Евросоюз – прежде всего союз таможенный. Поэтому внедрение системы общего транзита NCTS – это важнейший этап не просто интеграции украинской таможни в таможенную среду ЕС, но и интеграции Украины в ЕС в целом
В Евросоюзе придают особое значение роли единой таможенной системы в развитии европейской экономики, работающей на благо людей, в защите европейского образа жизни и во вхождении Европы в новую цифровую эпоху.
Европейский совет признает европейскую перспективу Украины, которая видит свое будущее в Европейском Союзе. Совет Европы принял решение предоставить Украине статус страны-кандидата. И сегодня продвижение Украины к вступлению в Европейский Союз будет зависеть от ее работы в направлении соответствия Копенгагенским критериям для новых членов ЕС. Таможенный аспект – один из ключевых в этих критериях.
Когда-то Фрэнсис Бэкон сказал «знание – сила». В современном мире сила государств и их экономик в оперативном обмене знаниями и информацией. NCTS – это и есть система обмена массивами информации о всех этапах таможенного оформления товаров, которые упорядочиваются и структурируются с помощью новейших IT-решений.
Мы в Европе видим полное понимание этих факторов со стороны украинской власти и руководства Государственной таможенной службы Украины. Подтверждение тому – недавнее заседание Рабочей группы EU-CTC по совместному транзиту и упрощению формальностей в торговле товарами. Это заседание стало первым, на котором Украина приняла участие как полноправная страна-участник Конвенции о процедуре совместного транзита, а не как наблюдатель. Украина представила первые результаты международного использования NCTS – и они получили позитивную оценку Евросоюза.
По словам заместителя председателя Гостаможслужбы Владислава Суворова, «вступление в Конвенцию – это европейская мини-интеграция».
Но встает вопрос о том, как обеспечить дальнейший прогресс Украины в этом направлении. Как представляется, ему в значительной мере может способствовать участие Украины в программе таможенного сотрудничества «Таможня» (Customs), установленной Регламентом (ЕС) № 2021/444 Европейского парламента и Совета.
Общая цель Программы — поддержка таможенного союза и таможенных органов, работающих вместе и действующих как единое целое, для защиты финансовых и экономических интересов Союза и его государств, для обеспечения безопасности внутри Союза и для защиты Союза от недобросовестной и незаконной торговли, одновременно облегчая законную предпринимательскую деятельность. Также программа предусматривает управление таможенными рисками и безопасность цепи поставок.
Эти цели чрезвычайно актуальны и для Украины как в тактической перспективе военных условий, так и в стратегической перспективе послевоенного восстановления экономики и полноценной европейской интеграции.
За программу «Таможня» отвечает Еврокомиссия, и на ее реализацию в бюджете ЕС на период 2021-2027 гг. выделено €950 млн. 5 октября 2022 г.
Если более детально остановиться на конкретных целях программы Customs для стран ЄС, то они состоят в следующем: подготовка и единообразное осуществление таможенного законодательства и политики; таможенное сотрудничество; наращивание административного и ИТ-потенциала, включая компетентность и подготовку кадров, а также разработку и эксплуатацию европейских электронных систем; — инновации в области таможенной политики.
Для Украины открывается возможность изучения IT-услуг, которые разрабатывает и предоставляет DG TAXUD, директорат Европейской комиссии, занимающийся таможенными, налоговыми и акцизными вопросами. Ведь путь к инновациям и упрощениям в области таможенной политики лежит именно через эффективные IT-решения. Именно на IT-сферу предназначена значительная часть бюджета программы «Таможня». Речь идет о разработке и эксплуатации европейских электронных систем для таможни (в частности, Гарантия качества (QA5), ITSM-Integration (Управление ИТ-услугами), ITSM — поддержка трансъевропейской системы (ITSM-TES)).
Также Украина получит возможность участвовать в различных рабочих группах и программах обучения, которые уже реализуются для стран ЕС. Прежде всего, это рабочая группа «электронной таможни», но есть и другие группы. Главное в том, что, когда работник таможни участвует в этих рабочих группах или обучении, он получает доступ к материалам ЕС. В них результаты бизнес-процессов уже систематизированы, сделаны выводы – и если страна намерена создать новую IT-систему европейского уровня, она может ознакомиться с опытом предшественников. Поэтому можно использовать уже имеющиеся наработки и не изобретать ничего нового. Изучать, приспосабливать к своим условиям и внедрять.
Централизованное создание IT-систем. Особенно важны несколько IT-систем, которые сделаны централизовано по этой программе для стран ЕС. Например, система Customs Decision System, система для АЕО. Суть этих систем в том, чтобы данные, которые ввела одна страна, были доступны другой европейской стране. В общем и целом, инструменты таможенных упрощений в Европе разработаны, ими можно и нужно пользоваться. Сегодня страны-кандидаты в члены ЕС проходят путь изучения этих систем и в перспективе будут учиться эффективно пользоваться ими.
Представляется очень важным то, что представители Украины (таможни, Минфина) получат возможность в перспективе не просто использовать и адаптировать наработки европейских партнеров. Участвуя в различных рабочих группах, обсуждая законопроекты, моделируя процессы, постепенно украинцы станут экспертами в тех или иных вопросах работы европейской таможни и таможенной нормативной базы. Они будут иметь доступ к знаниям, участвовать в процессах интеграции и развития. И придет время, когда украинская таможня внесет свой оригинальный интеллектуальный вклад в развитие таможенной сферы Европы.
Уже пройден значительный отрезок пути к евроинтеграции, но впереди еще немало сложной и кропотливой работы. Евросоюз и все его институции готовы оказать Украине и ее таможенной службе всемерное содействие в ее выполнении.