Что сделает Центрэнерго привлекательным

После принятия ВР в начале года нового законодательства о приватизации, этот процесс получил новое «дыхание». Объекты госсобственности были распределены на «малую» и «большую» приватизацию. Для каждого механизма выписали свои правила. И процессы были запущены.

«Малая» приватизация стартовала в августе и за два месяца показала отличные результаты — 203 успешных аукциона, 280 миллионов гривен дохода, средний рост цены в ходе аукциона почти в два раза и т.д. В то же время «большая» приватизация не показывает таких впечатляющих результатов. Но здесь все просто — объекты «большой» приватизации требуют длительной подготовки, поэтому каждый из них, особенно первый, который стоит на очереди – это Центрэнерго — стоит отдельного внимания.

Позавчера Кабмин опубликовал долгожданные условия приватизации этого предприятия, в котором государство владеет пакетом в размере 78,3%. Напомню, что несколько ранее, 3 октября, Кабмин утвердил стартовую цену госпакета, которая составила 5,98 миллиарда гривен. А условия отправил на доработку.

На сегодня мы уже имеем полную картину и можем сказать о том, какие важные шаги сделало государство, чтобы сделать этот объект более привлекательным для инвесторов. Я бы выделил четыре ключевых из них.

Во-первых, в приватизационных условиях были выписаны так называемые «warranties and indemnities». В мировой практике для такого рода сделок — это обычное дело, но для украинской приватизации — это новшество. Речь идет о том, что продавец гарантирует возмещение покупателю убытков, которые Центрэнерго потенциально могло нанести третьим сторонам до его продажи. Если бы такие убытки «всплыли» на поверхность после подписания договора, продавец должен был бы их возместить.

Это могут быть как старые долги предприятия, так и решения судов, например, по экологическим искам. Ведь все понимают, что производство тепловой энергии потенциально может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Иностранные инвесторы часто не в состоянии оценить, какой риск представляют такие судебные споры в Украине, и поэтому могут просто не прийти на конкурс. Исходя из этого, государство гарантировало покупателю, что тот не купит «кота в мешке». Для инвесторов, особенно из цивилизованных стран, это критически важное условие.

Во-вторых, государство вписало в условия приватизации минимальный уровень выплаты дивидендов за 2018 год – в размере 30%. Именно на таком уровне закон устанавливает минимальные дивиденды для государственных предприятий, а реальный уровень каждый год определяет непосредственно Кабмин. Именно этот установленный Кабмином уровень дивидендов и записывался ранее в условия приватизационных конкурсов. На сегодня он составляет 75%, но в случае Центрэнерго государство снизило его до 30%.

Иначе говоря, выплата дивидендов бывшему владельцу за предыдущий период – это дополнительные расходы покупателя на приобретение Центрэнерго. Снижение требования по дивидендам уменьшит расходы покупателя, а следовательно – сделает объект более привлекательным. Надеемся, что благодаря этой «скидке» аукцион привлечет больше потенциальных покупателей, что будет способствовать росту цены в ходе торгов.

В-третьих, в условиях приватизации содержится требование о том, что в аукционе должны участвовать не менее двух потенциальных покупателей, из которых один — иностранный. Не будет выполнено это условие – конкурс будет прекращен. Таким образом государство хочет добиться более конкурентного и прозрачного аукциона. Это точно не должен быть аукцион под одного игрока.

В-четвертых, ранее государство часто включало в условиях приватизации определенные дискриминационные пункты. Это могло быть условие, которое так или иначе должно выполняться предприятием в рамках его текущей деятельности. Как правило, это делалось по предложению профильного министерства, которое путало роли государства как собственника актива и как полисимейкера. В случае Центрэнерго таким дискриминационным условием было выполнение Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ).

Приведу понятный бытовой пример. Представьте, что вы покупаете у государства автомобиль, и в условия его покупки государство включило соблюдение Вами правил дорожного движения (ПДД). Поэтому как только Вы неправильно запаркуете свой автомобиль или превысите скорость, Вы нарушите уже не только ПДД, но и условия договора купли-продажи. В результате, по условиям этого договора государство (как бывший владелец) должно будет национализировать, то есть отобрать у Вас автомобиль, тогда как другие водители при аналогичных нарушениях получат только штраф за нарушение ПДД (от государства как полисимейкера). Справедливо ли это? Конечно, нет.

На первый взгляд, включение требований соблюдения НПСВ в условия приватизации – это хорошо, ведь государство заботится об экологии. Но на самом деле это условие дискриминировало бы нового владельца. Приватизация Центрэнерго никоим образом не отменяет этого обязательства — так же, как продажа машины не отменяет обязательства соблюдать ПДД. А вот включение НПСВ как условия приватизации Центрэнерго, поставило бы предприятие в неравные условия с другими компаниями отрасли, поскольку его невыполнение должно было поводом для расторжения договора купли-продажи и возврата Центрэнерго в государственную собственность. Понятно, что такая санкция является непропорциональной.

И таких дискуссионных вопросов, которым было уделено много времени при обсуждении условий приватизации, было несколько. Одно из них – требование о предоставлении Минэнергоугля информации о хозяйственной деятельности Центрэнерго его новым собственником. Второе – требование о сохранении производственных мощностей предприятия при любых условиях. Здесь такая же логика – если государство как полисимейкер нуждается в такой информации (или требуется сохранение определенной производственной мощности), то государство должно требовать это у всех участников отрасли через отраслевую политику, то есть нормативно-правовые документы. Государство не должно этого требовать, как владелец (продавец имущества), записывая требования общеотраслевой политики в договор купли-продажи.

В целом идея с цивилизованными условиями приватизации проста – они должны способствовать тому, чтобы на аукцион пришло максимальное количество потенциальных покупателей, которые будут соревноваться и таким образом будет расти цена продажи предприятия. Для этого следует признать, что в случае Центрэнерго эти условия достигают цели значительно лучше, чем это делалось раньше.

Все мы хотим, чтобы после весьма длительного перерыва в «большой» приватизации аукцион прошел на максимально прозрачных условиях и с максимальным количеством потенциальных покупателей.

Следующий шаг за Фондом государственного имущества – он должен объявить этот самый аукцион и назначить конкретную дату его проведения. План остается неизменным – продать предприятие до конца года.