Как Юлия Тимошенко видит будущее ГТС и «Нафтогаза Украины»

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Судьба украинской ГТС находится в центре внимания потенциальных кандидатов в президенты. Юлия объяснила, почему она против приватизации ГТС и за ликвидацию «Нафтогаза Украины».

Один из претендентов на президентский пост в Украине, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко в пятницу, 28 сентября, выступила против продажи 49 процентов акций украинской газотранспортной системы (ГТС) иностранной фирме. Тимошенко пообещала, что в случае победы на намеченных на март 2019 года президентских выборах она ликвидирует госкомпанию «Нафтогаз Украины» и загрузит ГТС газом собственной добычи вместо транзита в страны ЕС российского газа.

Газовые планы и обещания Юлии Тимошенко

Экс-премьер Украины, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила на пресс-конференции в Киеве о недопустимости продажи 49 процентов акций ГТС Украины. Поводом для этого стала инициатива госмонополиста «Нафтогаз Украины» и оператора ГТС — компании фирмы «Магистральные газопроводы Украины», которые в начале сентября обнародовали «дорожную карту» продажи зарубежному инвестору почти половины акций ГТС.

«Я так поняла, Петр ич (Петр Порошенко. — Ред.) хочет через подставных лиц забрать ее себе, поэтому они сообщили о намерении продать 49 процентов ГТС», — сказала Тимошенко. Она выступила за сохранение ГТС в госсобственности и пообещала ликвидировать «Нафтогаз Украины» как «посредника, который не нужен».

Тимошенко также оценила ГТС в 300 миллиардов долларов и обвинила президента Порошенко в попытке купить половину этого актива «по цене в 20 раз меньше», чем он стоит. Экс-премьер высказалась за наращивание Украиной собственной добычи газа, чтобы «экспортировать его в ЕС», и пообещала снизить стоимость газа для населения «как минимум в два раза».

Почем и кому будут продавать украинскую ГТС

Опрошенные DW эксперты считают обещания и планы Юлией Тимошенко политическим популизмом. Глава Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко напомнил, что международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers оценила украинскую ГТС всего лишь в 14 миллиардов долларов. Если Тимошенко знает, откуда взять деньги на модернизацию ГТС, и как можно без участия западного капитала интегрировать ее в европейскую газотранспортную систему и использовать при этом европейскую правовую систему, тогда ГТС можно не приватизировать, полагает эксперт.

Он уверен в невозможности покупки части украинской ГТС президентом Порошенко. По мнению Дяченко, покупатель этого актива «рассматриваться под микроскопом» мировыми аудиторскими структурами, а конечного бенецифиара любой компании сегодня можно установить в течение нескольких часов. По этой причине, как считает Дяченко, ни , ни российский «Газпром» не имеют никаких шансов получить половину ГТС Украины. «Победить на конкурсе сможет только очень серьезная структура, способная решить финансовые и другие серьезные вопросы», — подчеркнул эксперт.

Что касается наращивания объемов собственной добычи газа, то тут Дяченко напомнил, что в конце 70-х годов прошлого века Украина действительно ежегодно добывала 78 миллиардов «голубого топлива» и обеспечивала им не только себя, но и частично другие республики СССР. Однако сегодня, указал эксперт, месторождения истощились, и стране удается ежегодно добывать лишь около 20 миллиардов.

По оценке Сергея Дяченко, увеличить добычу за счет освоения новых месторождений можно не ранее середины 2020-х годов — и лишь до уровня 30-34 миллиардов кубометров в год. А это не позволит удовлетворить внутренний спрос и одновременно экспортировать газ в ЕС.

Газовая геополитика Украины

В свою очередь Михаил , президент киевского Центра глобалистики «Стратегия-XXI», последовательно критикующий энергетическую политику нынешних властей Украины, не исключил, что их представители и впрямь могли попытаться продать часть ГТС иностранной компании, аффилированной с украинскими олигархами.

По мнению эксперта, такая попытка заранее обречена на провал, поскольку ранее речь шла только об участии иностранных компаний в консорциуме по управлению ГТС, а не о продаже части ее акций. «В ответ со стороны политических оппонентов Порошенко мы видим предвыборный популизм. И это не пойдет на пользу ни одной из сторон», — добавил Гончар.

В структурах, близких к «Нафтогазу Украины», привлечение к управлению ГТС американской компании считают более предпочтительным, чем немецкой или французской. Как утверждают чиновники в частных беседах, в нынешней геополитической ситуации только США могут достаточно жестко разговаривать с Россией, чтобы добиться необходимых объемов прокачки российского газа через Украину. В Москве их угрожают сократить чуть ли не в 10 раз после окончания действия в 2018 году транзитного контракта с Киевом и ожидаемого запуска «Северного потока-2».

Еще одной возможностью для укрепления Украиной ее энергобезопасности, по мнению Юлии Тимошенко, мог бы стать импорт сжиженного газа (СПГ) через порты Одессы и а. Однако, возражает Михаил Гончар, позиция Турции, выступающей против прохода газовозов через пролив Босфор, остается непреклонной, и Тимошенко не сможет ее изменить. «К тому же ни Николаев, ни Херсон не могут принимать океанические суда, и только порт Южный вблизи Одессы имеет достаточный для этого глубоководный фарватер», — подвел итог эксперт.