Под ЕС и военное время: Кабмин просит Раду изменить Бюджетный кодекс

Бюджетный кодекс

Правительство зарегистрировало в ВРУ законопроект о внесении изменений в Бюджет

Вместе с проектом госбюджета на 2023 год правительство подало в Верховную Раду и правки в Бюджетный кодекс. Если их примут, это повлияет и на местные бюджеты, и на частоту пленарных заседаний парламента.

Обновить и подогнать под госбюджет-2023

Хотя Бюджетный кодекс (БК) по определению должен быть, что называется, на века, в правительстве констатируют – некоторые его положения устарели. Кроме того, приняты законы, которым отдельные нормы БК противоречат. Поэтому Кабмин внес в Верховную Раду проект правок в кодекс. В частности, как пишет в пояснительной записке министр финансов Сергей Марченко, целью проекта является “урегулирование вопросов, связанных с подготовкой проекта Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2023 год”.

Тринадцать правок ради процветания

Всего предложены правки по 13 направлениям, и их условно можно поделить на несколько групп:

  • о долгах;
  • о налогах и сборах;
  • правки безопасности.

Самая любопытная группа – о долгах. Так, предполагается усовершенствовать механизм определения лимита общего объема местного долга и гарантированного долга АР Крым, облсоветом или местной территориальной громадой. Остается верхний предел в 200% среднегодового прогнозного объема поступлений в бюджет развития, снимается норма в 100% для Киева. То есть столичному бюджету может вдвое быть повышен лимит на долги.

Важная новация по кредиторам. Европейский союз будет признан одним из источников займов, привлекаемых на основании международных договоров для предоставления возможности правительству оперативно привлекать средства финпомощи по аналогии с действующим механизмом по отношению к иностранным государствам, международным финучреждениям и организациям.

Указанные международные договоры Украины могут включать, в частности, положения об отказе от суверенного иммунитета Украины в возможных спорах о таких обязательствах и не требуют ратификации Верховной Радой Украины”, – так сформулирована правка в сравнительной таблице законопроекта.

О технических правках, необходимых с точки зрения перспектив членства Украины в Евросоюзе, рассказал Vesti.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. “Это значит, мы делаем все, чтобы соответствовать требованиям ЕС. В полной мере они сработают, когда Украина станет членом Евросоюза. Тогда наше правительство, как и польское, сможет напрямую обращаться в финансовые учреждения ЕС и получать кредиты или выплачивать их или погашать займы в рабочем порядке, без ратификаций, голосований и прочего”.

При этом поступления от ЕС распределяются так: бюджетная поддержка – в общий фонд, целевые гранты – в спецфонд госбюджета. Также гранты можно будет направить на бюджетную поддержку с передачей в общий фонд госбюджета.

И это также, отмечает Охрименко, технические правки под Евросоюз.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Здравоохранение без медсубвенции

Немалое внимание уделено местным бюджетам.

Во-первых, уточняются наименования отдельных доходов и сборов. Это технические правки для согласования текста БК с новыми законами. Во-вторых, меняется распределение различных доходов и расходов местных бюджетов. Одна из важнейших новаций – меняется финансирование программы государственных медицинских гарантий. Из БК изымаются формулировки о финансировании из госбюджета первичной, вторичной и специализированной медпомощи, остаются только медицинская помощь, государственные программы в сфере здравоохранения и общественного здоровья, поддержка учреждений здравоохранения и “программа государственных гарантий медицинского обслуживания населения”. В местных бюджетах остаются расходы на здравоохранение, оплату коммунальных услуг, местные программы в сфере здравоохранения и общественного здоровья. Местные бюджеты перестанут получать медицинскую субвенцию – упоминание о ней изымается из Бюджетного кодекса.

С одной стороны, это продолжение медицинской реформы. С другой, в условиях войны реформа не завершена, и последствия могут быть как позитивными, так и негативными. Как рассказал Vesti.ua учредитель Лиги союзов профессионалов Украины Иван Фурсенко, медреформа предполагала условный переходный период, когда местные бюджеты получают финансирование на здравоохранение в виде субвенции, а также смотрят, сколько им нужно медучреждений, и доводят их “до ума”: ремонтируют, закупают оборудование, нанимают персонал, чтобы соответствовать требованиям НСЗУ. И местное самоуправление активно взялось за работу, искало инвесторов, привлекало кадры и оборудование, тем временем учреждения финансировались за счет субвенции из госбюджета. С учетом правок в Бюджетный кодекс, с 2023 года все финансирование будет идти через НСЗУ. Чтобы его получить, местным медучреждениям нужно соответствовать критериям НСЗУ. Но, подчеркивает Фурсенко, война нарушила все планы, и медреформа в части переоборудования местных больниц и поликлиник под стандарты НСЗУ зависла. Особо остро это ощущается в прифронтовых регионах, откуда ушли инвесторы и где закрывается бизнес, недостаток медицинских кадров, а поликлиники и больницы могут не соответствовать стандартам НСЗУ – значит, не получают финансирование. “Деньги будут предоставляться (на медицину), но только в виде пакетных услугЕсли государство перестанет помогать содержать коммунальные учреждения здравоохранения, то мы столкнемся с тем, что НСЗУ не все их профинансирует, потому что не во всех есть оборудование, медики в достаточном количестве, а на закупку техники и наем сотрудников на местах сейчас просто нет денег. Я ожидаю, что в небольших городах и поселках местное самоуправление продолжит практику закрытия пунктов медпомощи, также возникнут вопросы по специализированной медпомощи (3-й уровень), реформа которой также зависла. Напомню, что медицина нам гарантирована Конституцией, и эту статью никто не отменял”.

Правка реализует медреформу, и это пойдет на пользу медсистеме, считает Александр Охрименко. По его мнению, останутся современные и действительно эффективные медучреждения, соответствующие стандартам НСЗУ, остальное надо закрывать как балласт.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Деньги, действительно, пойдут за пациентом, потому что финансирование будет в зависимости от того, сколько людей получили медуслуги в том или ином учреждении. У нас часто что происходит? По документам в громаде живет 100 тыс. населения, реально – от силы 30 тыс., регионы перегружены количеством врачей, бывает, к одному за неделю приходят считанные пациенты. И в этом случае надо сделать так, чтобы местная власть смотрела: да, вместо трех больниц нужна одна, мы ее ремонтируем, доводим до ума”, – объяснил он.

На места – акциз, центру – судмедэкспертиза

Кроме того, упрощается механизм зачисления доходов от акциза на топливо в местные бюджеты. Если сейчас 13,44% доходов вычисляются с учетом объемов реализации топлива на территории громады, то правками в БК предусмотрено, что правительство разработает упрощенный порядок, и акциз будет зачисляться в местные бюджеты автоматически. В копилку местных бюджетов уйдут и штрафы за нарушение производства и использования спирта этилового, табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет и топлива, взимаемые на месте правонарушения.

Зато с низовых местных бюджетов снимается бремя финансирования учреждений предвысшего образования (бюджетных мест в них), которыми теперь будут заниматься областные бюджеты и бюджет города Киева. Также – с 1 июля 2023 года – местные бюджеты не будут отягощены финансированием бюро судмедэкспертизы, поскольку эта функция переходит к госбюджету. Однако до 1 января 2025 года местные бюджеты смогут, в виде местных бюджетных программ, поддерживать автомобильные предприятия санитарного транспорта.

Логика в том, что местные бюджеты должны ремонтировать дороги местного значения за счет топливного акциза. Остальное – небольшая помощь местному самоуправлению, прокомментировал Александр Охрименко.

Иван Фурсенко обратил внимание на вероятный позитив от распределения топливного акциза: раньше отчисления в местные бюджеты задерживались, приходилось ждать месяцами, сейчас все может стать быстрее и проще. И подчеркнул однозначный позитив от финансирования бюро судмедэкспертизы из госбюджета: “Это общеукраинская экспертиза, эксперты лицензии получают не от местного самоуправления, а от государства, и сфера их работы, особенно сейчас, не ограничивается конкретным регионом или громадой, – объяснил он. – И это особенно важно сейчас, когда на приграничные регионы нагрузка сумасшедшая, а финансирование на это в местных бюджетах не было заложено. Поэтому и съезжаются судмедэксперты в приграничные регионы со всей Украины, чтобы быстро зафиксировать военные преступления страны-агрессора, потому что местных – недостаточно. Зона действия судмедэкспертов теперь не ограничивается областью или регионом, теперь все поехали в Балаклею, в Изюм”.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Гривня против атома

И несколько важных правок в БК по безопасности. Прежде всего –  АЭС. Правительство предлагает отнести к защищенным расходам бюджета расходы общего фонда на работы и мероприятия по физической защите ядерных установок и ядерных материалов. Это значит, деньги на такие работы будут в любом случае, даже если госбюджет-2023 не будет выполняться.

Значит, расходы будут на 100% защищены, отметил Охрименко.

Далее – мобилизация и сектор безопасности и обороны. На время действия военного положения главные распорядители средств госбюджета, относящиеся к сектору безопасности и обороны, смогут увеличивать расходы на свое функционирование, в том числе на оплату труда, за счет сокращения других программ и направлений или путем перераспределения расходов в рамках ассигнований, не внося правки в Закон “О Государственном бюджете Украины на 2023 год”.  На практике это будет означать, что Минобороны или, например, МВД, не придется для каждого увеличения расходов, скажем, на мобилизацию или выплату зарплат, вносить в Верховную Раду проект правок в госбюджет. Соответственно, парламенту не придется собираться ради голосования таких правок, как это бывало в течение 2022 года. Однако только при условии, что предлагаемые изменения не повлекут увеличение расходов госбюджета.

Не столько из-за войны, сколько из-за военной тайны, подчеркивает Охрименко: “Во всех странах мира так, потому что расходы на оборону должны быть закрыты. Есть общая сумма, а само распределение – лучше, чтобы об этом никто не знал”.

Переброс денег

Больше воли в распоряжении бюджетными деньгами будет и у правительства: предлагается разрешить “деньгам ходить за кадрами” в случае сокращения штата одного ведомства и расширения штата другого.

Это также необходимо, утверждает Охрименко, потому что сейчас так делать нельзя, и возникают ситуации, когда, например, есть министерство и ему подчинено агентство, сам факт существования которого теряет смысл, скажем, агентство по контролю цен. И есть рост расходов, связанных с евроинтеграцией. То, что предлагается, позволит оперативно перебросить средства с одного объекта на другой.

ЛИЛИЯ ФОМЕНКО