Беда Украины не в бюджете, налогах или курсе гривны — беда в девальвации власти

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

У каждого действия есть свои прямые или косвенные последствия. Тот «эффект бабочки», который устроили избиратели прошлым летом, отдав монополию на власть «товарищам папуасам», не мог не запустить в обратном направлении ответку в виде «турбобумеранга». Причем «бумерангов» было много: рынок земли, новый Трудовой кодекс, «снижение» коммунальных тарифов и платы за газ, после чего они лишь выросли, «размножение платежек делением» и так далее.

И не стоит забывать, что главный над «товарищами папуасами», вождь-«профан» таки «ухандохал» промышленное производство. А так как он совсем недавно обжился в «фигваме» на Грушевского, то «ухандохивание» экономики в целом еще впереди. Он талантлив и очень старается, пытаясь выполнить пятилетку по 40% росту за пять месяцев, только рост получается какой-то гибридный, «внутрь».

Теперь каждый месяц следует публиковать ценник работы правительства а для каждого украинца. Наверное, только так можно заставить наших граждан выключать, как граф Калиостро, на выборах сердце (хотя бы на пару секунд, во время проставления галочки в бюллетене) и включать мозги. Почти как тактика снайпера – голосовать между сердечными ударами.

Можно смеяться сколь угодно, долго слушая «пленки Гончарука», но это как раз тот случай, когда «над кем смеетесь, над собой смеетесь». Ведь именно все мы и оплачиваем этот далеко не бесплатный управленческий цирк, когда самая смешная сценка – это когда дикобраз нагадил на зрителей в первом ряду…

А теперь перейдем к ценнику.

Если сравнить фактические налоговые поступления в январе 2020-го с аналогичным месяцем прошлого года, то мы увидим, что общая сумма выросла всего на 755 млн грн (с 39,6 млрд до 40,37 млрд грн), или на 2%, притом что среднегодовая инфляция в 2019-м составила 7,9% (январь — декабрь к аналогичному периоду предыдущего года). То есть рост налоговых поступлений не перекрыл даже инфляционное обесценивание денег.

Это отразилось на динамике возмещения НДС субъектам бизнеса: данный показатель сократился на 1,7 млрд грн (с 19,7 до 17,9 млрд грн). Уже появилась информация о блокировке налоговых накладных по НДС в системе электронного администрирования налога, а это чревато сокращением оборотных средств предприятий.

А теперь сравним данные фактических поступлений в бюджет с плановыми показателями, заложенными в проект бюджета на 2020 год. Самый большой недобор в январе зафиксирован в ведомстве любителя «повязывания барышней на морской узел» — таможне. Недобор составил 7,9 млрд грн.

Сальдо налоговых поступлений показало дефицит средств в размере 5,8 млрд грн. Общее недопоступление средств в общий фонд бюджета составило 13,8 млрд грн, или 25% от планового показателя. Такого бюджетного провала в бюджетной системе не было со времен кризиса 2014-2015 годов.

Но только тогда для падения были объективные причины, которыми просто воспользовались нечистоплотные чиновники и, как примерные последователи политического ницшеанства, «подтолкнули падающего» в виде украинской экономики. А сейчас мы как раз, наоборот, имели все предпосылки для ускорения экономического роста, и толкать нужно было в другом направлении, но по привычке экономику «толкнули» вниз.

DOSSIER →   В Украине одновременно высокий уровень безработицы и дефицит работников – Гетманцев о влиянии мобилизации на рынок труда

Показатели входного сальдо единого казначейского счета высветили интересную динамику. Деньги на ЕКС вроде бы есть: в январе 2020-го остатки на начало месяца составили 17,5 млрд грн, в то время как в 2019-м – 9,8 млрд, а в 2018-м – всего 5 млрд.

В феврале динамика ухудшилась: в 2020-м – 12 млрд грн, немногим более февраля 2019-го (11,9 млрд) и уже значительно меньше уровня 2018 года – 20,1 млрд грн. Деньги постепенно «тают», а нового пополнения в нужном объеме как не было, так и нет. Но вот что интересно. Предыдущее правительство передало новой власти рекордный уровень остатков на ЕКС – на начало сентября 2019-го в казначействе были 61,8 млрд грн.

Но с октября эти деньги начали «тупо проедать»: входной остаток на ЕКС сократился с 61 млрд грн в начале сентября 2019-го до 12 млрд грн в начале февраля 2020-го. Причем замораживание расходов в рамках незащищенных инфраструктурных затрат фонда регионального развития в декабре прошлого года было вызвано как раз желанием сохранить оставшиеся ресурсы.

И премьер Гончарук был отчасти прав, когда говорил, что деньги в казначействе есть и все разговоры о дефолте беспочвенны. Деньги действительно были – как наследство от прошлого правительства и темпов роста ВВП во 2-3-м кварталах прошлого года на 4-4,5%.

Стоит ли говорить о том, что в четвертом квартале 2019-го рост ВВП замедлился до 2%, а промышленное производство в декабре и вовсе сократилось на 8% (в целом по году на 1,8%). Удержание остатков на ЕКС любой ценой – это не только обескровливание экономики, но и попытка правительства «день простоять, да ночь продержаться». К сожалению, «проедать» уже нечего, и единственное, что остается, – это «печатать» долги.

На недавнем аукционе по размещению ОВГЗ Минфин разместил облигации на 9 млрд грн, закрывая с помощью новых долгов бюджетную брешь: доходность «длинных» ОВГЗ, которая упала было до отметки ниже 10%, вновь вынырнула в горизонт 10%+ (нерезиденты требуют плату за риск и за «аренду» последней соломинки для утопающего).

Удивляться всему этому явно не стоит: какую промышленную политику можно ожидать от правительства, если министр экономики за две недели до конца года говорит о падении промышленного производства на 0,6%, в то время как оно в реальности сократилось на 1,8%. Такой промах можно смело записать в номинацию «Косяк года», хотя если продолжить омонимичный ряд, подобные ляпы зачастую случаются как раз после основательных «косяков». Перефразируя известную фразу, это хуже, чем глупость, это ошибка.

DOSSIER →   Суд взял под стражу министра агрополитики Сольского с возможностью внесения залога: подробности

По итогам 2019 года Украина оказалась на 13-м месте в рейтинге крупнейших производителей стали, который определяет Worldsteel Association. Впереди нас Китай, Индия, Япония, США, РФ, Южная Корея, Германия, Турция, Бразилия, Иран, Италия и Тайвань. Падение производства металла у нас составило 5%, и экономика недополучила примерно 2,8 млрд дол.

Если в 2020-м прогнозы относительно очередного падения ГМК на 3% оправдаются, нас может подвинуть с 13-го места ближайший преследователь – Вьетнам, который никогда не был топ-производителем стали. И дело тут не в мировых тенденциях, ведь если, например, в Турции и Германии производство металла падает, то в Китае растет на 8,3%, в Индии – на 1,8%, в США – на 1,5%, а во Вьетнаме – на 29,7%! Все зависит от промышленной политики той или иной страны, а также от того, насколько системный характер она несет.

Можно сколь угодно боятся девальвации гривны, но главная проблема для нас сейчас — девальвация легитимности власти. Именно это происходит в Украине. И именно это является отправной точкой всех деструкций — от экономики до внешней политики, от недостатка инвестиций до переизбытка трудовой эмиграции.

Известный философ и историк Макс Вебер, анализируя концепцию плебисцитарной демократии, говорил о том, что способность политических элит доминировать внутри страны прямо пропорциональна их международной субъектности. Один из ведущих социологов мира, Рэндалл Коллинз, который предсказал распад СССР, сформировал концепцию «революции и распада», «теорию государства и легитимности», говорит о том, что легитимность государства напрямую зависит от его способности преодолевать внутреннюю насильственную угрозу.

В таких странах, как Украина, массовая плебисцитарная демократия опирается на «повальное» голосование, без четкой структуры разделения властей, когда президентские выборы продолжаются в парламентских, как это и произошло в прошлом году… В результате появляются нежизнеспособные плебисцитарные режимы, которые для своей стабилизации хотят сползти в автократию, но не могут это сделать по причине неспособности противостоять как внешней агрессии, так и внутреннему насилию…

Девальвация легитимности власти в Украине напоминает девальвацию гривны в 2014-2015 годах: причины понятны, выгодополучатели известны, рецепты по предотвращению ясны, но сделать ничего нельзя. Остановить этот пока еще обратимый процесс можно лишь чередой блестящих побед, в первую очередь связанных с экономикой и международной субъектностью страны.

Пять лет успехов — и мы опять получим такую необходимую для стабильного развития сакрализацию власти. И легитимное государство. К сожалению, все те, кто говорят об Андрее е как о «десакрализаторе» ОПУ, о Гончаруке как о «десакрализаторе» Кабмина и Зеленском как о «десакрализаторе» института президента, на самом деле рубят сук, на котором живут вместе со своими детьми, так как результатом всего этого будет не расширение гражданских и предпринимательских свобод, а снижение легитимности государства «в ноль», которое не сможет уже никому гарантировать ни гражданскую, ни предпринимательскую свободу.

DOSSIER →   В парламенте рассказали, кто и как будет принимать решение о предоставлении жилья

История Гончарука, его «файлов» и «засветов» на ток-шоу на самом деле могла бы стать эпичной историей успеха и материалом для захватывающего байопика, претендующего на «Оскар». Бедный парень из провинции, путь от простого юриста до премьера — и все это за каких-нибудь 8 лет.

Человек из ниоткуда, ставший главным действующим лицом в стране, учитывая, что у нас парламентско-президентская республика по форме. Но по факту байопик не складывается, ведь история личного успеха политика должна накладываться на успехи страны в целом. А с этим пока «дупель пусто», и масштаб когнитивного диссонанса между личным успехом Гончарука и неуспехом страны примерно такой же, как между Эверестом и Марианской впадиной.

Настоящие реформы могут состояться лишь тогда, когда «простой» парень шел на вершину власти с четкой моделью экономического развития страны, и единственное, чего ему не хватало, – это власти. А в нашем случае все с точностью до наоборот: единственное, что есть, – это власть и больше ничего.

И это не байопик, а «средневековый фарс» о том, как человека, находившегося на «подхвате», случайная волна просто вынесла на вершину просто потому, что он последние годы был советником любителя «давосских шапок», министра экологии и природных ресурсов Игоря Шевченко, а затем гуру реформ последних лет  — первого вице-премьер-министра, министра экономразвития и торговли Степана а.

Последний оставил нам в наследство не только Гончарука, но и а, который теперь «вертит в танце» таможню… Уж лучше бы оставил «кота», можно даже без сапог, все больше пользы.

Ну а пока примите и распишитесь — «чек эффективности правительства»: общий недобор в общий фонд бюджета в январе 2020-го составил 13,8 млрд грн, или 25% от плана. И если прав был относительно 37 млн украинцев, то с каждого из вас – по 373 гривны, включая столетних стариков и новорожденных. Но «счет» на этом вовсе не закрыт — to be continued… Уже в феврале ждите на экранах — «Правительство Гончарука. В ожидании роста, или «Товарищи папуасы» в доме».

Алексей Кущ