Конституционный кризис: венецианская комиссия посоветовала реформировать КСУ после скандального решения

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Венецианская комиссия (комиссия Совета Европы «За демократию через право») опубликовала заключение, которое касается реформы Конституционного Суда. В октябре КСУ отменил ответственность за ложь в декларациях и лишил антикоррупционные органы в Украине ключевых полномочий.

Свой вывод Венецианская комиссия опубликовала в четверг, 10 декабря. Это уже второй срочный документ, который ВК подготовила для оценки кризиса в сфере борьбы с коррупцией в Украине.

Так, комиссия отметила, что решение КСУ, принятое 27 октября, имеет серьезные недостатки и не соответствует стандартам четкого обоснования в конституционных процедурах.

В том числе ВК увидела в решении Конституционного суда возможный конфликт интересов, а именно решение назвали неполным и неубедительным.

Что предлагает Венецианская комиссия?

В документе ВК отмечали, что решение, принятое Конституционным судом 27 октября, показало необходимость реформы КСУ и должно стать «отправной точкой» для изменений. В частности, комиссия предлагает украинской власти следующее:

  • Верховная Рада должна четко определить возможное ограничение сферы действий Конституционного Суда;
  • Конституционный суд, по мнению ВК, должен предоставлять конкретные правовые причины для каждого положения законов, которое признают неконституционным;
  • В законе о КСУ должна быть урегулирована дисциплинарная процедура, с более подробной информацией, изложенной в правилах такой процедуры;
  • Возможность повторно возвращать на рассмотрение дела КСУ должна быть исключительно в случаях, когда судья в связи с этим решением совершил уголовное нарушение (например, взял взятку);
  • Венецианская Комиссия советует установить более четкое определение понятия «конфликт интересов». Например, выделить финансовый конфликт интересов, особенно в делах, касающихся отчетов НАПК или расследований НАБУ;
  • Решение о (само)отводе судей КСУ должны быть четко аргументированы в решении суда, отдельном процессуальном решении или в постановлении;
  • Требования к кворуму должны быть уменьшены в случаях, когда кворум потерян из-за отвода судей, чтобы избежать Non liquet;
  • Верховная Рада должна рассмотреть возможность принятия законодательства, которое детализирует последствия несоблюдения судьями КСУ законодательных положений в части отвода судей, включая проведение публичных дисциплинарных слушаний и принятие соответствующих решений касательно судей КС;
  • ВК предлагает создать орган по отбору кандидатов на должность судьи КСУ, в который будут входить международные эксперты, чтобы обеспечить моральные и профессиональные качества кандидатов;
  • Когда судьи КСУ определяют, что какое-то положение закона неконституционное, они должны обращаться за подтверждением в Большую палату Верховного суда по запросу президента или Верховной Рады. Причем ВК уточняет, что рассмотрение дела в Большой палате ВС должно быть открытым.
Читайте также на DOSSIER:  Почему отчеты Налоговой службы о перевыполнении планов в 2020-м — манипуляция

Решение Конституционного суда

27 октября КС признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность для чиновников и судей в форме штрафа или лишения свободы за представление заведомо ложных сведений в декларации.

Ранее чиновники за недостоверное декларирование могли получить от 5 до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

Также 27 октября КСУ закрыл доступ к электронным декларациям чиновников, а НАПК лишил ключевых полномочий. НАБУ и Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции просили принять законопроект о восстановлении ответственности за недостоверную информацию в декларациях до конца декабря, иначе чиновников нельзя было бы привлечь к ответственности за ложь в декларациях 2020 года.

Отметим, что депутаты возобновили ответственность за ложь в декларациях, но без возможности заключения.