Вместе нас немного: Почему власть не проводит перепись?

перепись

Госстат сообщил о том, что по состоянию на 1 декабря 2021 года в Украине проживал 41 миллион 208 тысяч 106 человек. Первый вопрос здесь возникает к методу вычисления. Однако данных о том, как считали, нет. А без данных сложно дать оценку подлинности приведенных цифр. Тем более что раньше нам скармливали иную информацию.

В начале президентства Зеленского его команда провела так называемую «электронную перепись населения». Тогдашний министр Кабинета министров Дмитрий особо подчеркивал, что этот эксперимент не стоил государству ни копейки. «Электронная перепись» показала наличие в Украине 37 млн ​​289 тысяч жителей. Речь шла о состоянии на 1 декабря 2019 года.

Более чем через год спустя – в январе 2021 года – Институт демографии обнародовал еще одну цифру. Украинцев – 38 млн, не считая части Донбасса и Крыма, утверждали в институте. Выходит, что данные Дубилета были не совсем корректными. А потому не понятно, кому в конечном счете верить: Институту демографии, который в начале 2021-го насчитал 38 млн, или Госстату, который в 2022-м говорит о 41,2 млн?

Еще один вопрос без ответа касается того, зачислены ли в эти миллионы трудовые мигранты? И, собственно, сколько их? Тот же Институт демографии говорит о временном отсутствии в Украине 2,5-3 млн граждан. Минсоцполитики и Нацбанк утверждают, что мигрантов – более 3 млн. Приходилось видеть цифру и в 5 млн, но окончательная ясность в этом вопросе отсутствует.

Ясность как раз и могла бы внести перепись населения. Но ее не было, нет и, скорее всего, в обозримом будущем не будет.

Следовательно, стоит сосредоточиться на двух вопросах: почему в Украине не проводят перепись населения и какими будут последствия с дальнейшим промедлением по этому поводу?

Как известно, существуют рекомендации ООН, согласно которым правительства стран должны проводить перепись населения, по меньшей мере, раз в десять лет. Конечно, они могут этого не делать. Никакие рекомендации международных институтов не обязательны к исполнению. Но жить без переписи довольно тяжело, а грамотно хозяйничать невозможно вообще. Почему? Потому что перепись преследует цель не только посчитать «поштучно» всех проживающих на данной территории. Перепись – это более глубокие и глобальные знания о социуме.

Читайте также на DOSSIER:  Альтернативная энергетика — не приятное дополнение, а единственный путь развития Украины

Самый простой пример – детские садики.

Сколько детских садов нужно построить в том или ином регионе, области, городе? Казалось бы, это простой вопрос. Количество дошкольников следует разделить на среднюю емкость одного заведения, и на выходе будет получено необходимое количество детских садов. Но это не совсем так. Четкое представление о количестве поколений, живущих под одной крышей, откорректирует данную цифру.

Если вместе живут родители и малолетние дети – количество детских садов будет одним, если к ним прилагаются дедушки и бабушки – другим. Так же влияет и социальный статус родителя. Если пара работает, детский сад пригодится, а если кто-то из супругов, грубо говоря, «сидит дома», он, возможно, возьмет на себя заботу о ребенке.

Представление о подобных нюансах и дает перепись населения. Не иметь свежих данных переписи – все равно что ездить на машине, которая никогда не проходила техосмотр. Ты просто не знаешь, что у нее внутри и в какой момент она может тебя подвести. Казалось бы, все это очевидные вещи. Но почему тогда в Украине не проводятся переписи?

В последний раз она проходила в 2001-м, а следующей датой должен был стать 2011 год. Однако тогда анонсированную перепись отменили – якобы за неимением средств. Но, по альтернативной версии, тогдашние власти хотели провести парламентские выборы 2012 года, опираясь на старую статистику, по которой на востоке Украины должно было быть много мажоритарных округов.

Так или иначе, а в 2010 году запланированную на 2011-й год перепись перенесли на 2012-й. Затем ее назначили на 2013-й, переназначили на 2016-й и наконец-то утвердили на 2020-й.

Перепись была одним из предвыборных обещаний нынешнего президента Владимира Зеленского, который собирался провести аудит доставшегося ему хозяйства. Но вмешался ковид, и на пересчет украинцев снова не хватило средств. Кроме того, направлять к гражданам интервьюеров было бы глупо – они бы только способствовали циркуляции заразы.

А потому в высоких кабинетах снова актуализировали идею «электронной переписи». Чтобы и дешево, и сердито, и отбыть эту мороку в угоду ООН как можно скорее. Мол, все это можно было бы организовать с помощью существующих реестров: избирательного, пенсионного, реестра предпринимателей.

Читайте также на DOSSIER:  Потеря Украиной почти миллиарда гривен и научных земель: что скрывает законопроект 7588

Но социологи предупредили: полноценная перепись невозможна без личного общения с гражданами. В конце концов, ни один реестр не даст понимания о структуре миграции, состоянии жилищного фонда, языковой ситуации в стране.

Поэтому перепись еще раз отложили. И теперь вообще неясно, как надолго. У президента сейчас другие приоритеты, его проект «Большая стройка» высасывает из казны бесконечный поток денег. Да и коронавирус мы пока тоже не победили – на борьбу с ним все еще требуются финансы.

Однако не прилагаются ли к сугубо рациональным соображениям о необходимости отложить перепись еще и чисто политические?

Президенту Зеленскому уже нет смысла отстаивать нынешнее количество мажоритарных округов, как это было в 2011 году. Следующие выборы в парламент должны пройти по пропорциональной системе с открытыми списками. Но в то же время у власти могут быть собственные причины для того, чтобы избегать переписи.

Во время последней переписи некоторые политики и общественные деятели призывали жителей государства записываться украинцами по национальности. Неизвестно, сколько людей последовали этим рекомендациям, но в 2001 году в Украине проживало на 5% больше украинцев и примерно на столько меньше россиян, чем во время последней «советской» переписи 1989 года.

На фоне конфликтных отношений между Украиной и Россией следующая перепись имеет все шансы превратиться в политическое мероприятие. Очевидно, что Владимир Зеленский попытается этого избежать.

Еще один вопрос, который будет неизбежно возникать при подготовке к переписи, – проводить ли ее (и если проводить, то как именно) на неподконтрольной Киеву территории Донбасса и в Крыму, который Украина считает своей частью.

Нынешний преемник Дубилета, министр Кабинета министров Олег говорит, что правительство изучало предложения использовать на Донбассе методику дистанционного зондирования, которую ООН опробовала для определения населения в Афганистане и других горячих точках. Ключевую роль в ней играет спутниковая съемка проблемной территории.

Но Украина – не Афганистан, у нас речь идет не о горных районах с кое-где разбросанными селениями, а о плотной жилой застройке.

Читайте также на DOSSIER:  Как судьи скрывают стоимость элитной недвижимости

Однако даже при том, что единая позиция по отношению к ОРДЛО и Крыму отсутствует, это не повод отвергать идею переписи вообще или откладывать ее проведение на неопределенный срок. Без планирования государство не может эффективно функционировать, а планирование упирается в учет всех имеющихся в нем ресурсов: как материальных, так и человеческих.

И все же президент страны явно не хочет идеологических обострений и, возможно, дополнительного давления со стороны Запада. Наши партнеры из-за океана и европейских столиц и так уже настояли на введении санкций против ряда украинских граждан, они же дирижировали и закрытием нескольких телеканалов. Результаты переписи могут побудить их усилить давление на украинскую власть, которая и без того податлива, как пластилин.

В то же время, если перепись покажет значительно меньшую, чем можно было бы ожидать, численность населения страны, это станет прямым упреком Зеленскому. Удар по его репутации был бы менее ощутимым, если бы перепись провели – как президент и обещал – в 2019 году. Тогда нехватку граждан можно было бы списать на антисоциальную политику предшественников. Теперь же Зеленскому придется самому отвечать на ряд вопросов.

В частности, объяснять, почему поток мигрантов не сокращается, почему «дешевые» кредиты для бизнеса не действуют, а программа «Возвращайся и оставайся» не работает. Все же два с половиной года у власти – достаточный срок для того, чтобы переломить отношение граждан к ситуации внутри страны.

Но отношение это так и не изменилось. Оно и неудивительно: реформы не сработали, и Украина по-прежнему находится в лидерах и по коррупции, и по смертности всех сортов – как детской, так и вызванной онкозаболеваниями.

Похоже, что власть просто боится открыть этот ящик Пандоры, откуда на нее хлынет нелицеприятная правда об истинном положении вещей. Поэтому лучше ничего не знать или делать вид, что ничего не происходит. Может, тогда обыватель, в чью голову еще в начале 1990-х вкладывали, что нас 52 миллиона, будет продолжать в это верить?

Антонина Славицкая
Юрист, народный депутат Украины IX созыва

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки