Худшая проблема остается. Что ждет экономику Украины

Андерс Аслунд
FavoriteLoadingДобавить в избранное

По сравнению с другими странами, Украина справлялась с кризисом COVID-19 относительно хорошо, но это вовсе не из-за экономической политики правительства

Год назад, в начале 2020 года, я писал, что весомые экономические достижения Украины за прошедшие двенадцать месяцев были недооценены и заслуживали гораздо большего признания. Я также утверждал, что в 2020 году нам следует позаботиться о «чистке» правоохранительных органов, совершенствовании государственного аппарата и открытии всевозможных новых рынков.

Тогда же премьер-министр Алексей Гончарук назвал 5% рост ВВП целью 2020 года, а в последующие годы он должен был вырасти до 7%. Я назвал эти цели разумными. В то время общий настрой был довольно оптимистичным.

Но, увы, ничего из этого не произошло. Вместо этого ВВП Украины резко сократился на 5%.

Главной причиной этого, конечно же, была пандемия COVID-19, вынудившая украинское правительство во втором квартале «закрыть» большую часть экономики.

Другой ключевой причиной резкого экономического спада было решение президента Зеленского отправить в отставку реформистское правительство в марте 2020 года. Он продолжил этот процесс, снимая оставшихся реформаторов с высших должностей, при этом не запуская новые инициативы. Теперь Кабмин после перезагрузки, сделанной Зеленским, похож на группу случайных администраторов, которых могут заменить в любой момент.

Проблемы с верховенством права продолжают неприятно сказываться на экономике

В 2021 году разумно ожидать роста экономики на 5%, но это будет всего лишь ее «отскок». Прогнозируемый рост равноценен прошлогоднему сокращению экономики, и причины этого не полностью связаны с локдаунами. По сравнению с другими странами, Украина справлялась с кризисом COVID-19 относительно хорошо, но это вовсе не из-за экономической политики правительства.

Главной причиной довольно стабильного положения экономики Украины в 2020 году стало её макроэкономическое развитие. Здесь её показатели превысили ожидаемые. Валютные резервы к концу года выросли до уровня в $28,5 млрд долларов. Это самый высокий показатель с 2011 года, когда Виктор Янукович начал разворовывать страну.

Рост валютных резервов был возможен, так как страна получила непредвиденные доходы от международной торговли. Условия для Украины в 2020 году существенно улучшились, потому что возросли цены на основной экспорт — сельскохозяйственные товары, железную руду и сталь, в то время, как цена на импорт энергоресурсов упала. Это позволило Украине получить профицит текущего счета — 4% ВВП, хотя обычно наблюдался дефицит на уровне около 3% от ВВП. Но это разовое событие, и оно вряд ли повторится.

Читайте также на DOSSIER:  Ключевой элемент судебной реформы. Этический совет начал работу и избрал главу

Одной из причин макроэкономической стабильности Украины является тот факт, что в 2020 году почти прекратился международный туризм. И это положительно сказалось на экономике, так как украинцы тратят за границей гораздо больше, чем иностранные туристы в Украине. Длительное время были закрыты рестораны, гостиницы и бары, но в этой отрасли в Украине задействовано гораздо меньшее число рабочей силы, чем за рубежом. Иными словами, экономика ощутила многие типичные для пандемии негативные последствия, но влияние их было меньшим, чем в других странах.

Главный институт, стоящий за экономическими достижениями Украины уже шесть лет, — Национальный банк Украины. Он снижал инфляцию с помощью ответственной монетарной политики и закрыл более, чем сотню нечестных банков в ходе комплексной реформы. Благодаря этим мерам курс гривни смог стабилизироваться, а в 2019 году даже вырос.

К сожалению, хорошие дела не остаются безнаказанными. Большинство иностранных экономических экспертов считают, что изменение роли НБУ после 2014 года — одно из наибольших достижений украинских реформ. Администрация же Зеленского предпочитает относиться к этому, как к ошибке. В начале 2020 года алчные украинские элиты требовали снижения процентных ставок и обменного курса, что позволило бы им больше зарабатывать, делая меньше. К сожалению, голоса людей, чьи зарплаты в долларовом эквиваленте сокращались, не были услышаны.

Удивительно, но главной целью правительства стала кастрация НБУ, главного героя величайшей истории успеха страны. Это произошло путем отставки победоносной команды Нацбанка. Но Международному валютному фонду удалось убедить украинское правительство не возвращать обанкротившиеся банки их предыдущим хозяевам. К тому же, ему удалось убедить власть продолжить строгую монетарную политику.

В 2020 году Украина оказалась перед сложной дилеммой, касающейся зеленых тарифов. При е Украина стала одним из многих европейских государств, которые ввели высокие зеленые тарифы, чтобы простимулировать инвестиции в ветряную и солнечную энергетику. Это действительно помогло привлечь существенные прямые инвестиции в страну. Но в 2020 году украинское правительство не знало, что делать с этими высокими тарифами. Они ждали слишком долго, оставив государственную задолженность объемом в $1 млрд. Можно найти множество аргументов за и против регулирования цен на электричество, но неуплата не может быть правильным решением. Отношение правительства к этой задолженности оттолкнуло иностранцев от инвестирования в Украину.

Читайте также на DOSSIER:  Китайская Skyrizon подала в арбитраж в Гааге иск против Украины

В будущем худшей экономической проблемой Украины и дальше будет отсутствие права собственности, что продолжит препятствовать инвестициям. Правовая реформа должна была стать основным направлением работы правительства Зеленского в 2019 году, но после отставки прошлого генерального прокурора в 2020 году, все пошло наперекосяк. Во второй половине 2020 года коррумпированный Конституционный Суд грубо снес всю систему антикоррупционных институтов, основанных после 2014 года. Президент Зеленский справедливо протестовал, но ему еще предстоит продемонстрировать, как он может отразить эти возмутительные действия КСУ.

Проблемы с верховенством права в Украине продолжают неприятно сказываться на экономике. Весной 2020 года украинский парламент принял долгожданный законопроект о рынке земли, тем самым открыв путь к рынку сельскохозяйственной земли. Но будет ли эффективна эта реформа без надежных прав собственности? Многих инвесторов по-прежнему предстоит убедить. А пока иностранцы продолжают с радостью скупать украинские бонды. Этот энтузиазм вызван высокими процентами, которые Украине приходится платить из-за правовой неопределенности.

В начале 2021 года макроэкономическая стабильность Украины выглядит устойчивой, но мало кто осмеливается инвестировать в Украину. Без правовой реформы или роста инвестиций мало причин надеяться на экономический рост, кроме ожидаемого постпандемического отскока.

Перевод НВ