Какой должна быть налоговая реформа

налоговая реформа
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Какие серьезные налоговые проблемы назрели в Украине и с чего начать их решение.

 

Развитие украинской налоговой доктрины — это главная причина того, почему в 2018 году я принял предложение стать заместителем министра финансов. По моему мнению, регулирование налоговых отношений в Украине развивалось достаточно хаотично и, как правило, копировало определенные тренды: или мировые, или постсоветские, или восточноевропейские.

Конечно, за время независимости были определенные прорывные решения, которые фактически создали сегодняшнюю налоговую систему координат. Это — и введение налога на прибыль и добавленную стоимость, и введение упрощенной системы налогообложения и трансфертного ценообразования, кодификация законодательства — принятие налогового кодекса.

Однако, как мне казалось, на тот момент Украина нуждалась в новом качественном скачке, который сделал бы ландшафт налоговых отношений более цивилизованным.

В результате это вылилось в разработку достаточно основательных законопроектов, которые прошли жесткое сито обсуждения как с бизнес-средой, так и с международными партнерами. Все они в основном были приняты в 2019 году. В частности, это пакет документов, связанный с присоединением Украины к Многосторонней конвенции MLI, принятие пакета BEPS в законе 466 (зконопроект 1210).

Хотел бы подчеркнуть, что упомянутый правовой акт также ввел в украинское законодательство концепцию контролируемых иностранных компаний. В контексте деофшоризации это — очень серьезный шаг, направленный на обеспечение прозрачности иностранных структур, обладающих украинским бизнесом. В конце концов, когда финансовая отчетность по подобным образованиям, созданным с целью оптимизации налогообложения, будет подаваться в отечественные налоговые органы, то рано или поздно встанет вопрос их целесообразности и бизнес всерьез задумается о возвращении обратно в национальную налоговую систему. К слову, принятый закон получил положительные отзывы от МВФ в ноябре 2020 года.

Также началась широкая дискуссия между властью и бизнесом относительно налогообложения корпоративного дохода, в том числе введения налога на выведенный капитал. Да, до сих пор из-за отсутствия политической воли не было принято соответствующего закона, но нам удалось серьезно усовершенствовать существующую концепцию налога на прибыль. В частности, она стала более благоприятной для малого и среднего бизнеса, в том числе путем введения ускоренной амортизации.

Таким образом, 2018-й и особенно 2019 год были плодотворными, и я горд, что имел возможность приобщиться к развитию налоговой доктрины и законодательства в нашем государстве.

К сожалению, в 2020 году этот процесс практически остановился. Да, был принят коронавирусный «льготный» пакет законов, были в очередной раз увеличены лимиты для ФЛП, отсрочено использование РРО, списаны или рассрочены небольшие налоговые долги бизнеса, но все это, будем честными, — мелкие кризисные или популистские решения. Кроме введения больших льгот для крупного бизнеса и малых для малого, ничего не удалось сделать.

Читайте также на DOSSIER:  Сомнительные налоговые реформы Минфина

Конечно, это был тяжелый коронавирусный год, однако давайте подумаем, куда бы могла развиваться налоговая система Украины, если бы учитывались разработка не только тактических, но и стратегических решений.

Поэтому в 2021 году перед нами стоят те же вызовы, что и год назад, а именно: сложность администрирования и налоговая несправедливость. Бедные платят больше, а богатые — меньше. Если проанализировать основные источники поступлений в госбюджет, то видим, что корпоративные налоги составляют менее 20%, а прямые и косвенные налоги с граждан составляют более 80% от всей совокупности. Что бы кто не говорил, это не является нормальной ситуацией.

Что же можно предложить для развития налоговой доктрины в среднесрочной перспективе?

1. Реформа налогообложения доходов физических лиц

Так, в настоящее время действующая система представляется достаточно простой. Вместе с тем эта простота уже не соответствует тем вызовам и задачам, которые стоят перед государством и обществом, ведь НДФЛ в том виде, в котором он есть, не выполняет ни стимулирующую, ни детенизирующую функции. Наоборот — разделяет нас на ФЛП и наемных работников, противопоставляет, провоцирует конфликты, порождает социальную рознь.

По моему мнению, данную проблему можно решить, введя прогрессивную шкалу налогообложения для небольших доходов. Напомню, что сегодня человек, который получает 6 тыс. грн в месяц, должен уплатить 19,5% (НДФЛ + военный сбор). По моему мнению это — абсурд. Минимальная заработная плата, если это — единственный источник дохода человека, не должна облагаться налогом вообще. Во-первых, это оставило бы больше денег в распоряжении незащищенных слоев населения. Во-вторых, налоговое давление на фонд заработной платы будет снижено, и у микробизнеса будет меньше мотивации использовать схемы ФЛП, что повысит налоговую культуру и справедливость в государстве.

2. Рентные платежи и акцизы

Сегодня между бизнесом и государством фактически отсутствует диалог по акцизным и рентным политикам. Это сложные вопросы, ответ на которые зависит от приоритетов государства и ценностей общества.

Исторически акцизы называли «налогом на грехи». Традиционно их вводят на такие виды товаров, как ликеро-водочная продукция, табак и изделия из него, вино, пиво и т. д., или определенные предметы роскоши.

Читайте также на DOSSIER:  Пенсионная реформа: в команде Зеленского готовы к внедрению частных пенсионных фондов уже в 2021 году

В современном мире, когда в некоторых странах национальной проблемой становится ожирение, акцизы вводятся также и на сахар, и на безалкогольные напитки с высоким содержанием сахара, на энергетические напитки. Государство, с одной стороны, хочет ограничить определенные негативные явления, а с другой — привлечь в бюджет деньги для ликвидации их последствий (например, лечение населения).

Относительно рентных платежей. Согласно Конституции Украины, недра — это объекты права собственности Украинского народа. В структуре доходов госбюджета 2020 года ренты составляют около 4%. Эта ситуация вряд ли является нормальной, поэтому нужно уже сейчас начинать всеобъемлющий диалог с добывающими отраслями относительно наших рентных политик. Результат дискуссии зависит от упомянутых приоритетов.

Да, после Революции достоинства мы стимулировали энергетическую независимость, значительно снизив ренты на добычу нефти и газа. Однако по состоянию на сейчас наблюдаем падение — добыча этих полезных ископаемых уменьшается.

То же касается и ренты на руду. Все понимают, когда цена на руду и на металл низкая, то бизнес не может платить высокие ставки, которые исчисляются, не принимая во внимание цену руды. Но когда цены высокие, когда наблюдается бум на рынке, то имеет ли право народ Украины в такие периоды на справедливую долю от сверхприбылей крупного бизнеса? Думаю, что да.

Очевидно, что начать диалог на тему рентной платы должно государство, ведь отечественных олигархов текущее состояние дел вполне устраивает. И учитывая, что такой диалог — это сложный и длительный процесс, начинать его надо уже.

3. Экологический налог

Вопрос экологии должен стать одним из приоритетов. К сожалению, несмотря на то, что отечественная история должна была бы побуждать к соответствующим выводам и действиям (Чернобыльская катастрофа), мы продолжаем «тушить пожары», оставаясь «страной ликвидации», а не предупреждать экологические катастрофы.

Очевидно, что техногенное воздействие на окружающую среду необходимо уменьшать повышением ставок экологического налога. Понятно, что крупный бизнес будет против, но это нормальная ситуация для всего мира. В этих дискуссиях рождается истина.

4. Администрирование налогов

Много было сделано, но мы видим, что все смелые шаги, к сожалению, не доводятся до конца. За громкими словами реальность остается совсем другой. Взять хотя бы тот же единый счет, который должен был бы заработать с 1 января. Сейчас старая система счетов до сих пор используется, а единый счет — только по желанию плательщиков. Поэтому эта новация остается не до конца имплементированной.

Читайте также на DOSSIER:  Минимальные зарплаты и пенсии, коэффициент стажа: пенсионная реформа в Украине, что изменилось за три года

Ситуация оставляет желать лучшего и с сервисами от налоговой, которые, по мнению бизнеса, иллюстрируют индексы EBA и AmCham, не улучшаются — ни клиентский, ни информационный.

Делать бизнес в Украине становится все труднее. Какое количество крупных украинских компаний вышли на IPO? Какое количество внешних инвестиций удалось привлечь бизнеса? Как и почему бизнес выбирает систему ФЛП?

Вопрос об удобстве налоговой системы можно проиллюстрировать следующим образом. Столбами украинского бизнеса является агроиндустрия, IT-индустрия и металлургия. Давайте посмотрим, в каких налоговых условиях находятся эти три индустрии. Агро — упрощенное налогообложение, отсутствие корпоративного налога (фактическое нахождение на IV группе упрощенки). Айтишники — упрощенка (ІІІ группа). Металлурги — сколько у нас предприятий занимаются металлургией? 20? И это большой бизнес, который может себе позволить нанять достаточное количество бухгалтеров, аудиторов, юристов и налоговых консультантов. Исключение, подтверждающее правило.

Весь остальной бизнес, который генерирует ВВП, работает в «микс-зоне». Это набор упрощенки, ФЛП, предприятий-плательщиков НДС / неплательщиков НДС, венчурных фондов, банков, финансовых учреждений. Наблюдаем все, что угодно, кроме определения налогоплательщика из книги — юридическое лицо на общей системе налогообложения — плательщик НДС.

Юридических лиц на общей системе налогообложения плательщиков НДС в Украине 220 — 230 тысяч. В то же время в Украине насчитывается 2 млн ФЛП. То есть у нас в 10 раз больше тех, кто работает на упрощенной системе налогообложения, учитывая юридических лиц, работающих на упрощенке. Это — огромная проблема, и KPI для финансово-фискального блока государства должно быть увеличение, собственно, предприятий, выбирают общую систему налогообложения и делающих это по своему желанию. Потому что так лучше, так выгоднее, так удобнее, чем подробить бизнес на 10 фирм, ФЛП и тому подобное.