Д. Гаевский: «Украине могут понадобиться еще одни парламентские выборы»

Выборы Президента Украины состоятся 31 марта 2019 года. Хотя официально кампания стартует не скоро, много потенциальных кандидатов уже заявили о своем участии. ГолосUA решил разобраться, какие глобальные изменения могут произойти в стране после президентских выборов, и расспросил об этом политического эксперта Дениса Гаевского. Также мы поинтересовались, за счет чего Украина будет рассчитываться с Международным валютным фондом (МВФ), и почему фонд заинтересован в повышении цен на газ для населения.

— Какие глобальные изменения могут произойти в стране после президентских выборов?  

-Все зависит от того, кто станет их победителем.  Если это будут лица, ориентированные на внешние силы, в частности, действующий Президент Петр или Юлия , а также Анатолий и Святослав , то радикальных изменений ждать не стоит. Украина продолжит двигаться по тому же внешнеполитическому курсу. Страна будет двигаться по пути сокращения социальных функций государства и депопуляции. Если победителем станет представитель промышленного капитала, который ориентируется на Юго-Восток, возможна некая прагматизация внешнеэкономического курса и восстановление отношений со странами Евразийского Союза. Опять-таки глобальных изменений не будет. Украина связана слишком большими обязательствами. В частности, соглашением по ассоциации с ЕС и меморандумами с МВФ на условиях реструктуризации имени экс-министра финансов . Это целый ряд нормативно–правовых документов, которые ограничивают пространство Украины для маневра. Плюс куда более важными будут парламентские выборы. Основная интрига будет заключаться не в том, кто станет Президентом, а как будет сформирована правящая коалиция и кто возглавит правительство. В части формирования будущей коалиции не исключаю итальянского сценария.

— Что вы имеете в виду?

— В этом году в Италии были выборы, и 10 фракций, которые были сформированы в парламенте, не могут договориться не по одному вопросу. Устойчивой коалиции нет. Она ситуативная и по факту недееспособна. Такой же вариант может повториться в Украине. Как следствие, парламент не сможет законодательно поддерживать деятельность правительства и внедрять или отменять различные реформы.  В конечном итоге Украине могут понадобиться еще одни выборы, ведь это ненормальная ситуация, когда парламент по факту недееспособен. В таких условиях депутатские группы будут ориентированы на лоббирование собственных интересов. Принимать жизненно важные законы они просто не смогут.

— Если к власти придут политики, не заинтересованные в сотрудничестве с МВФ, может ли Украина разорвать с ним сотрудничество?

— Относительно разрыва сотрудничества с МВФ, то данный тезис используют многие политические силы и даже представители нынешней власти. Программа сотрудничества с МВФ, которая рассчитана на 14 месяцев, должна стать последней. По большому счету, в случае разрыва сотрудничества с фондом никаких глобальных изменений не произойдет. Ни одна программа за годы сотрудничества с МВФ не была выполнена на 100%. Во-вторых, существуют иные способы привлечения денег из-за рубежа на внешних рынках.  Например, благодаря размещению еврооблигаций, хотя там процентная ставка более высокая, чем та, под которую отдает деньги МВФ. Правда, Украине в первую очередь нужны не кредиты, а инвестиции. Однако с ними ситуация не очень хорошая, поскольку в силу малой емкости внутреннего рынка, возможности экспорта продукции из Украины превращают нашу страну в сборочную площадку, откуда будет экспортироваться продукция на рынки Евразийского Союза и в центральную Азию, поскольку транзит через территорию России заблокирован. Потенциальным инвесторам после подписания соглашения об Ассоциации, ввиду демонтажа таможенной барьеров, нет особого смысла везти продукцию из Украины, потому что можно завезти продукцию со сниженными таможенными ставками.

— За счет чего Украина будет рассчитываться с МВФ?

 — Рассчитываться придется так или иначе, учитывая объем долгов, то не исключаю, что состоится их частичное списание. Однако суммы будут крайне незначительными. В случае экономического роста свыше 3% за это придется отдать в разы больше.

— Возможно, Украине лучше будет объявить дефолт?

— Теоретически возможно. Думаю, что внешние силы не дадут реализовать такой сценарий. Поскольку они заинтересованы в удержании Украины в зоне своего влияния.  Лучший инструмент подобного удержания – финансовые механизмы.  Такой объем долгов отдать, в принципе, невозможно. Его можно только реструктуризировать под выгодные для кредиторов условия.

— За какой промежуток времени Украина может рассчитаться с внешними долгами?

— Не существует ни одной страны, у которой госдолг ноль. Кстати, это тоже нехорошо. Это сигнал для внешних инвесторов о том, что стране никто не хочет давать деньги. Соответственно, долговая нагрузка будет длиться десятилетиями.

— Почему МВФ заинтересован в повышении цен на газ для населения?

— Можно привести несколько аргументов. Во-первых, из-за утраты Украиной транзитного потенциала. Соответственно, поднятие цен на газ — логичное решение, поскольку Украина его частично импортирует, а это ресурс дефицитный и жизненно необходимый. Если сейчас запустить газовую биржу и заставить украинские государственные компании выйти на эту биржу и продавать газ предприятиям, которые вырабатывают тепло и горячую воду, то, конечно, они будут продавать газ ниже импортного паритета. Плюс следующий аспект. МВФ настаивает на том, чтобы сокращался дефицит госбюджета Украины и уменьшалось количество дотаций «Нафтогаза», которые идут через систему субсидий. В свою очередь украинское правительство, помимо повышения цен на газ, не видит другого выхода. Хотя, если убрать все коррупционные составляющие, то можно было бы обойтись и без повышения цен.