Эксперты называют четыре ключевых риска для избирательной реформы в Украине

реформы в Украине

На Форуме сторонников избирательной реформы работают над выработкой консолидированной позиции общественности.

В Киеве сегодня начался Форум сторонников избирательной реформы. В первый день работы платформы эксперты сформулировали четыре ключевых риска, на которые общественность должна дать общий ответ.

«Мы считаем, что сейчас есть четыре ключевых риска, на которые очень важно дать общий ответ общественности. Для того, чтобы не было разночтений, для того, чтобы не было дискуссий по незначительным непринципиальным вопросам, а была единая позиция общественных организаций», — отмечает участник группы по наработке месседжей и аргументов для коммуникации с обществом, гендиректор ВОО «Комитет избирателей Украины» Алексей .

Проблема №1 – риск принятия законопроекта, который отсрочит действие Избирательного кодекса и позволит вернуть старую смешанную избирательную модель.

Косвенно такие риски подтверждают совместные голосования в парламенте «слуг народа» и депутатских групп «Довіра» и «За майбутнє», чьи депутаты в первую очередь заинтересованы в восстановлении мажоритарной составляющей.

Проблема №2 – очень серьезный риск внедрения электронного голосования без надлежащей подготовки и защиты данных избирателей. Спешка может привести к росту недоверия к результатам выборов в обществе, значительному увеличению эффективности механизма подкупа избирателей.

Поэтому сейчас позиция общественности относительно электронного голосования должна быть четкой и понятной.

«К примеру, мы категорически против введения электронного голосования на следующих выборах, но в то же время мы за то, что нужно вводить элементы электронных выборов вроде электронного подсчета голосов от УИК в ЦИК с параллельным хранением бумажных протоколов с мокрыми печатями и оригиналов подписей», — объясняет Кошель.

В рамках эксперимента электронное голосование можно было бы ввести для небольшой группы избирателей – полярников на станции «Академик Вернадский» или экипажей судов, находящихся вне своих портов – чтобы ЦИК могла внедрять эти механизмы.

Читайте также на DOSSIER:  От пропагандиста до президента. Какое будущее ждет Арестовича и зачем он сделал то самое заявление

Проблема №3 – риск игнорирования принципиальных изменений и усовершенствование Избирательного кодекса с уклоном на второстепенные вопросы.

Среди важных изменений: уменьшение избирательной квоты с 25% до 5%; вопросы существенных ограничений политической рекламы; упрощенных механизмов голосования для граждан Украины за рубежом.

Проблема №4 – риск отсрочки проведения парламентских выборов на 2024 год вместо осени 2023 года. Поэтому задача общественных организаций – подчеркивать, что год парламентских выборов – это 2023 год, осень.

Мероприятие организует Гражданская сеть ОПОРА совместно с Международным фондом избирательных систем (IFES) при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Министерства международных дел Канады (GAC) и британской помощи (UK aid) от правительства Великобритании. Мнения, высказанные на мероприятии, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды USAID или Правительства Соединенных Штатов, Министерства международных дел Канады или Правительства Канады и Правительства Великобритании.

Высказывания действующей власти о возможности возвращения к пропорционально-мажоритарной избирательной системе вызвали эмоциональную критику и заявления в стиле «все пропало, демократия в опасности». Однако международный опыт не дает однозначных рецептов и не называет идеальных избирательных систем.

Почему правящей партии не подошла пропорциональная система и какие изменения могут быть внесены в Избирательный кодекс в следующем году, читайте в материале Игоря Попова «Открытые списки под угрозой» в ZN.UA.

 

Ольга Чекис

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки