Государство оставит себе цирки: как в Украине проведут блиц-приватизацию

цирк
FavoriteLoadingДобавить в избранное

В 100% государственной собственности останутся только заповедники и цирки

Ранее, анализируя «Национальную экономическую стратегию на период до 2030 года», мы подробно писали о плане приватизации в Украине. Теперь же Верховная Рада принимает еще ряд законодательных инициатив, которые задают темп и масштаб украинской «большой приватизации», которая стартует уже в текущем году.

Почему приватизация в Украине пройдет не только под лозунгом «продать все!», но и по принципу «продать любой ценой!» с беспрецедентными скидками в 25% и 50% от и без того «мусорной» стартовой стоимости госактивов, — анализируют Vesti.ua.

Приватизировать все на борьбу с коронавирусом!

Выбравшись из «поправочной западни» земельной реформы, народные депутаты намерены рассмотреть во втором чтении законопроект №4543 «О внесении изменений в закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества» касательно объектов большой приватизации».

Примечательно, что во время рассмотрения в первом чтении, весьма спорный и неоднозначный проект закона убедительно набрал уверенное большинство в 284 голоса «за». Документ был принят силами новой коалиции в составе «Слуг народа», «Европейской солидарности», «Голоса» и депутатской группы «Доверие».

Если коротко, то целью этого законопроекта является снятие «антикоронавирусных» ограничений Кабмина относительно проведения аукционов по приватизации крупных объектов государственной собственности. Инициатор документа поясняет, что коронавирус не должен быть помехой «стратегическому курсу на приватизацию и привлечение инвестиций в экономику Украины«.

«Бюджет Украины требует ресурсов для борьбы с пандемией, поддержания экономической стабильности Украины и скорейшего восстановления деловой активности после ограничительных мер. Поэтому с целью наполнения государственного бюджета средствами от продажи объектов большой приватизации целесообразно снять законодательные ограничения на принятие любых мер по приватизации объектов большой приватизации, в том числе проведение аукционов», — указано в пояснительной записке к законопроекту.

Читайте также на DOSSIER:  Земельный вопрос и тревожные предчувствия

Любопытно то, как собираются провести эту стратегическую приватизацию.

Приватизация, перестройка, гласность и ускорение!             

Главное научно-экспертное управление и Главное юридическое управление Аппарата Верховной Рады, которые готовили свои выводы и замечания к первому и второму чтениям, сформулировали три важнейшие проблемы законопроекта №4543.

Во-первых, специалисты научно-экспертного управления, ссылаясь на январский доклад Мирового банка «Перспективы глобальной экономики», предупреждают о риске распродажи крупных объектов госсобственности по заниженным ценам, справедливо апеллируя к фактору  снижения стоимости активов на фоне глобальной экономической рецессии. Эксперты прогнозируют ограниченность перечня покупателей и низкую конкуренцию в процессе проведения аукционов, что в свою очередь, «…может привести к тому, что стратегические для экономики и безопасности государства объекты большой приватизации перейдут к новым владельцам по заниженным ценам«.

Во-вторых, продолжая развивать тезис «дешевизны» грядущего процесса приватизации в условиях низкой конкуренции, эксперты Рады напоминают, о законодательных нюансах. При участии в торгах менее двух претендентов, аукцион объявляется несостоявшимся. Однако в дальнейшем может быть принято решение о выкупе актива единоличным претендентом (по заявленной им сумме, но не ниже стартовой). Также может практиковаться проведение повторных аукционов с применением опции «ценового дисконта».

Кроме того, в том случае, если объект приватизации выставляется на продажу со снижением стартовой цены, то его стартовая цена снижается аукционной комиссией (первый раз — на 25%, во второй раз — на 50%)».

В-третьих, Главное юридическое управление ВР также обращает внимание на недопустимость принятия законопроекта №4543 без предварительного законодательно определенного перечня объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации.

Юристы Рады предупреждают, что разрешение страта приватизации без утверждения этого перечня «…может привести к потере государством контроля над объектами, обеспечивающими национальную безопасность Украины, приватизация которых создает существенные риски для безопасности государства«.

Читайте также на DOSSIER:  Рынок земли: сколько гектаров продали на Харьковщине

Кроме того, юридическое управление недвусмысленно предупреждает о неконституционности такого порядка принятия решений. «По нашему мнению, речь идет о необеспечении экономической безопасности Украины, которая является важнейшей функцией государства, делом всего украинского народа, чем соответственно будет нарушено требования ч.1 ст. 17 Конституции Украины».

Специалисты Рады сразу двух управлений не зря особо рьяно акцентировали внимание именно на последнем аспекте. В этом отношении нардепы таки решили пробежаться «впереди паровоза», к сожалению, уже по привычке проигнорировав соблюдение норм Основного закона, в угоду текущей целесообразности.

Продадим все, кроме заповедников и цирков!

Дело в том, что законопроект №4020 «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» по темпам рассмотрения значительно запаздывает от законопроекта о начале приватизации, и еще не прошел процедуру первого чтения. А тот факт, что оба документа были заявлены в повестке дня Рады еще 16 марта, свидетельствует, мягко говоря, о преднамеренном безразличии законодателей к последовательности и законности запуска процесса «большой приватизации».

Правительственный проект закона №4020 (к которому, к слову, подано сразу три альтернативные версии) предусматривает распределение крупных объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации, в пяти списках хозяйствующих субъектов:

  • №1 – в уставных капиталах которых доля корпоративных прав, принадлежащих государству, не может быть меньше 50%+1 акция (девять предприятий);
  • №2 — в уставных капиталах которых доля корпоративных прав, принадлежащих государству, составляет 100% (74 предприятия);
  • №3 – объекты культуры и спорта (133 объекта);
  • №4 — не подлежащих приватизации, но которые могут быть преобразованы в хозяйственные общества (102 предприятия);
  • №5 – объекты лесного хозяйства (341 предприятие).

В выводах Главного научно-экспертного управления ВРУ к данному законопроекту эксперты высказали серьезные замечания в отношении практически каждого из пяти списков.

Читайте также на DOSSIER:  Новые правила. Садовые участки приравняли к землям сельхозназначения — как изменилось оформление сделок по их купле-продаже

Относительно списка №1, куда вошли, например, «НАК «Нафтогаз», «Укрзализныця», которые на 100% принадлежат государству, эксперты справедливо указывают, что до 50% акций этих предприятий могут быть приватизированы.

Относительно предприятий из списка №2, которые на первый взгляд кажутся «забронированными» за государством на 100% есть важное примечание. В нем указывается, что государству должно принадлежать 50%+1 акция «в случае принятия решения об уменьшении в установленном законодательством порядке доли корпоративных прав, принадлежащих государству в уставном капитале хозяйственных обществ и объединений, указанных в приложении 2…«.

То есть все объекты собственности во втором списке также являются потенциальными кандидатами на приватизацию.

Касательно объектов, которые «могут быть преобразованы», эксперты Рады указывают, что в списке №4 не определено, какая доля в уставном капитале этих обществ должна остаться в государственной собственности после такого преобразования. Де-факто это открывает перспективы практически 100% приватизации гособъектов из данного списка.

Фактически, 100% государственной «брони» от распродажи получат только предприятия из списков №3 и №5 (перечень заповедников, библиотек, школ-интернатов, цирков, лесных хозяйств, лесозащитных объектов, научно-исследовательских станций, национальных парков и т.д.). Все остальное будет в той или иной степени выставлено на продажу и пущено с молотка.

В целом, очень символично, что в госсобственности останутся лишь заповедники и цирки.