Десять лет без права на политику. Как не допустить пятую колонну на выборы

на выборы
FavoriteLoadingзакладки →

Закрыть доступ российским политикам к власти: новые инициативы парламента

В парламенте появились два новых законопроекта, которые могут повлиять на политические перспективы пророссийских политиков. Законодатели предлагают ограничить для них возможность баллотироваться на предстоящих выборах.

Первый проект подали 6 марта при соавторстве Галины , Олега Дунды, Ярослава а, и уже на следующий день появился альтернативный проект от Виталия а, Александра а и Романа Лозинского («Голос»).

В обоих случаях соавторами являются в том числе и нардепы от «Слуги народа», принадлежащие к одному и тому же Комитету по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления. Именно этот комитет будет рассматривать проекты.

Но если соавтором первого проекта из членов профильного комитета является только Олег , то под вторым подписались пять членов комитета, в том числе и председатель партии «Слуга народа» Елена Шуляк, которая с недавних пор и возглавляет этот комитет. Это может существенно усилить позиции законодательной инициативы во время рассмотрения.

Следует отметить, что две подобные инициативы были представлены в парламент еще в 2022 году. Движение «Честно» исследовало эти четыре законопроекта, чтобы у общества было понимание того, что предлагают народные депутаты, чтобы сделать невозможным участие пророссийских политиков в дальнейших выборах.

Целый год парламент пытается наработать законодательную базу, которая сделала бы невозможным влияние пророссийских политиков на политическую систему страны. Ключевые вопросы, которые нужно решить: как избавиться от уже имеющихся в советах пророссийских депутатов и как не допустить пророссийских политиков на предстоящие выборы?

Относительно решения первого вопроса уже с десяток законопроектов. К выработке законодательной базы присоединился даже Кабмин. Спикер Руслан Стефанчук получил за подписью более 150 депутатов обращения, чтобы безотлагательно рассмотреть поддержанный комитетом правительственный законопроект. Но это обращение он игнорирует. Так же, как и устная просьба нардепа во время заседания рассмотреть этот вопрос.

«Я лично просил спикера по процедурному вопросу во время заседания Верховной Рады поставить на голосование вопрос включения законопроекта 7476, но он это проигнорировал. Это при том, что на предыдущих заседаниях такие процедурные вопросы ставились на голосование», – отмечает Дунда.

В Верховной Раде отмечают, что включение вопроса в повестку дня должны согласовать представители фракций на согласительном совете перед заседанием. Инициатива Кабмина – не единственная инициатива, которую игнорируют. В настоящее время блокируется любая попытка снять с руководящих должностей в комитетах нардепов, избранных от запрещенной ОПЗЖ. Вице-спикер Александр Корниенко отметил, что ждет, чтобы «Нестор Иванович» сам ушел с поста председателя Комитета по вопросам совбоды слова.

Между тем, в комитете уже перешли к работе над решением второго вопроса. Проект авторства Янченко (№ 9081) предлагает на десять лет после завершения военного положения в Украине ограничить право баллотироваться лицам, которые в момент введения военного положения были депутатами или местными председателями, избранными от партий, деятельность которых запрещена.

Читайте также на DOSSIER:  РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ: СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ

Альтернативный проект Безгина (№9081-1) предлагает подобные нормы, однако определяет другой временной промежуток начала ограничений. Авторы предлагают применение санкций не только для тех, кто был в запрещенных партиях по состоянию на 24 февраля 2022 года, но и начиная с 19 февраля 2014 – законодательно установленной и общепризнанной в международном сообществе даты начала оккупации Россией отдельных территорий Украины.

Безгон уже объяснил отличия проекта, который он представил вместе с коллегами, и отметил, что убежден: именно он может быть принят за основу и в целом.

Предлагают также дополнить такими ограничениями требования к членам Кабмина и кандидатам на должности государственной службы.

Член комитета и нардеп Дунда в комментарии «Честно» подчеркнул, что ему безразлично, какой из этих двух законопроектов поддержать, потому что они действительно похожи:

«Главное, чтобы вопрос был решен. Знаете, чтобы люди были уверены, что партии запретили и что депутатов от пророссийских партий уже нет в сессионном зале. А они и в Верховной Раде, и в местных советах. Когда мы собирали подписи, чтобы спикер вынес законодательные инициативы на голосование, стало ясно, что многих нардепов ситуация не устраивает. Юрий Бойко находился в трех запрещенных партиях. Вопрос не в названии партии, а в политиках, делающих партии запрещенными. Нам нужно сделать процедуру очищения, как странам Варшавского блока».

Эти два проекта учитывают большинство особенностей права избираться и быть избранными. Они устанавливают временные ограничения и предлагают более четко определить детали доступа представителей запрещенных партий к управлению государством. Однако, как и другие проекты, будут нуждаться в обсуждении и доработке.

Народный депутат Игорь – один из соавторов законопроекта № 7318-1, представленный еще в 2022 году. Он отмечает, что законодательная инициатива подавалась тогда, когда еще не было решения судов о запрете партий и с этой точки зрения новые проекты будут более прогрессивными.

«Нам важно найти баланс. Все эти четыре законопроекта так или иначе будут на грани. Я это могу сказать как юрист. Можно производить люстрацию тех чиновников, которые назначаются на должности. Практика Европейского суда доказывает, что избирательный процесс и избирательное право – это признак демократического общества, и люди на выборах сами могут дать оценку, хотят ли они таких политиков в политической системе. Но ведь мы знаем, какие на выборах задействуются политические механизмы и процедуры. Поэтому должны эти вопросы регулировать. Учитывая, что последний альтернативный проект подала значительное количество нардепов из профильного комитета, то есть надежда, что они рассмотрят предложенные инициативы и вопрос сдвинется с места».

Действительно, к этому альтернативному законопроекту, как и к авторскому проекту Оксаны (№ 7318), Главное научно-экспертное управление уже дало свои замечания. Они сходны и отмечают необходимость учитывать позицию авторитетных международных организаций в вопросе ограничения права занимать выборные должности. Также эксперты отмечают, что люстрация коллаборантов должна носить комплексный характер.

Читайте также на DOSSIER:  УКРАИНА УЖЕ ГОТОВИТСЯ К ПОСЛЕВОЕННЫМ ВЫБОРАМ, ХОТЯ ВОЙНА ЕЩЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Проект Савчук предлагает запрещать баллотироваться на должность президента Украины, народного или местного депутата и применить люстрацию для учредителей или членов политических партий из списка СНБО (в то время партии не были запрещены судом).

Альтернативный проект Фриса имеет гораздо больше авторов, в частности, среди подписантов есть и члены профильного комитета Елена Шуляк, Александр Аликсийчук, Олег Дунда. По сути, те же народные депутаты, которые сейчас представили два новых законопроекта. Он детализирует описанные выше запреты и расширяет круг лиц, на которых они распространяются. Кроме членов и учредителей партий, в перечне члены фракций или групп в советах и ​​лица, избранные и работавшие на руководящих должностях политических партий.

Цель всех четырех законопроектов единственная – ограничить участие в управлении государством для лиц, представлявших запрещенные пророссийские партии. Фактически авторы предлагают ограничить право баллотироваться учредителям, членам, депутатам от пророссийских партий.

Ограничить, но не запретить – ведь полный запрет есть шансы обжаловать в Европейском суде по правам человека. Как отмечают авторы одного из проектов в пояснительной записке, право на свободные выборы очень важно, но не абсолютно. Такой подход оставляет место некоторым ограничениям со стороны государств, однако эти ограничения должны устанавливаться для достижения законной цели с использованием пропорциональных средств (решения по делам «Ахмед и другие против Соединенного Королевства»; «Херст против Соединенного Королевства»).

Ограничение права человека быть избранным может применяться как средство наказания за негражданское поведение или как превентивное средство, если поведение этого лица представляет угрозу демократии и с его избранием может возникнуть опасность изменения конституционного порядка государства (решение по делу «Жданок против Латвии»).

Украина обязана соблюдать международные требования, поскольку направляется в Европейский союз и должна иметь соответствующее законодательство. В комментарии «Честно» правозащитник Владимир отмечал, что с ограничением баллотироваться могут возникнуть проблемы на международном уровне: Здесь важно понимать, каким образом и в каком объеме будут устанавливаться такие ограничения. Если они будут временными и обоснованными, то обжаловать их в ЕСПЧ будет значительно сложнее люстрации».

Пока идет работа над вторым вопросом – как не допустить пророссийских политиков на выборы, нужно не забывать и о первом. Как избавиться от пророссийских депутатов, которые уже есть в советах?

Читайте также на DOSSIER:  Если ВСУ провалят контрнаступление, Зеленский перестанет быть фаворитом на выборах, – политолог

Суды запретили только юридические лица – партии. Но пророссийские политики продолжают работать в парламенте. Парламент без рисков перед Конституцией или Европейским судом по правам человека может на любом заседании проголосовать за постановление, которое отстранит от руководящих должностей в комитетах Нестора а и его соратников.

Также в сессионный зал можно выносить на рассмотрение правительственный проект Кабмина, который в случае принятия лишит мандатов всех депутатов местных советов, баллотировавшихся от запрещенных партий.

Кроме того, нужно безотлагательно рассмотреть законопроект Романа Лозинского (№ 6163), позволяющий лишать таких политиков государственных наград. Фигурант Реестра госсоветников Юрий Бойко до сих пор имеет звание Героя Украины наравне с павшими воинами.

Сложно понять, почему законодатели так затягивают процесс очищения советов от пророссийских сил. Однако, как показывает исследование движения Честно, нардепы от запрещенной ОПЗЖ демонстрируют системное сотрудничество с депутатами от «Слуги народа» и регулярно голосуют за предложения властей. В частности, без их голосов парламент не смог бы принять скандальную градостроительную реформу.

Разумеется, парламент должен нарабатывать политики, которые создадут предохранители на выборах. Этого требует общество, о чем свидетельствуют и результаты социологического опроса.

Но граждане Украины выступают не только за то, чтобы депутаты из пророссийских партий были лишены мандатов. Общество требует привлечь их к ответственности. А чтобы сделать это качественно, нужно завершить судебную реформу и наладить работу правоохранительных органов. Движение «Честно» следит за делами, рассматриваемыми судом по ст. 111 УКУ «Государственная измена».

Осужденные по статье «Государственная измена» точно не смогут баллотироваться: этого не позволит судимость. Тогда ЕСПЧ не сможет сказать, что права такого гражданина нарушены, и это будет соответствовать Конституции.

А пока нардепы – фигуранты Реестра госсоветчиков спокойно себе ходят в сессионный зал парламента. И среди них самый болтливый – Нестор Шуфрич.

Учитывая несовершенство судебной системы и работы правоохранительных органов, Движение «Честно» сделало публичным Реестр госсоветников. Пока нет юридической базы, которая делает невозможным для них баллотирование, только общественный сектор может доносить избирателям, кого не стоит поддерживать на выборах и кто был коллаборантом или предателем.

 

Ирина Федоров,
Виктория Олейник