РАЗОБЛАЧИТЕЛИ КОРРУПЦИИ В МИНОБОРОНЫ ВЫШЛИ НА ОЧЕРЕДНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ЗАКУПКИ ПОД ЭГИДОЙ ЕЩЕ ОДНОГО МИНИСТЕРСТВА — МИНЭНЕРГЕТИКИ

КОРРУПЦИОННЫЕ ЗАКУПКИ

Судя по реакции правоохранительных органов, след от этой схемы может вести через Минэнерго к одному из заместителей главы Офиса президента.

Руководитель проекта «Наши деньги» Юрий Николов, благодаря расследованию которого в начале года были разоблачены преступные коррупционные схемы при закупках в Министерстве обороны, заявляет о разоблачении возможных коррупционных схем при закупках в Национальной энергогенерирующей компании «Энергоатом», осуществляемых под эгидой Министерства энергетики и возможно курируемых из Офиса президента. Об этом говорится в статье на ZN.UA – «Как «Энергоатом» поднял десятки миллионов… на мешках».

Расследователь обнаружил очевидно странные вещи в закупках «Энергоатома», которые происходят на фоне засекречивания закупок, инициированного лично министром энергетики Германом Галущенко – бывшим президентом этой компании.

Так, в распоряжении редакции есть мартовский приказ с подписью Галущенко о тотальном засекречивании информации о торгах.

Также Галущенко взялся лично судить, какая информация «может нанести существенный вред репутации и правам других лиц», «способствовать беспорядкам», и по известным ему критериям определять, будет ли преобладать вред от обнародования каких-либо данных над общественным интересом.

А публичная реакция на разоблачение каких-либо злоупотреблений в энергетике у министра Галущенко стандартная: «на нас снова осуществлена информационная атака».

При этом после анализа крупнейших закупок в «Энергоатоме», где до назначения министром руководил тот же Герман Галущенко, Юрий Николов обнаружил интересную тенденцию. Как только в названии заказчика появляется слово «Энергоатом», закупочная цена взлетает по меньшей мере вдвое, а иногда и вчетверо.

Но это касается не всех закупок, а только тех, где можно обнаружить след и других бывших работников «Энергоатома».

В частности, этот след отслеживается в компании, которая стала участником самых «вкусных» торгов «Энергоатома – ООО «Энергопромстрой». Ранее с деятельностью этой группы был связан Сергей Бучко, который в 2000-х годах работал на Южноукраинской АЭС.

По странному стечению обстоятельств наиболее противоречивые торги обнаружены для нужд той же Южноукраинской АЭС.

Так, начиная с прошлого лета, когда рашисты начали обстреливать объекты украинской энергетики, одним из популярных товаров в Prozorro стали биг-беги – большие кубические мешки, в которые засыпают песок и обставляют ими наземные энергообъекты для защиты от осколочных поражений.

Рекордная цена биг-бега выплеснулась в подряде на устройство защитных сооружений для Южноукраинской АЭС – в мартовском контракте общей стоимостью 31 млн грн.

В то время, по состоянию на март, средняя рыночная цена даже у перепродавцов составляла 400 грн. Однако «Энергоатом пустил на закупку биг-бегов по 3029 грн за штуку. Маржа на биг-бегах составила 12 млн грн.

Эти цены не объясняются ни размером мешков, ни даже тем фактом, что мешки могли покупаться уже с наполнителем.

Песок на тот момент стоил 288 грн/тонна, или 450 за каждый биг-бег. Если добавить среднюю рыночную стоимость самого мешка – 400 грн, получается 850 грн за штуку. Но никак не 3000.

Следовательно, даже с учетом стоимости песка маржа этой закупки составила 10 миллионов гривен, а стоимость была завышенной почти в четыре раза.

И сама стоимость мешка была очень щедрой, если сравнить с закупками НЭК «Укрэнерго», которое, наряду с «Энергоатомом» было крупнейшим покупателем этой продукции. В «Укрэнерго» полуторатонный биг-бег с песком получался не дороже 750 грн.

Сотрудничество «Энергопромстроя» с «Энергоатомом» оказалось вообще более чем плодотворным.

К примеру, в феврале атомщики заключили с «Энергопромстроем» соглашение стоимостью 335 млн грн, в котором 41 млн предназначался на приобретение кабелей. Как оказалось, цена кабелей была завышена в 2,6 раза и после публичного скандала атомщики решили расторгнуть сделку.

Однако Юрий Николов указывает данные, которые демонстрируют, что были и другие факты интересного сотрудничества. Так, в 2021 году участие в госзакупках принесло «Энергопромстрою» 20 млн грн, в 2022-м – 156,6 млн, за неполное полугодие 2023-го – 419 млн грн.

И все контракты, по странному совпадению, были с «Энергоатомом» или его подразделениями.

А уже после первых скандалов по поводу участия этой компании в торгах, информацию о закупках между атомщиками и «Энергопромстроем» начали скрывать.

В то же время у расследователя возник вопрос о роли в этой истории правоохранительных органов. И следы их странного поведения могут вести в Офис президента – к заместителю главы Офиса, в отношении которого уже гремели скандалы – Олега Татарова.

К примеру, уголовное производство за цену биг-бегов получил не «Энергоатом», а госкомпания «Укрэнерго», которая покупала их по рыночной цене.

«Не так интересна реакция профильного министерства, как правоохранительной системы, которая уже в игре. Казалось бы, у правоохранителей есть очевидные основания для тщательного изучения закупок «Энергоатома», ну, хотя бы в отношении биг-бегов. Но отечественные слуги закона умеют удивлять», – пишет Юрий Николов.

От источника в «Укрэнерго» стало известно, что Шевченковское управление Нацполиции в Киеве в марте начало расследование закупок биг-бегов по коррупционной статье 191 Уголовного кодекса именно компанией «Укрэнерго».

«О да, именно в отношении тех контрактов, где государственная компания получила самые низкие цены в Украине. «Татаровцы» уже пригрозили «укренергетикам» обысками и начали вызывать их на допросы», – пишет Николов.

«Да, наверное, стоит еще раз вспомнить об стойком желании группы Галущенко и их кураторов из ОП с помощью силовиков Татарова вытолкнуть из «Укрэнерго» Владимира Кудрицкого, который так и не понял всех коннотаций слова «конструктивный» в контексте многомиллионных тендеров вверенной ему государственной компании. Но не только эти «высокие мотивы» могли привести Нацпол в «Укрэнерго», – добавляет расследователь.

Кроме того, утверждает Николов, «Укрэнерго» могут попытаться «наказать», поскольку на фоне их торгов то, что происходит в «Энергоатоме», не может не бросаться в глаза.

«Понятно, что цена, по которой закупает «Укрэнерго», мозолит и жмет людям, которые на пустом месте вышли на маржу с шестью нулями. Схема может абсолютно спокойно жить до тех пор, пока энергообъекты государства в потенциальной опасности: и потребность в них всегда оправдана, и деньги всегда найдутся. А этот ценовой бенчмарк от «Укрэнерго» все портит», – пишет Юрий Николов.

Лия Ильченко