Банковская тайна уже не тайна: к чему готовиться украинцам

Банковская тайна
FavoriteLoadingДобавить в избранное

В Украине будет сложнее прятать доходы как обычным гражданам, так и чиновникам, и депутатам. Во-первых, в Украине приняты несколько законов, которые уменьшают значимость банковской тайны, открывающие органам власти данные о деньгах на банковских счетах украинцев. Во-вторых, США внесли изменения в свое законодательство, регулирующее финансовый мониторинг. Теперь бизнесмен или политик любой страны может оказаться под колпаком, фигурантами расследований могут стать и украинцы.

Корреспондент ГолосUA выяснял, к чему готовиться украинцам и что нужно знать о легальности своих доходов, хранимых в банковских и других финансовых учреждениях, с 2021 года.

Законопроект №4073

Пожалуй, если бы в СМИ не поднимали тему о банковской тайне, то большая часть украинского общества так бы и не узнала, что их деньги на банковских счетах для государства давно не тайна.

Так вот, тему эту в СМИ начали обсуждать после того, как в 2021 году один из нардепов «Слуги народа» разработал законопроект №4073 «О внесении изменений в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» относительно обеспечения доступа центрального органа исполнительной власти, которая реализует государственную налоговую политику, к банковской тайне». Банкам документ разрешает раскрывать информацию относительно юридических и физлиц, которая содержат банковскую тайну. Эти данные будут доступны Государственной налоговой службе Украины (ГНСУ) после письменного требования ГНСУ относительно операций по счетам конкретного юрлица, ФОП или физлица за определенный промежуток времени с называнием контрагентов и назначения платежей.

Уже после того, как средства массовой информации привлекли к этой теме внимание, глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин поделился мнением с изданием dtkt.ua, что раскрытие банковской информации относительно финансовых счетов «является актуальным общемировым трендом, который постепенно, но безвозвратно, превращает институт банковской тайны в атрибут прошлого».

Б.Данилишин добавил, что пересмотр подходов к раскрытию данных по банковским и финансовым учреждениям позволит Украине присоединиться к соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией по единым стандартам ОЭСР. К этому соглашению, уточнил Данилишин, уже присоединились около 100 стран.

Можно предположить, что украинской власти эти законодательные новшества по банковской тайне нужны для того, чтобы в ходе так называемой борьбы с олигархами добраться до их зарубежных счетов или схем по переводу средств за рубеж… Можно также предположить, что на фоне так называемой «деолигархиации» страны из поля зрения общества выпало то, что принципы банковской тайны все слабее защищают данные о банковских средствах обычных украинцев.

Читайте также на DOSSIER:  Украинцам проведут индексацию пенсий: эксперт прогнозирует новые проблемы

Деньги украинцев и инициатива НБУ

Ослабление принципов банковской тайны вполне ощутимо для украинцев началось еще в 2020 году.

Как сообщил в комментарии ГолосUA управляющий партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», адвокат Андрей Тарасов, идею более свободного доступа государства к данным о средствах украинцев в банках начали развивать в Нацбанке Украины.

«В начале 2020 года НБУ разрешил украинским банкам раскрывать информацию о клиентах по запросу правоохранительных органов. Прокуратура, Госбюро расследований, Национальное антикоррупционное бюро, Служба безопасности Украины и Антимонопольный комитет могут получить доступ к информации об операциях по счетам лиц, включая информацию о контрагентах, даже если их счета открыты в других банках по письменному запросу, без решения суда», – пояснил адвокат.

По его словам, был упрощен порядок раскрытия банковской тайны в соответствии с нормами закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказания за приобретение таких активов».

Теперь, к примеру, представители прокуратуры, Нацполиции, СБУ, НАБУ, которые ведут расследования, для получения доступа к банковской тайне больше не должны идти в суд. Согласно Постановлению НБУ №13, на основании письменного требования, банки обязаны раскрыть информацию об:

– операциях по счетам конкретного юридического лица или физического лица – субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени – органам прокуратуры Украины СБУ, ГБР, Национальной полиции, НАБУ, Антимонопольного комитета Украины

– операциях по счетам или без открытия счетов конкретного юридического лица, физического лица – субъекта предпринимательской деятельности или физического лица за конкретный промежуток времени с указанием контрагентов – органам прокуратуры Украины, ГБР, Национальном антикоррупционном бюро Украины по делам по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности в пределах их компетенции;

– данных по счетам, вкладам, сделкам, операциям по счетам или без открытия счетов конкретного юридического лица, физического лица – субъекта предпринимательской деятельности или физического лица за конкретный промежуток времени с указанием контрагентов – Национальному антикоррупционном бюро Украины в пределах его компетенции, в том числе по делам по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности.

А.Тарасов также уточнил, что украинские банки могут воспользоваться правом перепроверить транзакции (операции) клиентов.

«Более того, банки обязаны придерживаться риск ориентированного подхода. В случае, если запрос на операцию, сама операция или поведение клиента покажется банку подозрительными, представитель банка может запросить подтверждающие дополнительные документы у клиента. Даже если сумма перевода не требует верификации личности», – сказал адвокат.

Читайте также на DOSSIER:  Через 10-15 лет Пенсионный фонд потеряет смысл – эксперт

Мошенники и законопроект №4073

Юристы всегда критичны по отношению к законопроектам, которые затрагивают тему доходов граждан и данных об этих доходах. Поэтому в законопроекте №4073, в частности, адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Р.Кравец видит риск утечки данных о доходах украинцев.

«Мы прекрасно понимаем, что непосредственно любая тайна в Украине, к сожалению, очень плохо защищается, и на самом деле очень большое количество лиц имеют к ней неограниченный доступ», – сообщил в комментарии 112 Украина адвокат.

По мнению эксперта, это может привести к вымогательству взяток, преследованию со стороны госорганов предпринимателей и попытки власти вмешиваться в деятельность предпринимателей, чтобы влиять на их родственников или родственника, который является политиком.

Все эти последствия могут стать реальностью потому, что в «законопроекте №4073, как всегда, не предусмотрен контроль, ответственность лиц, получающих информацию, основания для ее получения. Фактически государство, которое откроет эту банковскую тайну, никоим образом не будет нести ответственность за сохранение этой информации и за средства граждан, которые исчезнут с этих счетов», отмечает Р.Кравец.

Но также этой информацией о доходах украинцев могут заинтересоваться мошенники, считает Р.Кравец. «В стране очень большое количество случаев, когда подделывают решения судей, исполнительные документы и списывают со счетов граждан бешеные деньги, а здесь фактически у мошенников уже будет полностью вся информация, на каких счетах какие средства есть, и именно эти средства, под эти счета и будут подделываться решения, исполнительные документы, для того чтобы украсть средства, платежные поручения и т. д.», – объясняет адвокат.

Он добавляет: только судебный контроль дает возможность определенным образом ограничить желание госорганов раскрыть данные, которые являются банковской тайной, без разумных объяснений.

Но стоит украинцам, недовольных раскрытием банковской тайны, обратиться в суд для защиты своих прав, как они столкнутся с последствиями так называемой судебной реформы и Электронным судом.

Электронные суды

В апреле 2021 года украинский парламент принял закон об Электронном суде. Это новшество подразумевает, что все документы, которые используется в судопроизводстве, должны быть в цифровом виде, но также потребуются все бумажные копии документов. Юрист юридической компании «Тарасов и партнеры» Алевтина Кравченко считает, что новшество создаст украинцам много проблем. «Не исключено, что из-за возможных технических неполадок документы могут не дойти в суд или будут утеряны в процессе рассмотрения дела. При этом украинцам надо знать, что без бумажных копий с отметкой о получении или без описи вложения письма – будет невозможно подтвердить подачу доказательств и заявлений. В то же время, новые редакции процессуальных кодексов жестко регламентируют срок подачи доказательств и заявлений. Пропуск установленного срока приводит к потере возможности подавать соответствующие материалы позже», – пояснила ГолосUA юрист.

Читайте также на DOSSIER:  Рынок земли: как будут кредитоваться фермеры

Финмониторинг со стороны США

В то же время, банковские деньги украинцев, транзакции по счетам волнуют не только украинскую власть, но и США, сказал в комментарии ГолосUA аналитик, председатель общественной организации «Палата Апелляционных Уполномоченных» Михаил Казаров. «Недавно Соединенные Штаты Америки (США) расширили свои возможности расследовать коррупцию по всему миру и изменили параграф 53 518 главы 31 Кодекса законов США. Это означает, что подробная информация о банковских платежах украинцев (физлиц и юрлиц) теперь доступна Министерству финансов США. Финмониторинг транзакций украинских банков проводится через систему SWIFT.

Сейчас украинская банковская система прозрачна и для НБУ, украинского регулятора, и для Министерства финансов США. Работа всех украинских банков вот уже около года соответствуют стандарту IBAN. Этот стандарт подразумевает введение расширенных полномочий внешнего регулятора. В данном случае с внедрением стандарта IBAN Министерство США получило доступ к украинской национальной банковской системе и к максимальному количеству банковских транзакций – в том числе, и тех, когда клиент банка переводит на карточку сумму более 5000 грн», – рассказал эксперт.

Так что, напрашивается вывод, банковская тайна в Украине все слабее выполняет свою функцию защиты данных о деньгах клиентов банков от заинтересованных лиц.