Заблуждения пенсионной реформы

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Я считаю, что пенсионная реформа в Украине требует доработки, при этом следует учитывать интересы людей, а на это нужна политическая воля!

Я уже более 14 лет занимаюсь защитой пенсионеров, людей с инвалидностью, малообеспеченных граждан и других людей, нуждающихся в поддержке. И в первую очередь выступаю за введение справедливого пенсионного обеспечения граждан. Поэтому отстаиваю точку зрения, что пенсионная реформа, осуществленная правительством Владимира Гройсмана, является реформой неудачной, гибридной.

Эта реформа нарушает конституционное право на пенсию половины будущих пенсионеров, которые в реальных экономических условиях не смогут официально доказать 30-35-летний трудовой стаж, который был значительно повышен. К тому же в стране, где средний возраст жизни мужчин 63 года, ставить планку выхода на пенсию в 65 лет слишком строгое требование!

Главной манипуляцией этой пенсионной реформы в части действующей солидарной системы я считаю изменение – прямое уменьшение коэффициента страхового стажа в формуле расчета размера пенсии с 1,35 до 1. То есть государство сознательно уменьшает расходы бюджета на содержание пенсионеров, которые в подавляющем большинстве всю жизнь платили налоги и отчисления в Пенсионный фонд.

По стандартам ООН, человек не может прожить меньше чем на 5 долларов в день, что считается чертой бедности. И на пенсию, которая меньше 40% размера заработка на предыдущей работе, пенсионер также не может свести концы с концами. Украинские пенсионеры, к сожалению, давно и прочно отброшены за черту бедности!

У меня есть своя позиция также по введению второго уровня пенсионной реформы – накопительного. Проект закона есть, но он очень сложный. Ведь наше государство не в состоянии пока дать никаких гарантий по сохранению средств в негосударственных пенсионных фондах, в которых будет накапливаться пенсия по новой системе. Люди не доверяют свои вклады негосударственным структурам, потому что нет четких гарантий со стороны государства на законодательном уровне. В банках фонд гарантирования вкладов и то ограничивается для граждан суммой в 200 тысяч гривен. К тому же сопротивляются дополнительной нагрузке работодатели, которым придется также делать накопительные взносы за своих работников.

Проект нового закона выгоден некоторым работодателям –отечественным промышленным предприятиям, которые должны перечислять средства рабочим, имеющим 7,5 и более лет стажа на вредном производстве. Сама новая система должна учитывать рабочих, которые находятся в списках производств, профессий и работ в тяжелых и вредных условиях труда. То есть более 30% людей в возрасте до 35 лет могут остаться без льготных пенсий, которые они заработали тяжким трудом.

Кроме того, предлагается перевести финансирование льготных пенсий рабочих старше 35 лет, которые входят в список №1 (работы в особо вредных и особо тяжелых условиях), с предприятий, где работали эти люди, на государственный бюджет Украины. Таким образом, происходит перекладывание значительных финансовых расходов с плеч работодателей на плечи украинцев, из налогов которых и наполняется бюджет.

Не совсем понятен механизм начисления пенсий при новой системе. Он будет определяться подзаконными актами, что может усложнить процессы начисления и контроля за правильностью начисленных сумм.

Эксперты также отмечают, что введение накопительной системы и уплата рабочими в возрасте до 35 лет своих взносов в негосударственные пенсионные фонды может привести к дефициту средств Пенсионного фонда, который выплачивает пенсии по солидарной системе (если не будет введено повышение ЕСВ, что также является дополнительным бременем для работодателей и предпринимателей). То есть, если рабочие перестанут отчислять взносы в Пенсионный фонд, а станут перечислять их в негосударственные фонды, то это может привести к нехватке средств в ПФ для выплат нынешним пенсионерам.

Есть также много других вопросов. Для решения вышеупомянутых я инициировал проведение опроса среди экспертов, работающих людей и пенсионеров, круглого стола с привлечением экспертов в сфере пенсионного законодательства. Будут наработаны конструктивные предложения по оптимизации нововведений и обеспечению достойных условий для всех категорий граждан и государства.

Я всегда делаю акцент на том, что такими важными вопросами должны заниматься профессионалы и при принятии новых законов и социальных программ законодатели должны обязательно учитывать интересы граждан и Украины.

Николай Кукурика