Новое руководство «Укрзалізниці» воровало миллионы? OBOZREVATEL обнародовал вопиющие факты коррупции

  • У руководства «Укрзалізниці» прошла серия обысков;

  • как оказалось, менеджеры предприятия подозреваются в целом ряде преступлений;
  • хищения могли происходить как с тендерами, так и с оплатой услуг и товаров;
  • в схемах могут быть замешены высокопоставленные чиновники.

На днях у целого ряда высокопоставленных менеджеров «Укрзалізниці» прошли обыски. Как оказалось, только с 2019 года только по приблизительным оценкам могло обокрасть предприятия на 100 млн грн, утверждают силовики. К такому выводу пришли сотрудники СБУ и НАБУ, которые уже несколько месяцев распутывают клубок из коррупционных связей, фиктивных торгов, подконтрольных компаний и масштабных махинаций.

Аппетиты высокопоставленных государственных менеджеров росли с каждым месяцем и охватили все сферы работы «Укрзалізниці»: начиная от охраны объектов, запуска экспресс-поезда в аэропорт «Борисполь» и заканчивая ремонтом профилактория.

Подробнее о том, как из государственного предприятия могли выводить десятки миллионов гривен и кто может быть замешан в схеме – читайте в материале OBOZREVATEL.

Спрут в стенах «Укрзалізниці»

Источники в правоохранительных органах предоставили целый ряд документов, которые раскрывают масштабные схемы хищений в филиале «Юго-Западная железная дорога» «Укрзалізниці».

Как работает схема:

  • в «Укрзалізницю» под руководством высокопоставленного менеджера за короткий промежуток времени на важные должности назначили приближенных людей;
  • «своим» выплачивали из бюджета компании премии в размере от 200 тыс. грн в месяц;
  • группа сотрудников УЗ подтасовывала результаты тендеров, меняла правила во время конкурса так, что только «нужные компании» могли дойти до финала;
  • часть закупок проводили без конкурсов, товары и услуги приобретали по завышенным ценами;
  • предприятие оплачивало услуги, которые на самом деле не получало;
  • вокруг «Укрзалізниці» создали пул компаний, которые подконтрольны руководству госпредприятия.

К примеру, на ремонте автобусов Peza (экспресс-поезд, который возит пассажиров из Киева в аэропорт «Борисполь») нашли нарушений на общую сумму 48,8 млн грн. Деньги потратили без соблюдения закона «О публичных закупках» и, как оказалось, не просто так. Миллионы гривен перевели «своим» компаниям.

DOSSIER →  Луценко о пленках Миндича: В Украине снова возникла мафия под прикрытием высшей политической власти

Все работы оплатили вовремя. При этом только компания «Рилейд», как утверждают источники в правоохранительных органах, безосновательно получила 3,3 млн грн якобы за «Организацию железнодорожного сообщения Киев-Борисполь».

Те фирмы, которые с чиновниками не связаны, оплату не получали или получали с большими задержками. Например, «Квик-2006» законно получила компенсацию в 829,8 тыс. грн из-за того, что договор нарушили и деньги задерживали.

Но и на этом нарушения не закончились. При реконструкции Киевской детской железной дороги без каких-либо документам приближенным компаниям якобы перевели 16,4 млн грн. Реконструируя дом профилактория перевели «лишние» 824 тыс. грн, говорится в отчетах силовиков.

Тендеры проводили с нарушениями. Выгодные предложения отклоняли, а выбирали «свои компании», переплачивая миллионы. Например, только по закупкам UА- 2018-04-06-000154-a, UА-2018-07-02-000036-а, 2018-03-22-002353-в переплата, вероятно, составила 3,6 млн грн. Условия договора меняли в процессе проведения тендера, торги не отменяли, когда должны были это сделать по закону.

И это не голословные обвинения. Силовики уже начали уголовное производство как минимум по трем фактам. Расследование нарушений при закупках для ремонта поезда «Киев-Борисполь» (уголовное производство №42019101060000313 от 07.10.2019 года).. Сопровождение проводит СБУ в Киеве и области совместно с прокуратурой Печерского района. Работы, как выяснили следовали, проводили подконтрольные чиновникам УЗ фирмы.

Второе дело касается внесение недостоверной информации в протокол заседания тендерного комитета (фактически фальсификация результатов). Производство № 42019100010000051.

Еще один задокументированный кейс – фальсификации тендеров на закупку услуг по охране территорий или помещений. Как утверждают правоохранители, деньги платили, но никаких услуг на самом деле не получали (или получали не в полном объеме). Уголовное производство № 12019100090009505.

И это только начало. Реальные масштабы еще предстоит выяснить.

DOSSIER →  Лещенко объяснил, чем «друзья Зеленского» отличаются от «Свинарчуков Порошенко»

Схема продолжает работать, а документы прячут

Наглость руководства «Укрзалізниці» помогла силовикам определить, кто замешан в махинациях. Как оказалось, всем «своим» в компании выплачивали огромные премии – от 200 тыс. грн в месяц. На это потратили почти 28 млн грн.

НАБУ и СБУ выявили целую сеть связанных с руководством УЗ фирм, которые получали бюджетные деньги. Вот некоторые из них: «Майстер-Буд», «Гелиос Инвест Групп», «Рилейд», «Смарт лайт групп», «Магнус», «Стройленд групп», «Тейкит».

«Удалось определить список должностных лиц, которые ежемесячно получали премии в сумме 200 тыс. грн. Что интересно, большинство этих должностных лиц родом из Харьковской области и устроились на работу в одно и то же время», – рассказывает источник.

Среди возможных подозреваемых – директор по вопросам экономической и информационной безопасности Александр Бакаев.

Сложность заключается в том, что силовики до сих пор не получили доступ ко всей документации УЗ. Схема продолжает работать, а ее участники остаются в своих креслах.

OBOZREVATEL продолжает следить за расследование и вскоре опубликует целый ряд фамилий высокопоставленных чиновников УЗ, которые могут быть замешаны в махинациях и которым вскоре предъявят подозрения в совершении претуплений.

Ни новая власть, ни прогрессивный менеджмент и многомиллионные зарплаты руководства не помогли положить конец коррупции в одном из крупнейших госпредприятий – «Укрзалізниці». Пока рядовые сотрудники защищаются от коронавируса салфетками вместо масок, большие начальники через подконтрольные фирмы осваивают бюджетные миллионы. И только общественный резонанс может помочь в очередной раз не спустить дело на тормозах.