Госказначейство: 2020 год начался тревожно – сильное проседание по доходам

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

В прошлом году дефицит бюджета не вышел за границы

Бухгалтерией государственного бюджета заведует такой орган, как Государственная казначейская служба (ГКС). Именно через нее проходят все транзакции, она наблюдает доходно-расходные потоки государственных ведомств, отчего некоторые называют ГКС «банком для госорганов».

О том, какая ситуация с доходами и расходами госбюджета, хватит ли денег на медицинскую реформу, о влиянии ОВГЗ и курса гривны на макроэкономические процессы UBR.ua обсудил с главой Казначейства Татьяной Слюз.

Год назад вы говорили, что в кулуарах обсуждается возможность предоставления со стороны Казначейства банкам краткосрочных кредитов overnight, что позволит государству дополнительно зарабатывать. Есть ли продвижение в этом вопросе?

Безусловно, это приоритетный вопрос и для Министерства финансов, и для Казначейской службы. Насколько мне известно, он обсуждается и в стенах Национального банка. Я думаю, что это найдет свое отражение и в бюджетных декларациях, и в стратегии управления государственных долгом, утвержденной Кабинетом министров.

Вопрос действительно актуальный. Есть такие дни, когда средств больше, чем нужно для проведения тех или иных расходов. Это стало бы дополнительным источником доходов. Почему местные бюджеты размещают, а мы не можем? Дискуссии идут, но на законодательном уровне не принято. Нужно внести изменения в соответствующие нормативные документы.

Есть ли на это политическая воля?

Да. Мы с Минфином в дискуссии. В министерстве даже создано структурное подразделение по управлению ликвидностью, которое будет заниматься этим вопросом. Уже набран коллектив.

В ведущих странах такая практика распространена?

У нас в Украине считается, что если средств на ом казначейском счете мало, то это катастрофа. Тогда все кричат: ой, все пропало. Но в других странах – европейских и СНГ, например, в Казахстане, Азербайджане, этот вопрос тоже обсуждается. В Италии считается, что чем меньше средств на казначейском счету, тем лучше, потому что деньги работают на экономику государства. И это правильно.

Я думаю, что должно прийти время, чтобы так стало и у нас. И речь не только об overnight, но и об overdraft.

Часто звучит мнение, что на запуск второго этапа медицинской реформы денег не хватит. Так ли это?

На этот год, начиная с 1 апреля, есть отдельная бюджетная программа по медицинским гарантиям, на которую всего предусмотрено 72 млрд грн. Откуда взяли эту цифру, я не знаю, меня не привлекали к аналитике. Очевидно, когда готовился закон о государственном бюджете на 2020 год, Министерство здравоохранения совместно с Министерством финансов какой-то аналитикой занимались.

В прошлом году у нас было два источника – медицинская субвенция на сумму 56 млрд грн и 16 млрд – по бюджетной программе, то есть аналогичная сумма в 72 млрд грн. Но в этом году 72 млрд грн – с 1 апреля, а ведь в первом квартале еще была и медицинская субвенция. Поэтому денег на этот год в сравнении с прошлым немного больше.

Другой вопрос, готовы ли будут лечебные заведения. Исходя из финансированию, которое проводилось в прошлом году, технически они были готовы, но ведь сейчас хотят расширить финансирование и на сельские районы. Все будет зависеть от того, как эффективно сработает Национальная служба здоровья (НСЗУ).

Профсоюзы медиков жалуются, что в четвертом квартале могут быть проблемы с зарплатами, причем такие проблемы возникают каждый год. Это так?

Когда формируется медицинская субвенция, и расчеты закладываются в плановые показатели в бюджете, то она распределяется между административными единицами. Министерство здравоохранения по своим заведениям предоставляет соответствующие прогнозные показатели, которые Министерство финансов имплементирует в законе о государственном бюджете.

И действительно, я подтверждаю, что в прошлом году и в 2018 в некоторых областях не хватало средств. Но хочу сказать следующее: медицинская и образовательная субвенции переходные. Если субвенция осталась неиспользованной в предыдущем году, то ее можно использовать в этом. Другой вопрос, как она используется. Ведь можно не только выплачивать заработную плату, но также проводить и другие текущие расходы. А для этого нужно нормальное планирование.