

В этом году начнется »всеобъемлющий пересмотр» Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Об этом говорится на сайте президента Украины. Что это означает для Украины? Станет ли Украина после пересмотра договоренностей ближе к Евросоюзу, или наоборот? Недавно, например, говорилось, что Украина может потерять безвизовый режим с Евросоюзом, если не будут восстановлены нормы антикоррупционного законодательства, отменены решением Конституционного суда Украины.
Почему Соглашение решили пересмотреть именно сейчас
Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом — это объемный документ, включающий 486 пунктов и занимает более 120 страниц, не считая нескольких десятков приложений. Соглашение охватывает все стороны взаимодействия, начиная от глобальных вопросов политического, экономического и финансового сотрудничества и заканчивая нюансами организации почтовых служб и туризма. Четкие сроки действия Соглашения не установлены. Однако в нем есть пункт о том, что соглашение может пересматриваться каждые пять лет. Напомним, Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС было подписано и ратифицировано Украиной в 2014 году. Однако с ратификацией всеми европейскими странами возникла задержка. Поэтому было решено, что Соглашение временно начнет действовать с 1 января 2016 года. А полностью вступило в силу с 1 сентября 2017 года. Итак, 1 января 2021 прошло 5 лет с момента временного действия Соглашения. И, можно сказать, появились формальные основания для пересмотра этого документа.
Что может измениться — надежды Украины
Решение о пересмотре Соглашения с ЕС принято не вдруг. Украина уже давно заговаривала о необходимости модернизации этого документа, который, в частности, определяет квоты, тарифы и другие условия торговли со странами Евросоюза. Еще в началу 2020 года тогдашний премьер Алексей Гончарук говорил о том, что Украина начинает подготовительную работу, чтобы в 2021 году выйти на подписание обновленной Соглашения. Прежде всего актуализировать предполагалось торговую часть Соглашения. Украина считает выделены торговые квоты недостаточными. Некоторые из них исчерпываются уже за первую неделю каждого нового года. В частности, это касается ряда квот на сельскохозяйственную продукцию. В идеале Украина рассчитывает на еще большую либерализацию условий функционирования зоны свободной торговли с ЕС (договоренности предусматривают, что эта ЗСТ будет создаваться постепенно в течение 10 лет). В частности, Украина хотела бы видеть в следующей редакции Соглашения помимо расширения квот уменьшения ввозных пошлин на большинство товаров и упрощения процедуры перевозки товаров через границу. Как одна из составляющих зоны свободной торговли рассматривается также «промышленный безвизовых» — система, при которой произведенные в Украине товары смогут попадать на рынки ЕС без всяких дополнительных сертификаций, разрешений и тому подобное. Однако для вступления в силу промышленного безвизовых Украина должна привести свое законодательство в соответствие со стандартами Евросоюза. Эта работа понемногу происходит, и Украина рассчитывает формализовать достижения в новой редакции Соглашения.
Что может измениться — планы ЕС
Интересно, что в письме на имя президента Украины Владимира Зеленского от президента Европейского совета Шарля Мишеля и президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, в котором говорится о предстоящем пересмотре Соглашения, акцентируется внимание не на цветах и не в промышленном Безвизовые. Руководители институтов ЕС отмечают, что планируется углубление отраслевого сотрудничества, в частности:
- в цифровой сфере;
- в области авиасообщения (планируется подписание Соглашения об общем авиационном пространстве)
- в сфере экологии.
В то же время упоминается также, что «начата работа оценочной миссии ЕС в контексте будущего Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции». Экономический эксперт Борис Кушнирук считает, что в части промышленного безвизовых соглашение пересматриваться не будет, поскольку и нынешняя редакция не препятствует этой процедуре. «Относительно экспорта промышленной продукции сейчас также есть две процедуры. Первая — когда каждое предприятие самостоятельно доказывать, что его продукция соответствует стандартам ЕС. Но эта процедура стоит достаточно дорого, и ее могут себе позволить только крупные компании. А вторая процедура, то есть промышленный Безвизовые, предусматривает, что, если законодательство и нормативная база Украины соответствуют европейским и могут надлежащим образом контролироваться, то промпродукции может свободно экспортироваться в ЕС. Речь идет не о всей продукции сразу, а только о тех группах и подгруппы товаров, по которым законодательство гармонизировано с ЕС. Ведь требования к каждой группе товаров отличаются. Это длительный процесс, обеспечить соответствие законодательства требованиям ЕС по всем группам товаров невозможно за короткое время. Такая работа в Украине ведется постоянно. Но именно потому, что эта процедура уже предусмотрена в части промышленного безвизовых соглашение пересматриваться не будет. Разве что будут внесены некоторые технические правки. Соглашение не препятствует промышленном Безвизовые. Вопрос лишь в том, насколько мы сами способны проводить реформы, чтобы соответствовать стандартам ЕС », — говорит Борис Кушнирук. Об увеличении квот для сельхозпродукции, Борис Кушнирук считает, что это станет предметом переговоров. Ведь из-за выхода Великобритании из ЕС Украина и так получила дополнительный рынок сбыта. Квоты с ЕС остались на прежнем уровне, но в украинских экспортеров появилась дополнительная возможность поставлять товары в Великобританию. А вот экономический эксперт Алексей Кущ считает, что в перечне основных пунктов, по которым намечается пересмотр Соглашения, могут быть «зашиты» весьма неприятные для Украины перспективы. «Механизм пересмотра Соглашения очень сложный, разговоры об этом идут уже несколько лет. И тут вдруг европейцы сами заговорили о пересмотре Соглашения. Это имеет тем более насторожить, ведь сейчас, в условиях беспрецедентного глобального кризиса, «экономический эгоизм» и «экономический национализм» достигли наивысшего градуса. Сейчас никто не будет просто так помогать другим, каждый заботится только о том, как бы самому выйти из кризиса. В частности, в Европе сейчас реализуется энергетическая программа зеленой экономики, которая предусматривает резкое ограничение так называемого «углеродного следа». К 2050 году Европа хочет стать углеродно нейтральным континентом. Но сделать это за счет развивающихся стран », — объясняет Алексей Кущ. Как рассказывает эксперт, Европа хочет ввести пограничный углеродный сбор, который будет равняться примерно 30 долларам на условную тонну выбросов углерода. Отрасли, которые от этого пострадают, — энергетика, металлургия, нефтяная и химическая промышленность. «Это, например, означает, что вся украинская металлургия становится неконкурентоспособной в Европе, и ЕС будет переориентироваться на металл из Турции и из Индии. Причина в том, что у нас доменные и конвекторные печи выбрасывают на 50% больше углеродного следа в атмосферу, чем електродухови в Турции и малые производства в Индии. Соответственно, они будут платить меньше этого сбора. По некоторым расчетам, введение этого сбора приведет к потере прибыли нашей металлургией примерно на 40% », — говорит Алексей Кущ. Также, по его мнению, «углеродный след» будут искать и во всех товарах: в продукции машиностроения, нефтехимии, даже в пищевой продукции и продукции сельского хозяйства. «Этот углеродный след находить во всех товарах через потребление электроэнергии. Потому что у нас значительный процент электроэнергии производится ТЭЦ, работающих на угле. Соответственно, эти товары также будут облагаться пограничным сбором », — объясняет эксперт. Он считает, что увеличение квот может стать той «конфеткой», которую нам дадут в обмен на согласие внести в Соглашение пункт об этой энергетическую программу. Однако предупреждает: потери от введения сбора будут несравненно больше по сравнению с тем выигрышем, который наша экономика может получить от увеличения квот и «открытого авиапространству» с Европой. «Если ЕС сейчас в одностороннем порядке введет углеродный сбор, это будет прямым нарушением условий зоны свободной торговли. Соответственно, Украина в ответ может ввести какие-то пошлины на европейские товары, применить определенные инструменты государственного протекционизма. Именно чтобы этого не произошло, европейцы хотят внести соответствующие изменения в Соглашение о зоне свободной торговли. Не случайно в сообщении упоминается, что изменения должны произойти в сфере экологического сотрудничества. В случае внесения таких изменений Украина уже не сможет применить никаких санкций. А чтобы это не выглядело слишком циничным, это разбавят мелкими бонусами в виде общего воздушного пространства, увеличенных квот по меда и каких-то других товаров », — говорит Алексей Кущ.
Что будет с безвизовым режимом?
Просмотр Соглашения об ассоциации не означает никаких изменений в сфере безвизового режима, поскольку этот режим был введен совершенно другим документом. Решение о визовой либерализации с Украиной было принято Советом ЕС в 2017 году. «Соглашение об ассоциации и соглашение о безвизовом режиме — это два разных документа, и они регулируются отдельно. Соглашение о безвизовых, несомненно, может быть под угрозой из-за изменения антикоррупционного законодательства. Но в процессе пересмотра Соглашения об ассоциации. И в любом случае в ЕС существует определенный бюрократический механизм, который исключает принятия поспешных решений, в частности относительно безвизового режима Украины с ЕС », — говорит Борис Кушнирук.