Как «напилить» более двух миллиардов? Мастер-класс от АРМА

АРМА

Жадность делает глупыми

Мы неоднократно публиковали детализированный анализ работы новообразованных антикоррупционных органов, в частности Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА). И они не перестают удивлять общественность и профильных экспертов. В здании на столичной улице (центральный офис АРМА. — А.Л.) как будто «навели порчу». Об очередных «приключениях» ниже.

Совсем недавно на никому не известной товарной бирже «ПРИДНІПРОВ’Є» без какой-либо предварительной рекламы или другого обнародования информации в медиа АРМА был проведен аукцион по продаже очередного арестованного актива, а именно: калия хлористого общим весом 2,2 тыс. тонн, загруженных в железнодорожные вагоны белорусского и российского происхождения.

Этот лот был продан по цене почти в 39 млн грн, тогда как его рыночная стоимость составляет, по самым скромным подсчетам, более 140 млн. Такой вот дисконт во время войны, когда аграрии как никогда нуждаются в минеральных удобрениях. Одним из них и является калий хлористый, или хлорид калия. В торгах на аукционе принял участие всего один участник. Продажа арестованного имущества по значительно заниженным ценам — это давняя практика первого руководителя АРМА Антона а, которому 12 июля вручили подозрение в злоупотреблении властью и растрате 426 млн грн.

Однако нынешнее «профессиональное» руководство АРМА — Дмитрий , Филип , Алексей , Вахтанг и Егор  — явно взяло курс на растрату значительно больших сумм. Согласно определениям Шевченковского районного суда по делам №761/12872/22 и 761/11098/22, в управление АРМА для реализации было передано более 53 тыс. тонн хлорида калия. Цены этого минудобрения в открытых источниках информации составляют от 42 до 80 грн за килограмм. Таким образом, общая стоимость, по средним расчетам (63,6 грн за килограмм), составляет почти 3,4 млрд грн. Между тем продажу за один раз такого дорогого актива было бы сложно скрыть от общественности. Поэтому в целях «конфиденциальности» команда «профессионалов» решила разделить арестованный актив на меньшие лоты. Представим, на весь товар делают такой сладкий дисконт в размере от 70%. Как следствие, государство не получит доходы на сумму до 2,5 млрд грн. Либо кто-то «заработает» такую же сумму…

Пока страна по всему миру ищет средства для передовой, кто-то в АРМА решил, что можно легко «дарить» деньги отдельным предпринимателям. И это не первый эпизод и далеко не последний в преступной деятельности новой команды «профессионалов» АРМА.

Еще до 24 февраля 2022 года, то есть до начала полномасштабной войны, Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) начало расследование очередного «достижения», а именно: продажи кукурузы по цене в 6,5 раза ниже рыночной. Коротко об основных моментах.

Читайте также на DOSSIER:  НАБУ завершило расследовать дело о попытке подкупа судьи из Одессы

21 октября 2021 года определением следственного судьи Радивиловского районного суда Ровненской области в деле №568/1347/21 были арестованы 120 га посевов сельскохозяйственной культуры «кукуруза» и переданы в управление АРМА. Согласно информации Главного управления статистики в Ровненской области за 2021 год, стоимость этого актива — 5,4 млн грн, что установлено прокурором и следственным судьей, а также указано в соответствующем постановлении.

30 декабря 2021 года арест на упомянутый выше актив отменили, а значит, 30 декабря АРМА потеряло право совершать какие-либо действия в отношении указанного имущества. Но 4 января 2022 года АРМА продает «посев кукурузы» за 836 тыс. грн, а 6 января 2022-го денежные средства в полном объеме были уплачены победителем торгов — ООО «Телиш Транс» — на счет АРМА. Уже 11 января 2022 года вместо того, чтобы отменить процедуру реализации, и.о. главы АРМА Ф.Пронин и начальник управления менеджмента активов А.Таможанский составляют акт о реализации активов на электронных торгах. То есть чиновники АРМА фактически сделали вид, что ни к началу аукциона, ни в день его проведения, ни в момент получения средств, ни во время составления акта о реализации они не заглядывали в Реестр судебных решений.

Предыдущие руководители АРМА — Владимир  Павленко, Виталий и Вахтанг Бочоришвили — тоже не считали необходимым проверять информацию в определениях перед их выполнением, в итоге получив подозрение в присвоении почти 400 тыс. долл.

Назначение Д.Жоравовича 4 августа 2021 на должность временного исполняющего обязанности главы АРМА не очень помогло, потому что, как выяснилось, у него нет собственного мнения, и он не может принимать решительные, но крайне необходимые для эффективной работы АРМА решения. А влияние его подчиненных прослеживается невооруженным глазом.

Так, на собеседовании во время конкурса по отбору кандидата на должность главы АРМА Жоравович представил (смотреть с 2.31.10) доклад, подготовленный его заместителем Ф.Прониным. Эти данные не содержат ни одного шага для улучшения работы АРМА, а являются, по сути, восхвалением сомнительных достижений по профильному направлению Пронина — выявлению и розыску активов.

В статье «Агентство по невозвращению активов» была подсчитана эффективность функции розыска АРМА путем сравнения количества разысканного имущества и фактически переданного в управление. Эта эффективность составила 0,2%. Именно столько имущества из разысканного было фактически передано в управление.

Напомню, еще из переписки бывшего руководителя АРМА В. Павленко, обнародованной в Telegram-канале «АРМА: искусство воровать», известно, что Пронин любит «торговать информацией» или преднамеренно затягивать ответ на запросы, чтобы подозреваемые успели скрыть свои незаконные активы. Об этом хорошо известно и правоохранителям. По нашей информации, во время одного из обысков в помещениях АРМА на компьютере подчиненного Пронина В. был обнаружен подробный отчет, кому и за какие суммы «дарилась» информация.

Читайте также на DOSSIER:  Верный соратник Тимошенко предстал перед судом из-за имущества жены

На заседании антикоррупционного комитета Верховной Рады Жоравович громко опозорился (см. видео с 9.40), так и не ответив на вопрос руководителя о необходимости доступа АРМА к Единому реестру досудебных расследований (ЕРДР). Все довольно просто: в необходимости доступа к ЕРДР Жоравовича убедил не кто иной, как Пронин. Предполагаем, что доступ к упомянутому реестру нужен исключительно Пронину для удовлетворения «коммерческих» интересов, чтобы иметь возможность известить фигурантов уголовных производств и получить разного рода «конфетки и печенье». В своем позорном ответе Жоравович подтвердил, что доступ к этому реестру необходим трем лицам — ему, Пронину и начальнику управления менеджмента активов А.Таможанскому.

Для тех, кто любит логические задачи из серии «следует исключить лишний элемент», укажем, что именно Пронин и является лишним элементом, поскольку в АРМА функционирует управление выявления и розыска с соответствующим начальником, которого в приведенной Жоравовичем цепочке нет.

Однако, как показывают достижения Жоравовича на должности в.и.о. главы АРМА, его постоянно используют и другие «опытные» работники в собственных интересах. Так, интересен перевод В.Бочоришвили на должность начальника отдела договорной работы вместо выполнения определения об отстранении полного тезки «вора консервов». Инициаторами, внесшими такое предложение, были начальник управления правового обеспечения Антон Чубенко и начальник управления персоналом Татьяна Рудяк. К слову, мы уже писали о махинациях упомянутой чиновницы в одном из предыдущих текстов.

Эта серия эпизодов для Жоравовича однозначно будет иметь серьезные дисциплинарные последствия, ведь речь идет об использовании полномочий в личных интересах или в неправомерных личных интересах других лиц. А реализован план следующим образом.

4 августа 2021 года Кабинет министров Украины возлагает на Жоравовича временное выполнение обязанностей главы АРМА. Уже 8 октября 2021-го он назначает с 11 октября своего подчиненного из Харькова Таможанского главным специалистом третьего отдела управления менеджмента активов. Другим приказом возлагает на последнего временное выполнение обязанностей начальника управления менеджмента активов. И это при том, что в структуре управления менеджмента активов есть пять отделов, в которых назначены соответствующие начальники, и сектор с назначенным заведующим. При этом для Таможанского устанавливают надбавку за интенсивность работы в размере 350%.

В сентябре 2021 года Бочоришвили переводят на должность начальника отдела договорной работы управления правового обеспечения. В конце октября 2021-го Таможанского определяют победителем конкурса на должность начальника отдела мониторинга эффективности менеджмента активов. На этой должности Таможанский работает несколько дней, и позже его переводят на ключевую после должности главы АРМА должность — начальника управления менеджмента активов. Одной из основных задач Бочоришвили на новой должности является проверка на соответствие законодательству проектов договоров управления активами. Другими словами, он имеет доступ ко всей истории, предшествующей заключению договора управления активом. После чего Бочоришвили визирует этот договор управления. То есть, несмотря на то, что Бочоришвили не является начальником управления менеджмента активов (от этой должности его отстранил суд), он принимает участие в реализации государственной политики в сфере управления активами.

Читайте также на DOSSIER:  “Устроили бурю в стакане”. Что не так с законом о финмониторинге

Но основание о переводе Бочоришвили на должность начальника отдела договорной работы от Чубенко ожидаемо, если проанализировать появление последнего в центральном аппарате АРМА. Напомню, в июле 2021 года Чубенко побеждает в конкурсном отборе на должность начальника управления правового обеспечения АРМА еще при предыдущем руководстве. Таким образом, Чубенко — это «остаток» команды —Сигидина

Весной 2021 года сектор внутреннего аудита АРМА провел аудит выполнения функции управления арестованными активами, выявив ряд нарушений в работе подразделения, которое тогда возглавлял Бочоришвили. В свою очередь, его работу тогда направлял Павленко. Если коротко, то были зафиксированы следующие недостатки:

— рецензирование отчетов об оценке имущества не проводится во время реализации активов через торговую площадку;

— при передаче активов в управление по договору оценщик оформляет отчет об оценке, сам находит рецензента и предоставляет АРМА два документа — отчет об оценке и рецензию. То есть оценщик, конечно, будет заинтересован, чтобы рецензент подтвердил его расчеты;

— отбор реализаторов происходит непрозрачным образом, отсылка на Закон «О публичных закупках» формальна, поскольку отбирают торговую площадку не по этому закону, а якобы согласно «принципам публичных закупок»;

— аналогичная история с отбором государственного банка, где всегда побеждает Ощадбанк, в котором будут храниться наличные средства, банковские металлы, а также средства, полученные от реализации.

К слову, эти нарушения до сих пор не исправлены.

Таким образом, мы в который раз убедились, что «новая» команда профессионалов АРМА неспособна эффективно выполнять возложенные на нее задачи. АРМА давно стало и продолжает быть сплошной «коррупционной кормушкой», которая при миллиардных схемных аферах по основному профилю явно недорабатывает: на 1 августа 2022 года от мероприятий по управлению в бюджет перечислены 16,9 млн грн, а от реализации — около 27 млн грн.

Александр Леменов
Глава правления StateWatch

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки