Коррупция в Укроборонпроме: теперь понятно, почему не выпускаются беспилотники и производится мало ракет и танков

Коррупция в Укроборонпроме

Поскольку я являюсь акционером предприятия, которое находится под управлением Укроборонпрома и вхожу в Наблюдательный совет данного предприятия (название не пишу из соображений безопасности, война), то мне изнутри видны и понятны методы корпоративного управления в данной госструктуре, которые приводят к тому, что предприятия не занимаются выпуском оборонной продукции, а их финансовое состояние постоянно ухудшается.

Сегодня речь пойдет об очень узком вопросе, о сдаче помещений в аренду, а на нашем предприятии это важная составляющая дохода, поскольку на предприятии порядка 150000м2, а в производстве задействовано не более 25% помещений.

Председателем Наблюдательного совета нашего предприятия является начальник департамента корпоративных прав Укроборонпрома Светлана Кулик. Т.е. с точки зрения корпоративного управления у нас «лучшие» люди! Понимая, что коррупция является неотъемлемой частью деятельности этого подразделения, я сразу обратил внимание на интерес Кулик С. к выбору оценщика для нашего предприятия.

Оценщика надо выбирать на Набсовете, который по этому вопросу проходил 2 раза в срочном порядке, поскольку непринятие этого решения, якобы, мешает деятельности предприятия. Обычно Набсоветы проводятся не реже раз в квартал и серьезно готовятся, но это не в нашем случае. Все идет с колес, когда времени толком и ознакомиться нет, и якобы по инициативе Правления.

Когда вопрос выбора оценщика вынесли на Набсовет, то у нас сразу возник вопрос, а почему мы не делаем публикацию на Прозоро и не формулируем техзадание для оценщика. В моем понимании оценщик должен установить минимальные индикативные цены, а сдавать помещения в аренду это уже бизнес, которым должно заниматься само предприятие, поскольку это в его интересах. Но в понимании Укроборонпрома, этим должен заниматься сам оценщик, который не является собственником помещений и соответственно не является выгодополучателем от аренды, но все попорядку.

DOSSIER →  Луценко о пленках Миндича: В Украине снова возникла мафия под прикрытием высшей политической власти

В представленной таблице для выбора было 4 компании оценщики, которые активно работают с предприятиями Укроборонпрома. Меня сразу насторожил тот факт, что мы должны выбирать из тех, кто уже активно работает с УОП. А что такое активно работает? Это те предприятия, которые уже заключили договора с предприятиями УОП. Кто принимает решения относительно с кем заключать договора, конечно департамент корпоративного управления, поскольку корпоратизацию предприятий они так и не закончили, а соответственно органы управления на предприятиях не сформированы. Раз нет органов управления в виде Наблюдательных советов (хотя и после корпоратизации у них будет абсолютный контроль в Набсоветах), значит решения принимает орган управления, в виде департамента корпоративных прав.

Но это было только начало схемы, непонятно было где заработок, но дальше ситуация прояснилась и если раньше схемы были более примитивны в виде отката или субаренды, то теперь стали более изощренны.

После того, как выбрали «рекомендованного» оценщика, следующее заседание было посвящено утверждению договора с оценщиком.

И тут у нас наступило «прозрение». Оказывается, чтобы экономить бюджетные средства и не платить оценщику, была реализована схема, когда оценщик за свою работу получает деньги с тех арендаторов, которые снимают эти помещения.

Подписывается трехсторонний договор между 3 юрлицами, что оценщик действует в наших интересах. На наш вопрос, что это явно коррупция, поскольку оценщик приходит к арендатору, который сидит уже годами на предприятии и говорит, к примеру, рыночная стоимость вашего помещения 10 дол., но вы можете заключить договор за 5, а 2 дол. отдадите любым другим способом, хотя наверное можно и комиссию официально платить, но тогда схема быстрее засветится. И таких арендаторов на нашем предприятии несколько СОТЕН! С каждого по копеечке и получается неплохой денежный поток, а главное все в «интересах государства», поскольку предприятие не платит оценщику. Но если, была бы реальная цена и с этой цены предприятие платило в бюджет налоги, картинка по уплате налогов была бы совершенно другая.

DOSSIER →  Лещенко объяснил, чем «друзья Зеленского» отличаются от «Свинарчуков Порошенко»

Что интересно, даже «наш директор» согласился, что схема выглядит коррупционной, на что Кулик сразу пресекла эти разговоры сославшись на действующее законодательство, а законодательство они всегда выписывали под себя. В следующих постах я тоже затрону отдельно эту тему.

Посмотрел таблицу, а за сколько реально сдаются офисные и складские помещения? Причем предприятие находится в черте города Киева.

В среднем, офисное помещение за 130 гр.(хотя есть цены и меньше), а складское за 40 гр (а минимальная за 10 гр.).!!!!

Еще не разобрался со страховкой, поскольку на Набсовет, как-то не очень внятно прозвучало, что арендаторы должны еще и имущество арендованное страховать, но разберемся.

А теперь если взять во внимание, что неиспользованных площадей в системе УОП порядка 9 млн.м2, о чем ранее писали эксперты, то бизнес для департамента корпоративного управления совсем даже и не маленький.

Причем это бизнес, не руководителей УОП, которые часто меняются, так и не разобравшись чем они реально управляют, а именно менеджеров среднего звена УОП.

Эти менеджеры обеспечивают поток с предприятий на содержание УОП, а в год только на заработную плату уходило 400 млн.гр., и проводят необходимые перестановки на ключевых предприятиях, там где ходят бюджетные деньги, а это уже «бизнес» руководителей УОП.

Что происходит на самих предприятиях и как им помочь с развитием, привлечением инвестиций, налаживанием выпуска оборонной продукции, получении госзаказов…… это все не входит в компетенцию этих специалистов корпоративного управления, поскольку такие вопросы даже не рассматриваются на заседаниях Наблюдательного совета или в других органах управления, призванных этим заниматься в рамках своих полномочий. Итог понятный — 16 предприятий банкроты, 24 убыточны, а 45 работают на грани 0 рентабельности.

DOSSIER →  Лещенко объяснил, чем «друзья Зеленского» отличаются от «Свинарчуков Порошенко»

Кто ответит за такое управление?

Руководителя, уже назначили 12, с момента создания УОП, а Светлана Кулик и ее подразделение пережили всех 11 предшественников. И проросийских, когда они привозили Рогожина к нам на предприятие, и последующих жуликов и проходимцев, представителей всегда чьих-то политических групп, но реального собственника в лице государства так и не появилось!

Сейчас произошла очередная смена власти, но модель управления остаётся прежней, ничего не меняется. И пока новый руководитель будет очередной раз разбираться почему не выпускаются беспилотники или производится мало ракет и танков, доход от аренды обеспечивает безбедное существование среднего звена УОП, которое всячески тормозит реформы, поскольку все очень банально, им это не выгодно!

Почему-то вспомнил слова из песни «эй, Вы там наверху….» Может пора наконец-то разобраться с госсобственностью? И начать нужно с определения, что дает закрепление предприятия в управлении за государством, самому государству!

P.S. Раньше писал «заявы» в правоохранительные органы, но это никогда не работало. Теперь буду писать сопроводиловку и отправлять свой пост во все организации, как минимум так проще и меньше тратится времени.

Вадим Гриб