Приватизация в Украине: welcome, или Посторонним вход воспрещен

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

В чьих интересах проходит очередной «раунд» разгосударствления крупных предприятий

Команда президента Владимира Зеленского активно взялась за тему разгосударствления крупных предприятий. Сейчас активы 100 крупнейших из них составляют 1,48 трлн грн, или 92,5% от общей стоимости активов всех работающих госпредприятий. Всего в украинском госсекторе насчитывается 3363 предприятия, а реально работает 1638 из них. Есть ли шансы у очередной попытки провести «большую приватизацию», учитывая, что проблемы защиты прав собственности, справедливого судопроизводства и коррупции в стране лишь усугубляются?

Что есть в закромах?

По результатам 2018 года портфель 100 крупнейших госкомпаний целом получил чистую прибыль в размере 25,3 млрд грн, что на 48,2% меньше показателя 2017 года (преимущественно из-за уменьшения прибыли «Нафтогаза Украины»).

Финансовые результаты отдельных госпредприятий, млрд грн)

Компания 2018  2017 
«Нафтогаз» 11.6 39.4
«Укргидроэнерго» 3.7 1.5
«Энергорынок» 2.9 0.9
«Энергоатом» 4.6 3.8
«Администрация морских портов» 2.8 3.6
«Укрпошта» -0.5 -0.2
«Укрзализныця» 0.2 0.1
9 самых крупных шахт -2.6 -3.2
«Одесский припортовой завод» (ОПЗ) -0.75 -1.5

Кто наиболее ощутимо влияет на экономику?

По сравнению с частным сектором участие государства в экономике существенно меньше: по итогам первого полугодия 2019 года – 13%. При этом рейтинг крупнейших налогоплательщиков в Украине за 2018 год возглавляют именно государственные компании.

Вместе с тем, по оценке МВФ, в 2017 году государственная помощь для госпредприятий составила 5% ВВП.

Наибольшее количество госучреждений, занимающихся научными исследованиями и разработками (332 компании), лесным хозяйством и лесозаготовкой (309 компаний) и сельским хозяйством (240 компаний). В Фонде госимущества насчитали более 1 млн объектов государственного имущества, из которых 566 000 объектов недвижимого имущества госпредприятий, учреждений, организаций.

Доля государственного сектора в составе экономики на конец периода, %

2014 2015 2016 2017 2018 1 полуг. 2019
Удельный вес госсектора экономики 10.3 11.3 11.1 9.4 8.9 13
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 4.6 4.4 4 4 4.1 1.8
Промышленность 15.1 15.1 14.6 10.9 10.5 13.1
Добывающая промышленность и разработка карьеров 7.9 7.9 6.7 6.6 6.8 6.5
Перерабатывающая промышленность 4.6 4.4 4 3.6 3.5 4.7
Поставка электроэнергии, газа, пара 47.9 50.7 48.4 36.2 35.1 40.5
Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность 34.5 32.6 31 27.4 28.7 29.3
Информация и телекоммуникации 3.8 3 3.4 3.2 3.2 4.8
Профессиональная, научная и техническая деятельность 28.3 33.4 33.8 33.8 32.3 60.9
Искусство, спорт, развлечения и отдых 12.5 12.7 13.7 14.4 14 33.6

Кто кого защищает?

Собственность в Украине защищается лишь условно. Люди, построившие систему, в которой они ни при каких обстоятельствах не могут нести ответственность, обеспечили Украине 109-е место среди 129 стран в международном рейтинге защиты прав собственности. По этому показателю наша страна опережает Молдову, но существенно отстает от всех стран бывшего СССР и Восточной Европы, а также уступает даже Ирану и Алжиру.

«Мы усиливаем на законодательном уровне защиту бизнеса от неправомерных действий или бездействия разрешительных органов», – уверял президент Украины Владимир Зеленский в ходе встречи с руководством компании Marubeni Corporation во время визита в Японию.

Но пока все выглядит так, что подобные заверения станут лишь частью антуража entertainment-политики нового президента без практического нагрузки.

«Инвестор в нашей стране никому не нужен… На этого инвестора в лучшем случае все смотрят как на надоедливое дерьмо, которое мешает людям работать. В основном – как на хороший объект для доения», – оценил текущее состояние инвестиционной привлекательности экс-совладелец банков «Аваль» и «Престиж», соучредитель «Молочного Альянса» Александр Деркач.

DOSSIER →   Кабмин внес отель "Украина" в Киеве в перечень большой приватизации

Когда в Японии президент обещал защиту иностранных инвестиций, он знал, что подчиненная ему СБУ кошмарит «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) обысками и уголовным делам, а налоговая вдруг решает доначислить этому предприятию дополнительные платежи в 9 млрд грн.

Возможно, президент просто спонтанно проникся экологией малой родины, а возможно – у него были и более далеко идущие планы. Владельца компании «Интерпайп» и медиахолдинга StarLightMedia Виктора а называют одним из бенефициаров победы Зеленского на выборах.

Именно Пинчуку в 2004 году передал крупнейший в Украине комбинат «Криворожсталь» (историческое название АМКР) его тесть и одновременно второй президент Украины Леонид Кучма. В дальнейшем это соглашение отменили и при повторной продаже, которая стала едва ли не единственным случаем успешной приватизации в стране, получили за комбинат $4,8 млрд, а не $800 млн – как при первой попытке.

Рассчитаться с важным союзником-спонсором или залить смальца за шиворот неугодным – вполне традиционный повод для приватизационных-реприватизационным решений в Украине. И это никоим образом не нарушает устоявшуюся культурно-политическую парадигму.

«Не каждый инвестор сюда придет. Не придет потому, что не решена глобальная задача, связанная с правом собственности», – посетовал исполнительный директор Международного фонда Блейзера, советник президента Украины Олег Устенко.

Однако Sigma Bleyzer, которая стоит за Международным фондом Блейзера, не только зашла, но и неожиданно отбила у государственной «Укргаздобычи» перспективный Варвинский участок для добычи нефти и газа, сделав более слабое предложение. Совпадение, наверное.

Кто и что планирует?

На официальном уровне власти продолжают декларировать крупные приватизационные амбиции. Принятый в прошлом году закон о приватизации значительно упростил процедуру продажи госактивов, разрешив применять английское право в приватизационных сделках. Кроме того, закон осложняет участие в торгах лиц, связанных со страной-агрессором, а также новых представителей криминального сектора. Запрещается также возбуждение дел о банкротстве в течение одного года с момента продажи объекта, а срок возможного обжалования результатов продаж ограничивается тремя годами.

В 2018 году власти собирались выставить на приватизацию около 100 предприятий и получить за них 22,5 млрд грн. В госбюджет записали план на 18,8 млрд грн, а реально поступило только 268,8 млн грн. На текущий год планировали 21 объект большой приватизации и 829 объектов малой – на сумму 17,1 млрд грн. Однако за девять месяцев получено лишь 400 млн грн.

Согласно действующему макропрогнозу, в 2020–2022 годах приватизация ежегодно будет приносить казне 0,5–6 млрд грн – значительно меньше, чем планировалось в предыдущие годы, но больше, чем поступало в реальности. Возможно, правительство учло, что цены за предприятия будут очень низкими и/или большинство из предложенных объектов – неликвиды или будут не готовы к продаже в ближайшее время.

Поступления от приватизации, млрд грн

2017 2018 2019 2020 2021 2022
план факт план факт план факт. 9 мес. план база альтерн. план план база альтерн. план план база альтерн. план
17,1 3,38 18,8 0,27 17,1 0,4 5 0,5 6 0,5 6 0,5
DOSSIER →   Госдеп США: власть ущемляет свободу слова в Украине

Однако Кабмин уже предложил увеличить «приватизационный» прогноз на 2020 год до 13 млрд грн.

На что надеется правительство?

Крупномасштабная приватизация блокировалась в судах, но летом этого года Верховный Суд решил проблему.

И очередным важным шагом стала отмена парламентом запрещенного для приватизации списка предприятий (№1054-1). Санатории, коньячные, ликеро-винно-спиртзаводы, конные заводы и совхозы, элеваторы, солеварни, спортивные корты, катки, базы, стадионы, бассейны, издательства, гостиницы, гранитные карьеры, линолеумный завод – все это из списка, который утратил силу с 20 октября.

Из более чем тысячи «фигурантов» 90% в нем – объекты малой приватизации, остатки ликвидированных предприятий. И загадочный броварской Институт сооружений искусственного климата. Однако вопрос не столько в них, сколько в открытии пути к частичной продаже госмонополий.

«Государство – неэффективный собственник и никогда им не будет, государство должно заниматься повышением социальных стандартов и развитием экономики, а не быть бизнесменом», – говорила с парламентской трибуны главный апологет законопроекта – заместитель председателя комитета по вопросам экономического развития Роксолана Пидласа (фракция «Слуга народа »).

Кстати, Пидласа совсем недавно оказалась под давлением подозрений: ей приписывают получение в прошлом году финансирования от тех людей, кто сегодня может получить пользу от принятых законов, но она отвергает обвинения.

Принятые новации не коснутся объектов, обеспечивающих национальную безопасность. А также предприятий, производящих вооружение, атомной энергетики, спортивных объектов, объектов связи, культуры, структур, обеспечивающих безопасность движения и навигации.

Все ли так гладко на бумаге?

К закону возникают вопросы. Предусмотрено, что правительство должно всего за три месяца предложить новый список предприятий, приватизация которых будет ограничена. Кому и для чего понадобилась пауза в три месяца, когда не существует никаких ограничений по приватизации? Что будет, если парламент не утвердит новый список, который готовит Кабмин?

«За эти три месяца и произойдет совершенно бесконтрольная приватизация… Это делается целенаправленно, под конкретных людей, конкретные заказы, конкретные отрасли», – считает член Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Николай Скорик (фракция ОПЗЖ).

«Сотни, тысячи примеров того, как эффективные частные владельцы уничтожили производства на приватизированных объектах, вырезали на металлолом оборудование, выбросили сотни тысяч работников на улицу, а на месте заводов и фабрик, составлявших основу промышленного потенциала Украины, в лучшем случае построили торгово развлекательные центры», – добавляет экс-заместитель председателя комитета Совета по промышленности Александра Кужель (ВО «Батькивщина»).

Найти простой ответ на вопрос, почему продают прибыльные предприятия, сложно. Возможно, поэтому поручение президента начать подготовку крупных госкомпаний к приватизации не одобряют 43%, тогда как поддерживают 37% опрошенных граждан.

Что, когда и за сколько?

Владимир Зеленский поручил начать подготовку крупных госпредприятий к приватизации с привлечением советников и провести первый конкурс не позднее 1 апреля 2020 года. Первопроходцами должны стать ОПЗ, шахта «Краснолиманская», завод «Электротяжмаш», Объединенная горно-химическая компания, фармзавод «Индар». У каждого своя печальная история коррупционного донорства, но двигатель этих промышленно-финансовых сюжетов – общий.

ОПЗ – эталонный образец упущенных возможностей. Его продали на конкурсе еще в 2009 году структуре олигарха Игоря Коломойского за $624 млн, но государство под давлением премьера Юлии Тимошенко отказалось выполнять свои обязательства. Есть мнение, что такое решение было принято под влиянием российских конкурентов ОПЗ. Так или иначе, после этого предприятие еще несколько раз выводили на приватизацию, но продажи срывались.

DOSSIER →   Кабмин внес отель "Украина" в Киеве в перечень большой приватизации

Теперь ОПЗ оброс коррупционными долгами в размере 9 млрд грн и остро нуждается в инвестициях для обеспечения банальной технологической безопасности. Последняя оценка ОПЗ – $54 млн.

Закупка товаров и услуг по завышенным ценам, продажа продукции по заниженным, разрушительные кредиты, цепочки фирм-посредников, в которых исчезают предоплаты, отчуждение имущественных комплексов путем доведения до банкротства, выделение привлекательных активов на другие компании, дробление контрольного пакета акций, приватизационные манипуляции.

Эти паразитические инструменты преимущественно незаметны для правосудия. И это не случайно. Вероятно, они продолжат применяться и в дальнейшем к каждому объекту госсобственности. А когда все будет продано, наступит время реприватизации и национализации. И если этого не исправить, то и приватизация, и сохранение госсектора приведут к одному и тому же отрицательному результату.

Если завтра IPO?

Негативные ставки по кредитам в Европе и снижение ставок в США существенно расширяют возможности рынков по привлечению инвестиций. Деньги буквально стоят на границе Украины. Но смогут ли они преодолеть его – вопрос открытый.

«Мы должны понимать, что в современном финансовом мире компании, которые не имеют эффективной бизнес-модели, не интересуют инвесторов. Большинство государственных компаний в Украине пока находятся на разных этапах реформирования, изменения модели работы, корпоративное управление имеют не все, и оно пока не является совершенным. Поэтому большинство еще не готово к успешному самостоятельному выходу на мировые рынки капитала. А рынок капитала Украины на данный момент не способен обеспечить привлечение широкого круга инвесторов через IPO», –  признал глава Нацкомиссии по ценным бумагам Тимур .

А еще есть вопросы и к малой приватизации: инфляционные предостережения подсвечивают любую массовую приватизацию. В частности, продажа объектов электрогенерации, теплоснабжения, а также хлебокомбинатов может стать фактором очередного подорожания товаров и услуг для населения.

Кроме того, разрешение продавать лесные угодья, очевидно, вызовет негативную реакцию тех, кто десятилетиями компенсировал потери от инфляционного налога за счет сбора грибов и ягод.

Что делать?

Рецепт от Героя Украины Георгия Кирпы, мосты и вокзалы которого надежно будут служить еще не одно десятилетие: очистить предприятие от посредников, работать непосредственно с производителями – тогда появятся средства для модернизации. Рецепт от Олега Дубины, который успешно очистил баланс «Криворожстали» и подготовил предприятие к приватизации: главное – разобраться с дебиторкой и кредиторкой.

Могут ли эти рекомендации быть восприняты в условиях снижения общего уровня компетентности и ответственности? Вопрос риторический. Покойному председателю Фонда госимущества Михаилу у приписывали мнение, что для успешной работы приватизационного ведомства в его структуре нужно создать бригаду спецназа с широкими полномочиями.