% продаж всей заготовленной древесины через открытый и прозрачный аукцион.

Такой status quo в лесной сфере до недавних пор удовлетворял всех, однако общество в лице местных общин интуитивно чувствует себя обманутым, поэтому все больше стихийно протестует в местах сплошных вырубок древесины.

Теневой оборот древесины, непрозрачный рынок лесоматериалов, потребность в кадровой реформе сегодня в первую очередь необходимо рассмотреть центральным органам государственной власти и перейти от устаревших форм, методов, принципов управления лесными ресурсами к современным, рыночным. Такие шаги обеспечат детенизацию оборота древесины и наполнят бюджеты различных уровней миллиардными поступлениями.

Итак, что предпочтет правительство Украины: оставит контроль над лесными ресурсами старой неэффективной системе управления или внедрит коренные реформы, демонстрирующими экономический рост, — покажет время.

Александр Мисюра
Предприниматель-лесопереработчик