Взятки на суше и на море. Как украинских моряков грабят бандиты, врачи и чиновники

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

По данным Государственной службы морского и речного транспорта Украины, более 200 тысяч украинских граждан работают моряками. Большинство из них трудятся на иностранных судах.

Ежегодно в Украину моряки присылают более миллиарда долларов. Немалая часть из этого миллиарда уходит на официальные расходы — плату за образование и повышение квалификации.

Но немало морских денег идет на взятки.

«Страна» выяснила, кто и как грабит украинских моряков.

Взятки за экзамены и плавстаж

«Уход в рейс» был одним из самых популярных видов трудоустройства еще во времена СССР. Но тогда главным заработком моряков была так называемая «школа» — продажа на родине заграничного ширпотреба, прибыль от которой в разы превышала официальные зарплаты «мореплавающих».

Сейчас популярность профессии моряка в Украине объясняется зарплатами иностранных работодателей: от 800–1200 долларов в месяц на старте у начинающего матроса или моториста, 3000–6000 долларов у среднего состава, до 8000–15000 долларов у высшего состава — капитанов и старших механиков. Рейсы длятся в среднем от 4 до 8 месяцев. Легко подсчитать, что размер морских зарплат офицерского состава превышает заработки даже самых востребованных украинских гастарбайтеров – программистов и врачей.

Однако есть теневая сторона морской профессии – системный грабеж моряков со стороны чиновников, врачей, нанимателей в крюинговых фирмах и даже обычных бандитов.

Первый раз с коррупцией будущие моряки и их родители сталкиваются еще на подходе к поступлению в профильное учебное заведение.

«В нашей семье плавают несколько поколений мужчин – дед, отец. Когда встал вопрос о поступлении в вуз после школы сына, мы перебирали варианты недолго. Решили, что сын будет поступать в водный институт (ОНМУ – Одесский национальный морской университет – Ред.), на специальность «Эксплуатация судовых энергетических установок», которая даст возможность плавать после окончания вуза механиком. «Вышку» — (Национальный университет «Одесская морская академия» — Ред.), мы бы не потянули: слишком много расходов», — рассказал одессит Сергей Л., который работает капитаном на иностранных судах.

«Помимо довольно большой официальной оплаты за обучение в морской академии, во всех украинских вузах, которые готовят моряков, есть дополнительная статья расходов – на взятки. Эти расходы в разы выше, чем в «сухопутных» вузах: преподаватели прекрасно понимают, что ставки слишком высоки. Все студенты надеются после выпуска устроиться на высокооплачиваемую работу под флаг. Есть, конечно, те, которые не платят, но их единицы. У этих курсантов, как правило, высокопоставленные родители. Обычным смертным приходится скидываться на лапу преподавателям на сессиях, даже если они зубрят ночи напролет и знают учебники наизусть. В итоге каждая сессия может стоить от 500 до 1500 долларов – в зависимости от курса и количества экзаменов и зачетов», — говорит одессит.

DOSSIER →   Это либо непрофессионализм, либо коррупция, – Георгий Тука о действиях ДОТ, из-за которых часть военных вынуждена питаться за свой счет

Житель Николаева Андрей М. работает четвертым помощником капитана и учится заочно в высшем морском учебном заведении на судоводителя. Моряк признается, что каждая сессия ему обходится почти в месячную зарплату в рейсе.

«Заочное морское образование — это такая своеобразная покупка в рассрочку диплома. Все стоит денег: зачеты от 50 до 100 долларов, экзамены – от 100 до 300 долларов, курсовые – от 500 долларов. Защита диплома от 1000 долларов до 1500. В рейсе я зарабатываю 3000 долларов в месяц, рейсы длятся по 4–6 месяцев. За заочное обучение плачу взятки от 2 до 3 тысяч долларов за каждый курс. Но оно того стоит. Дело в том, что в море нужна лишь малая часть того, что преподают в моем вузе. Предметы, которые нужны для работы, я стараюсь учить – это моя профессия. Эти знания просто нужны, если хочешь быть на хорошем счету в компании. Если не знаешь основ, тебя просто спишут с судна после первого же рейса по рапорту капитана: бараны в экипаже никому не нужны, твою работу за тебя делать никто не будет. Остальное – предметы вроде высшей математики или сопромата — все сдают за деньги. У всех преподов твердые таксы с заочников. Мы для них курица, которая несет золотые яйца. Передал деньги через старшину курса — можешь вообще на экзамен не приходить, просто передашь зачетку, вернут с оценкой», — признается моряк.

Интересно, что даже профессиональный стаж, необходимый матросу после повышения классности с ОС на АВ (со второго класса на первый), можно приобрести по определенному тарифу. По словам одесского моряка Николая В., после прохождения курсов по повышению классности ему не хватало полугода плавстажа.

«На этих же курсах в 2013 году мне предложили вариант: за 200 долларов записать мне в документы полугодичный рейс на судне из Керчи. Однако сразу предупредили, что это судно давно стоит на приколе и никуда не ходит, потому что дырявое и без двигателя. Но в крюинге это никого не интересовало, и я благополучно ушел в следующий рейс», — рассказал матрос.

Врачи зарабатывают на возрастных моряках

Для ухода в рейс моряку обязательно нужно пройти медкомиссию и получить сертификат о состоянии здоровья.

Получение медицинского сертификата особенно проблематично для украинских моряков в возрасте.

Работа в море тяжела: помимо серьезных нагрузок профессиональные заболевания провоцируют обычные в рейсах хроническое недосыпание, недостаток витаминов, неправильное питание. О профессиональных заболеваниях отлично знают врачи в медицинских комиссиях.

DOSSIER →   "В Киеве захватили 1 га фасадной земли на Троещине", – член антикоррупционного совета при Минобороны Кривошея

Из проблем со здоровьем у моряков члены медкомиссий создали себе дополнительный источник заработка.

«Мой товарищ – второй механик — был списан с рейса по неврологическому заболеванию, был близок к безумию. Долго потом лечился дома, еле-еле прошел комиссию, дал взятку в триста долларов и ушел снова в рейс. У меня после десяти лет стажа в море варикоз и гастрит. Другой мой коллега в 45 лет получил гипертонию. Врачи на комиссии напрямую ему сказали, что он может в любой момент получить инфаркт или инсульт на судне. И намекнули, что могут выдать справку за благодарочку в 400 долларов. Пришлось платить», — рассказал старший помощник Евгений.

К слову, врачи из медкомиссий плавсостава могут за отдельную таксу закрыть глаза даже на следы наркотиков в крови. Цена вопроса — от 100 до 200 долларов за чистый анализ и молчание.

Сертификаты – золотая жила морской коррупции

Отдельная коррупционная тема в морской профессии – это получение различных сертификатов вспомогательных курсов, без которых в рейс не уйдешь. В зависимости от типа судна и должности морякам приходится получать от четырех до десятка различных сертификатов, включая документ НБЖС (Basic Safety Certificate) по живучести судна, охране и безопасности экипажа, умению пользоваться спасательными средствами и борьбе с пожарами на борту, а также сертификаты по борьбе с утечкой опасного газа и умению пользоваться изолированным дыхательным аппаратом.

Морякам, которые работают на танкерах и газовозах, нужны дополнительные специальные сертификаты. А офицерскому составу приходится каждые несколько лет обновлять до десятка сертификатов.

Каждый сертификат – это несколько десятков часов, проведенных на разных тренажерных курсах, а также сдача экзамена. За каждый курс и сертификат морякам приходится платить немалые суммы. Примечательно, что в Украине с 1 января 2019 года официальная стоимость морских сертификатов возросла в разы: за некоторые приходится платить в пять раз больше, за другие — в десять раз.

Несмотря на довольно высокие официальные расценки за получение сертификатов, на курсах продолжают вымогать с моряков деньги за беспроблемную сдачу экзаменов. В среднем такса взятки за сертификат колеблется от 300 до 500 долларов.

Примечательно, что после повышения тарифов за получение сертификатов моряки подали несколько петиций президенту. В петициях авторы жалуются на создание коррупционных схем для получения морских сертификатов на государственном уровне. В Украине было ликвидировано несколько десятков сертификационных курсов в нескольких городах, подняты цены на повышение квалификации. Все это было сделано еще при президенте Порошенко. Однако при нынешнем ничего не изменилось.

DOSSIER →   Суд взял под стражу министра агрополитики Сольского с возможностью внесения залога: подробности

Судя по тому, что петиции не набрали достаточного для рассмотрения количества голосов, моряки продолжают решать вопросы традиционным для Украины путем – взятками. Если посчитать, что ежемесячно такие курсы проходят сотни моряков из 150–200 тысяч работающих в море украинцев, то получится, что в карманы чиновников, контролирующих сертификационные морские курсы, текут миллионы долларов ежегодно.

К слову, часто на курсах к морякам сразу подходят посредники, которые предлагают быстро и за один платеж получить все необходимые документы пакетом.

«За набор сертификатов помимо официальной оплаты за курсы нужно накинуть решале сверху полторы тысячи долларов. Конечно, нужно сдать все документы: дипломы, паспорт моряка, фото. И можно никуда не ходить, через неделю получишь все необходимое. В некоторых крюингах тоже предлагают такую же услугу, получение сертификатов пакетом. Многие пользуются – время и нервы дороже», — подтверждает механик Игорь В. из Херсона.

Бандиты грабят «камышовых» моряков

В некоторых провинциальных городах Украины на моряках паразитируют и обычные бандиты, вымогая плату «за спокойствие семьи».

«В Измаиле много моряков, которые зарабатывают немалые деньги в рейсах. На морском сленге измаильские моряки – «камышовые». Для провинции это очень большие деньги, к тому же город маленький, все друг друга знают. Моряков вычисляют бандиты, начинают угрожать: мол, с семьей может что-то случиться, если моряк не заплатит долю. Требуют от трехсот до пятисот долларов в месяц. Могут ограничиться единоразовой данью – в таком случае речь идет о сумме в несколько тысяч долларов. Если моряк не согласится, могут сжечь его машину. Было зафиксировано уже несколько таких эпизодов вымогательства», — рассказал полицейский Алексей В. из одесского уголовного розыска.

К слову, по информации «Страны», зафиксированы случаи вымогательства и у моряков из Херсона и Николаева. Методы стандартны: уголовники целенаправленно ищут информацию о моряках, затем шантажируют и запугивают их самих и членов семей.

Источниками информации часто становятся соседи и родственники моряков и даже коррумпированные сотрудники крюинговых компаний.