

Столичная Нацполиция расследует дело о “бюджетных распилах” при закупке коммунальной организацией (КО) “Киевмедспецтранс” запчастей к каретам скорой помощи.
Пока известно, что в течение прошлых лет должностные лица в рамках реализации 22 тендеров переплатили 12,6 млн гривен подконтрольным компаниям. По состоянию на сегодняшний день подозрения получили уже десять человек, в том числе руководитель указанного КО Виталий Безносюк (на коллаже по центру) и двое его заместителей. Некоторые из фигурантов этого следствия уже даже под “мерами пресечения” и отстранены от занимаемых должностей. Что интересно, фигуранты этого дела во избежание ответственности, похоже, даже подкупали судебных экспертов. И даже после вручения подозрений подписывали соглашения на поставку запчастей по завышенной стоимости.
Соответствующее следствие осуществляется в рамках уголовного производства №42022102100000201, которое было открыто 15 ноября 2022 года Шевченковским управлением Нацполиции Киева. Речь идет о расследовании возможных “бюджетных злоупотреблений” со стороны должностных лиц КО “Киевмедспецтранс” – организации, занимающейся транспортным обслуживанием и обеспечением специальным транспортом столичных бригад скорой медицинской помощи.
В настоящее время вероятным правонарушителям инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 27, ч. 2, 3, 4, 5 ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, а также соучастие в этом преступлении), ч. 3 ст. 358 (подделка документов, совершенная повторно или по предварительному сговору группой лиц), а также ч. 1 и ч. 2 ст. 366 (служебный подлог) Уголовного кодекса (УК) Украины. Кроме того, как минимум до августа 2023 года правоохранители еще рассматривали версию, что отдельные фигуранты этого дела могли совершить нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 368-4 УК Украины – подкуп лица, оказывающего публичные услуги, совершенный повторно или по предварительному сговору группой лиц или сопряженные с требованием неправомерной выгоды.
Что выяснило следствие
По последней информации прокуратуры, обнародованной ею 13 сентября 2023 года, руководство КО “Киевмедспецтранс”, в соучастии с директорами пяти частных компаний, организовали схему присвоения бюджетных средств, которые столичные власти выделили “для функционирования карет скорой медицинской помощи и обеспечения их запчастями”. Правоохранители утверждают, что победу в этих закупках одерживали подконтрольные предприятия, которые и поставляли автозапчасти коммунальной организации по завышенным ценам. Как сообщили в прокуратуре, по результатам экспертизы установлено завышение стоимости запчастей на сумму около 13 млн гривен, а если точнее – 12,6 млн гривен.
Еще раньше, 21 августа текущего года, стражи порядка раскрыли некоторые детали этих преступлений. По данным прокуратуры, должностные лица КО “Киевмедспецтранс” создали сеть фиктивных компаний, через которые и проводились закупки. Всего было проведено 22 закупки электрического оборудования и запчастей для карет скорой помощи. В рамках данного производства подозрения от правоохранителей получили “10 участников организованной группы”: директор “Киевмедспецтранса” Виталий Безносюк, двое его заместителей, начальник службы материально-технического обеспечения этой КО, пять директоров компаний и еще одно неназванное лицо, “контролировавшее их” деятельность”.
По информации прокуратуры, в рамках этого следствия руководитель “Киевспецтранса” и один из его заместителей уже отстранены от занимаемых должностей до октября текущего года. Кроме того, к Виталию Безносюку была применена мера пресечения в виде содержания под стражей, с альтернативой внесения залога в сумме 10 млн гривен, а в отношении его заместителя – мера пресечения в виде залога в размере 1,7 млн гривен.
Также следователи утверждают, что с целью сокрытия преступления чиновники “Киевмедспецтранса” инициировали проведение экспертизы по соответствию закупочных цен рыночным. По информации правоохранителей, “предметом исследования экспертизы были заведомо поддельные официальные документы, якобы полученные от официальных импортеров и производителей”. Вероятно, речь идет о том, что фигуранты пытались ввести следствие в заблуждение с помощью экспертизы, выполненной по “ложным” документам с ценами на запчасти.

Правоохранителям стало известно, что за предоставление правильного вывода служащие КО Киевмедспецтранс обеспечили экспертам бесплатный ремонт их личных автомобилей на своей базе – очевидно, что именно по этой причине следователи рассматривали версию о совершении преступления, предусмотренного вышеупомянутой ч. 4 ст. 368-4 УК.
В своих информационных сообщениях по данному уголовному производству прокуратура не уточнила, какова была общая сумма закупок, какие компании были поставщиками запчастей, в течение какого периода были совершены указанные преступления и т.д. Вместе с тем некоторые детали этого дела опубликованы в Едином госреестре судебных решений.
Так, в одном из соответствующих судебных определений по этому производству указано название одного из поставщиков запчастей. Весной 2022 года КО “Киевмедспецтранс” закупило их у ООО “Форд Центр” на сумму 859,8 тыс. гривен, и при этом следствие считает, что 200 тыс. гривен были присвоены участниками данной схемы. Чиновнику КО “Киевмедспецтранс” (какую должность занимает это лицо, в документе не указывается. – KВ ), который подписывал платежное поручение по оплате этой закупки, Шевченковским районным судом Киева была избрана мера пресечения в виде залога на сумму 214,7 тыс. гривен. У служителей Фемиды просили отправить подозреваемого под стражу, но судья Вадим Ковтуненко решил, что в данном случае можно обойтись и без этого.

В судебных документах сообщается, что в течение 2020-2021 годов КО “Киевмедспецтранс” направило ряд запросов в три компании – ООО “Элит-Украина”, ООО “Inter Cars Ukraine” и ООО “ТПК “Омега Автопоставка”. Вместе с тем, по данным следователей, ответы указанных хозяйствующих субъектов на эти запросы были поддельными. Поэтому можно с высокой долей вероятности предположить, что именно указанные субъекты хозяйствования были якобы импортерами запчастей и именно этими документами должностные лица “Киевмедспецтранса” планировали доказывать обоснованность своих закупочных цен.
Также из судебных документов проистекают подробности по одному из фигурантов данного производства. Речь идет о начальнике мастерской по диагностике дорожно-транспортных средств ремонтно-восстановительного комплекса “Киевмедспецтранса”, который до 19 июля 2023 года работал начальником службы материального обеспечения этого КО.
По информации правоохранителей, именно его нынешние подчиненные ранее бесплатно выполняли ремонтные и другие работы двум экспертам Научно-исследовательского центра судебной экспертизы в сфере информационных технологий и интеллектуальной собственности. Это, мол, делалось для того, чтобы эксперты предоставили положительное заключение транспортно-товароведческой экспертизы по этому следствию в пользу “Киевмедспецтранса” – именно той, которая должна была установить настоящие цены на запчасти.
В связи с этим еще в конце июля следователи пытались через суд отстранить указанное лицо от “новой должности” – чтобы тот не мог предоставлять работникам “Киевмедспецтранса” указания по “безвозмездному ремонту”. Но тогда служители Фемиды отказали правоохранителям в удовлетворении соответствующего ходатайства.
Вместе с тем, 25 августа 2023 года Шевченковский райсуд столицы отправил его под домашний арест в ночное время (с 21:00 до 6:00) с необходимостью носить электронное средство контроля (т.н. “браслет”). Данная мера пресечения была рассчитана до 7 сентября текущего года, была ли она продлена, в судебных постановлениях информация отсутствует.
При этом, в данном случае правоохранители ходатайствовали перед судом о том, что данного фигуранта нужно “отправить в СИЗО”. Свои требования они аргументировали, в частности, тем, что подозреваемый в течение 2020-2021 годов неоднократно пересекал государственную границу, а потому может “уйти от правосудия”. Также следователи указывали на то, что это лицо намерено “продолжать свою преступную деятельность”. Об этом, по убеждению правоохранителей, свидетельствует тот факт, что уже после вручения первых подозрений данное должностное лицо “поставило резолюции на заключенные в июле 2023 года договоры на поставки запчастей, при осмотре которых предварительно установлено значительное завышение цен”.
Фигуранты – кто они?
По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Форд Центр” было основано в Киеве в июле 2021 года. Его неизменным руководителем и конечным бенефициаром является житель города Фастов Киевской области Максим Петрашенко.
По информации базы данных аналитики публичных закупок Clarity-Project, указанная компания трижды предоставляла “Киевмедспецтрансу” услуги по поставке различных материалов и запчастей. Согласно таким договорам, ООО “Форд Центр” должно было получить 6,2 млн гривен.
В свою очередь, ООО “ТПК “Омега Автопоставка” (здесь и дальше – компании, ответы которых использовались при проведении “сомнительной экспертизы”) система Youcontrol относит к почти одноименной группе “Омега”, специализирующейся на дистрибуции автомобильных запчастей, компонентов и шин, ремонте автомобилей и т.д. Всего в эту группу входит более четырех десятков субъектов хозяйствования. Совладельцами этой группы являются Юрий Дудырев (экс-депутат Харьковского облсовета от “Партии регионов”), Вита Бисага и ее дочь Диана Бисага. Де-факто “Омега” работает еще с 90-х годов – основателем одноименной компании был известный бизнесмен Ярослав Бисага (муж Виты Бисаги), которого в 2013 году застрелили в одном из харьковских ресторанов.
ООО “Inter Cars Ukraine” фактически входит в польскую сеть Inter Cars SA – крупнейшего дистрибьютора автомобильных запчастей и автотоваров в Центральной и Восточной Европе. В свою очередь, ООО “Элит-Украина”, по данным открытых источников, входит в орбиту американского поставщика автомобильных запчастей LKQ Corporation.
Как сообщала KВ, КО “Киевмедспецтранс” по-прежнему фигурировало в громких коррупционных скандалах, но по состоянию на сегодняшний день ни один из его чиновников так и не был привлечен к уголовной ответственности.
К примеру, еще в январе 2019 года Соломенское управление Нацполиции Киева открыло следствие по факту растраты и присвоения средств при осуществлении этим коммунальным объединением закупок. Тогда правоохранители предварительно установили, что в период 2017-2018 годов “Киевмедспецтранс” заключило с рядом компаний договоры на поставку запчастей и электрооборудования на общую сумму около 57 млн гривен, но часть этих средств, вероятно, была разворована. К таким выводам следователи пришли потому, что некоторые из этих фирм имели признаки фиктивности, а потому не могли предоставлять коммунальной организации подобные услуги. При этом правоохранители указывали, что к совершению указанных преступлений могут быть причастны директор “Киевмедспецтранса”, его заместитель по экономическим вопросам, главный бухгалтер данного КО и т.д.
Впрочем, никаких результатов это следствие не принесло: стражи порядка даже не вручили никакого подозрения, последнее судебное постановление по этому производству датировано 12 июля 2019 года.
Напомним, Виталий Безносюк возглавляет КО “Киевмедспецтранс” с 2016 года. Информации о его трудовой карьере в открытых источниках немного. В частности, известно, что Безносюк воевал в Афганистане и имеет звание полковника в отставке. Также отмечается, что в конце 80-х он работал атташе и советником посольства СССР в Венгрии, а с середины 90-х и до начала 00-х руководил “Украинской государственной корпорацией по иностранному туризму”. Кроме того, Безносюк является председателем правления ОО “Винницкое землячество”.
Отметим, в своей деятельности КО “Киевмедспецтранс” подчинено Аппарату Киевской горгосадминистрации (КГГА), которым, с 9 октября 2018 года, руководит Дмитрий Загуменный. Деятельность этого структурного подразделения столичной мэрии в последние годы контролирует первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник.