В сентябре нынешнего года парламент в первом чтении принял законопроекты, направленные на коренное реформирование трудового законодательства.
Они вводят новые формы занятости, отменяют ряд ограничений и расширяют свободы. Но не для всех.
О том, почему представители Международной организации труда и профсоюзы бьют тревогу из-за продвижения подобных изменений, пишет эксперт по трудовому праву Виталий Дудин.
Предпосылки реформирования трудового законодательства
Итак, попробуем разобраться, в чем опасность реформы и какими особенностями характеризуется текущая попытка изменить систему трудовых отношений.
Основа трудового законодательства — это Кодекс законов о труде Украины, действующий уже почти 50 лет. Причем большую часть своей «жизни» этот Кодекс работает за время независимости Украины, что указывает на его приспособленность к условиям рынка. Несмотря на свои недостатки, он выполняет основные функции, регулируя отношения между работодателями и работниками. И играет значительную роль в украинском обществе. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- По трудовому договору сегодня работают около 10 млн человек.
- Примерно половина из них являются членами профсоюзов.
- Трудовые споры обычно решаются в пользу работающих (за год местные суды удовлетворяют более 80% исков).
Главное преимущество кодекса — уволить работника или изменить существенные условия труда можно лишь с соблюдением установленной процедуры. Кроме того, работники могут добиваться улучшения условий труда, создав профсоюз.
Сторонники свободного рынка утверждают, что КЗоТ не менялся и носит жесткий характер. Это миф. Свидетельством постепенного изменения трудового законодательства является следующее:
- упрощение регулирования атипичной занятости (работающих все чаще нанимают на условиях испытательного срока и срочных контрактов);
- гибкость в вопросе оплаты труда (владелец может самостоятельно определять уровень премий, делает работников более зависимыми)
- ослабление государственного контроля (инспекторам труда сложно проверить предприятие, а остановить его работу без суда невозможно).
Коронавирусная пандемия стала значительным вызовом для системы трудовых отношений и многие работники убедились, насколько трудно защитить элементарное право на получение зарплаты и сохранения работы. Однако государство попыталось использовать момент и перевести дискуссию в русло необходимости помочь работодателям, для которых жесткость трудового законодательства стала препятствием для принятия «эффективных» решений.
Переписать трудовое законодательство пытались неоднократно. В истории независимости нашего государства проект Трудового кодекса Украины принимался минимум трижды за основу: в 2003-м, в 2008-м и 2015-м годах. Однако КЗоТ выстоял. Наиболее радикальной попыткой его отменить был разработан под руководством одиозного министра Тимофея Милованова проект закона «О труде» № 2708 с 98 статей, который был отозван из-за отставки правительства. Напомним, что внесение этого проекту в Раду вызвало к началу 2020 года проведение всеукраинских акций протеста с участием всех крупнейших профсоюзных объединений.
Однако теперь Министерство экономики Украины готово оказать новую попытку «оптимизировать» регулирования труда. Как настаивают авторы реформы, КЗоТ все еще не может обеспечить надлежащий уровень гибкости трудовых отношений, в котором нуждаются работодатели в XXI веке. Однако на этот раз вместо замены Кодекса новым законом предлагается принятие пакета законопроектив по отдельным вопросам. Уже 21 сентября 2021 был принят в первом чтении некоторые из них.
Речь идет о таких законопроектах:
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования некоторых нестандартных форм занятости» (№ 5161);
- «Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников» (№ 5266)
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по дерегуляции трудовых отношений» (№ 5388).
Почему надо менять КЗоТ. Аргументы Минэкономики
Свои претензии к трудовому законодательству и пути его совершенствования представители Министерства экономики Украины описали в аналитической записке под названием «Информация о реформе рынка труда».
Среди прочего сказано, что «КЗоТ разрабатывался для индустриальной экономики и не позволяет успешно реагировать на вызовы времени, не удобный для современной креативной и инновационной экономики, а также малого и среднего бизнеса, не может обеспечить надлежащий уровень гибкости трудовых отношений, в котором нуждаются работодатели в 21 веке». Разобрав эти аргументы подробнее, мы увидим их демагогичную сущность. Бесспорно, именно законодательство о труде описывают в качестве главной причины 3,2 млн человек заняты без оформления трудовых отношений. Высокий уровень бюрократического нагрузки на работодателей при оформлении и ведении трудовых отношений увеличивает административные расходы работодателей, и снижает привлекательность официальной занятости, а также создает репутацию Украины, как страны с устаревшей системой социально-трудовых отношений, является сдерживающим фактором для инвестиций.
Во-первых, по мнению разработчиков реформы, существующее регулирование сдерживает инновационное развитие. Однако все эти ограничения никоим образом не помешали развития ИТ-сферы. Более того, сейчас Океми для этого сектора принят закон о стимулировании развитие цифровой экономики, который позволяет технологическим компаниям в рамках режима «Действие Сити» не соблюдать нормы трудового законодательства. Последние изменения угрожают усилением эксплуатации для определенных профессий, которые теоретически получать высокие зарплаты. Но идея экстраполировать подобные малорегульовани модели отношений на представителей менее привилегированных профессий, скажем, железнодорожников или медсестер, иметь печальные последствия. Поэтому «боль» за инновационные отрасли экономики не может выступать безоговорочным аргументом для лишения миллионов работников защищенности.
Во-вторых, неубедительной выглядит апелляция к защите малого и среднего бизнеса. Хотя масштабные изменения направлены на огульное отмены защищенности работников на предприятиях любого размера. Именно на крупных предприятиях сейчас существуют профсоюзы, коллективные договоры и правила внутреннего трудового распорядка. Разработан пакет изменений позволяет работодателям «освободиться» от необходимости согласовывать с коллективом те или иные вопросы. Фактически, это путь к монополизации власти и средств производства в одних руках.
В-третьих, по бюрократического нагрузки следует отметить следующее. Действенного контроля за нарушителями трудового законодательства нет. Физические лица-предприниматели, которые чаще всего нарушают требования КЗоТ, могут «пройти» с начала 2020 года и вообще устным предупреждением от инспекторов. Работниками следует понимать, что за дебюрократизации стоит, как правило, удешевление процедур для работодателя. Ему будет значительно проще решиться на «непопулярные» решения.
Итак, все эти аргументы могут убедить только работодателей. Наемные работники, учитывая отечественную культуру социально-трудовых отношений, знают, что владельцам значительно проще реализовать свою волю. Внедрение реформы приведет к отмене норм, которые хотя бы немного выравнивали их переговорные возможности с работодателями.
Что предлагает новое трудовое законодательство? Топ-5 рисков
1. «0-часовой» трудовой договор
Этим законопроектом внедряются трудовые договоры с нефиксированным рабочего времени, которые предусматривают привлечение работников к работе только при наличии соответствующей потребности у работодателя. По таким договорам смогут работать 10% работников предприятия. Учитывая, что по трудовым договорам в Украине работают около 10 млн человек, то примерно 1 млн человек могут в прекарный положении.
- Отсутствие гарантий на минимальную зарплату и социальное обеспечение. В случае непривлечение к работе в течение месяца работнику должно быть выплачено зарплату за 32 часа. Также под угрозой оказывается гарантированное право на социальную защиту, которая реализуется через механизм социального страхования. Если страховой взнос за месяц будет начисляться с суммы, меньшей минимальной зарплаты, этот месяц не будет засчитан в страховой стаж.
- Непредсказуемость положения работника. Работник обязан явиться по вызову в сроки, не определены законом, а будут устанавливаться в каждом отдельном трудовом договоре. Работники будут вынуждены появляться в течение нескольких часов после вызова, иначе они испытывают освобождения.
- Дополнительные основания для увольнения. Предусматривается возможность увольнения работников на дополнительных основаниях, которые будут устанавливаться в трудовом договоре. Это создает риск прекращения трудовых договоров по основаниям, которые определит работодатель по договоренности с работником. Ради трудоустройства работники будут вынуждены соглашаться на закрепление невыгодных условий.
2. Дерегуляция трудовых отношений
В наиболее концентрированной форме философия реформаторов выраженная в законопроекте «по дерегуляции трудовых отношений» №5388, который позволит в индивидуальном уровне работодателю навязать любые выгодные ему условия.
- Нивелирование роли профсоюзов. Работодателю предоставляется возможность урегулировать некоторые вопросы в обход профсоюзов. В частности, работодатель не будет обязан согласовывать увольнения членов профсоюзов с профсоюзными органами, как и получать согласие на привлечение к сверхурочным работам и работам в выходные дни. При этом с работодателя будет снят обязанность согласовывать с профсоюзами продолжительность ежедневной работы и очередность предоставления отпусков эти и другие вопросы смогут определяться индивидуальным трудовым договором с работником. Значительный риск злоупотреблений несет предложение определять случаи привлечения к сверхурочным работам и работам в выходные дни в трудовом договоре, а не законе, как сейчас. & Nbsp;
- Распространение неустойчивых форм занятости. Проект в статье 23-1 предусматривает перечень из 13 оснований для заключения срочных трудовых договоров. При этом письменные срочные трудовые договоры могут содержать дополнительные основания для увольнения. Позитивом является ограничение продолжительности срочного трудового договора 5-летним сроком, однако максимальное количество таких договоров не ограничивается. Опасность заключается также в расширении круга лиц, для которых устанавливается испытательный срок при приеме на работу. Поправки в ст. 26 КЗоТ отменяют запрет на установление испытания выпускникам учебных заведений и внутренне перемещенным лицам. Следовательно, этих лиц можно будет освободить в течение испытательного срока без указания веской причины.
Повышение ответственности работников за ущерб. Сейчас работники несут материальную ответственность, как правило, в размере не более среднемесячного заработка. Законопроект предлагает расширить перечень случаев, когда работник может быть привлечен к полной материальной ответственности. Договор о полной материальной ответственности можно будет заключать с каждым работником, работа которого предполагает взаимодействие с определенными ценностями. Сегодня это возможно только с определенными в законодательстве кругом работников. Еще одна новация — возможность взыскать прямой действительный материальный ущерб, если ее причинен вследствие разглашения коммерческой тайны и иной охраняемой законом информации. Отдельно отмечается на праве работодателя самостоятельно устанавливать размер прямого действительного ущерба.
Вышеуказанные документы были детально проанализированы представителями проект ЕС-МОП «На пути к безопасной, здоровой и задекларированной труда в Украине». По мнению экспертов, отдельные положения проектов 5161 и 5388 противоречат международным и европейским трудовым нормам.
3. Сомнительное усиления защиты
На этом фоне выделяется законопроект № 5266, который по названию направлен на «усиление защиты прав работников», требует более внимательного анализа.
На первый взгляд, в нем есть определенные благоприятные для работающих новации: уточняются нормы о запрете дискриминации в трудовых отношениях, прописываются гарантии заключения коллективных договоров с физическими лицами — предпринимателями, конкретизируются нормы о сохранении условий труда в случае смены собственника. Однако всестороннее ознакомление с нормами позволяет сделать вывод, что и этот законопроект имеет целью сделать прекращения трудовых отношений освобождения менее забюрократизированным, то есть ускоряет болезненную для работника процедуру увольнения. Если такой законопроект будет принят, то работодателю будет значительно проще решиться на & nbsp; коллективные сокращения, а «груз» коллективного договора для него не будет существовать.
- Ограничение продолжительности действия коллективных договоров. Поправки в ст. 17 КЗоТ устанавливают, что в случае реорганизации юридического лица условия коллективного договора действуют не более года. Это приведет к ситуации, когда в результате реорганизации выгодный для работников коллективный договор потеряет силу через год, а с принятием нового работодатель затягивать. Сегодня при подобных обстоятельствах коллективный договор сохраняет свое действие до заключения нового колдоговора.
- Неопределенность сроков разработки коллективных договоров. Сегодня ст. 17 КЗоТ определяет, что на вновь созданном предприятии коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия. Законопроект исключает эти сроки из закона, поэтому процесс может быть растянут на годы. Сегодня данная норма позволяет по крайней мере заставить владельца начать переговоры.
Сужение обязанностей работодателя при информировании о неблагоприятных изменениях. Сейчас согласно статье 49-4 КЗоТ, ликвидация, реорганизация предприятий, изменение форм собственности или частичная остановка производства, влекущие за собой сокращение численности или штата работников или ухудшение условий труда, могут проводиться только после заблаговременного информирования & nbsp; профсоюзов. Проект ПредлагаюУ такие уточнения: (a) основания предоставления информации ограничиваются случаями массового высвобождения; (B) такая информация адресоваться не всем профсоюзам, а совместном представительному органу профсоюзов или только профкома профсоюза, объединяющая большинство работников этого предприятия.
4. Дерегуляция охраны труда
Также несколько сбить с толку может название другого документа, который в Раде еще не рассматривался. Речь идет о законопроект «О безопасности и здоровья работников на работе». Вместо разработанного специалистами Международной организации труда законопроекту « О безопасности и здоровья на работе », Правительство решило разработать свою версию. Последняя версия этого документа представлена на сайте Минэкономики и датирована июлем 2021 . Для начала некоторые цифры: основной текст проекта от МОТ насчитывал целых 89 статей, тогда как правительственный — 35. Меньший объем нормативного материала указывает на желание освободить работодателей от правил, которые заставляют заботиться о здоровье работников. Можно сказать, что вместо документа, системно регулирует обязанности работодателей по созданию системы охраны труда, права особых категорий работающих (беременных женщин, лиц с инвалидностью,) и полномочия инспекций труда на выходе был получен документ, который несет символические улучшения и отменяет существующие сегодня гарантии. Когда будет передано проект на утверждение правительства, а оттуда — в парламент, пока прогнозировать трудно. Как свидетельствуют результаты электронного обсуждения законопроекту, большинство голосов отдано против этого документа. Однако нет уверенности, что правительство будет учитывать мнение граждан.
Основные недостатки следующие:
- Работодатель определять размер финансирования охраны труда, частоту инструктажей и целесообразность получения разрешения на проведение работ повышенной опасности по своему усмотрению. Сегодня эти вопросы определяются законодательством.
- Заключительные положения проектов (Раздел VIII) предусматривают отмену всех нормативно-правовых актов, принятых на основании Закона Украины «Об охране труда» 1992 года. Речь идет о возникновении значительных правовых пробелов в силу отмены сотен актов.
- Работодатели смогут избежать санкций в виде штрафов за нарушение трудового законодательства (ст. 35). Достаточно выполнить предписание инспектора труда и наказания не будет. Специалисты проекта ЕС-МОТ неоднократно советовали исключить такую норму, ведь она выступает анти стимулом соблюдением требований.
Отметим, что тенденции последних лет в сфере охраны труда откровенно пугают. Причиной является дерегуляционные инициативы и моратории на проверки. В 2017-2019 годах смертность на производств неуклонно росла. Только по официальным данным в 2019 году жизни потеряли 422 человека. Рост травматизма в 2020 году (60% — общий и 55% — смертельный) связано с рисками вызванными эпидемией коронавируса. Это признает и Минэкономики . Внедрение реформы может сделать работников еще менее защищенными.
5. Увольнение матерей вместо декларируемой гендерного равенства
Министерством экономики была разработана еще один законопроект, который может вызвать общественное возмущение. Раде докумнет также еще не представили. Он нацелен на отмену дополнительных гарантий, доступных работающим матерям. Интересно, что официально Минэкономики провозглашает борьбы с гендерным разрывом в оплате труда .
Под лозунгами об обеспечении равенства мужчин и женщин предлагается беспрецедентное снижение правовой защищенности работниц.
Речь идет о разработанном Министерством экономики Украины проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правового регулирования труда некоторых категорий работников».
Содержание законопроекту полностью противоречит изложенной в пояснительной записке цели — закрепления дискриминации беременных женщин и кормящих матерей. Прежде всего, поправки в ст. 184 КЗоТ отменяют защиту от увольнения для широкого круга работниц.
Сегодня полностью запрещается увольнять по инициативе работодателя с любым основаниям женщин с детьми в возрасте до 3 лет, одиноких матерей с детьми в возрасте до 14 лет или с детьми с инвалидностью. Эти нормы позволяют работницам уберечься от увольнения или восстановиться через суд на работе с присуждением в их пользу оплаты вынужденного прогула.
Основные новации следующие:
- будет запрещено увольнять с некоторых оснований (сокращение, несоответствие должности, непрохождение испытания) женщин и мужчин с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также если у вас есть дети с инвалидностью моложе 14 лет. Таким образом, освобождать этих лиц за дисциплинарные проступки будет законно;
- одинокие матери с детьми в возрасте 1,5-13 г. избавляются какой-либо защиты от увольнения;
- защиту от увольнения сохраняется только для беременных женщин и женщин с детьми в возрасте до 1,5 года. Однако нормы об их обязательное трудоустройство в случае ликвидации предприятия не будет. Указанным категориям женщин только выплачивать выходное пособие в двойном размере.
Отдельно отменяется норма о необходимости письменно мотивировать отказ в приеме на работу беременных женщин и молодых матерей.
Поправки к статьям 55 и 63 КЗоТ позволят привлекать к работе в ночное время и сверхурочных работ женщин, имеющих детей в возрасте от 1,5 года. Если возраст ребенка составляет 1,5-2 года или если ребенок имеет инвалидность, то привлечение матери ночной и сверхурочной работы допустимо с согласия такой женщины (предлагаемая редакция ст. 177 КЗоТ). Отметим, что нынешняя редакция ст. 63 КЗоТ категорически запрещает привлекать матерей с детьми в возрасте до 3 лет к сверхурочным и ночным работам; при этом матери с детьми в возрасте от 3 до 14 лет вправе отказываться от сверхурочных работ (такие же льготы установлены родителям детей с инвалидностью). Женщин, имеющих детей в возрасте от 1,5 года, можно будет привлекать к работам с вредными и опасными условиями труда (ст. 175 КЗоТ).
Кроме того, запрет на увольнение во время болезни и отпуска будет распространяться на значительно уже перечень случаев. Эта гарантия не будет действовать о увольнении за дисциплинарные проступки (пункты 3, 4 статьи 40 КЗоТ).
Принятие законопроекту будет крайне негативные социальные последствия. Многие женщины возвращаются на рынок труда после достижения ребенком возраста 3 лет, ведь с этого возраста детей легче устроить в детский сад. Период, когда ребенку исполнилось 1,5 года и еще не исполнилось 3 года, достаточно сложный для женщин. Отсутствие на работе по болезни ребенка и по другим бытовым причинам достаточно распространены. Следовательно, женщин будут шантажировать увольнением за прогул или неисполнение трудовых обязанностей, если они смогут надлежащими документами подтвердить отсутствие на работе. Безусловно, женщины с малолетними детьми, особенно одинокие, нуждаются в особой защите государства.
Законопроект предусматривает предоставление отдельных ограниченных гарантий работникам мужского пола, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Но бремя домашней работы и воспитания детей обычно лежит на женщинах, а не мужчинах. Поэтому именно женщин следует рассматривать более уязвимыми в данном контексте. Тех женщин, которые часто отвлекаться от работы, просто увольнять по надуманным основаниям.
Соответствуют ли изменения Конституции и международным обязательствам
В адрес законопроектов было высказано немало замечаний по их несоответствия Основному Закону. Их принятие повлечет сужение достигнутого уровня прав и свобод граждан, прямо запрещает ст. 22 Конституции.
Законопроект № 5161 нарушает конституционные нормы о том, что каждый имеет право на заработную плату не ниже определенной законом (ст. 43) и о том, что каждый имеет право на достаточный уровень для себя и своей семьи (ст. 48) . Ведь 0-часовой трудовой договор не гарантирует получение зарплаты в минимальном размере, если работник не был обеспечен работой.
Законопроект № 5266 противоречит норме ст. 36 Конституции, поскольку нивелирует равенство профессиональных союзов. Вопрос коллективных увольнений будут соглашаться только с массовой профсоюзом.
Ну и наконец законопроект № 5388 может привести к нарушению целого ряда норм Конституции Украины. Под вопросом оказывается право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, предусмотренное ст. 43 Конституции. Возможность прописать основания привлечения к сверхурочным в трудовом договоре не соответствует норме статьи 45 о том, что максимальная продолжительность рабочего времени, а также другие условия осуществления права на отдых определяются законом. Право работодателя уволить работника без согласия профсоюза превращает в декларативные положения об участии в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых прав (ст. 36) и защиту от незаконного увольнения (ст. 43 КУ).
Кроме того, усматривается нарушение ст. 24 Конституции Украины о равенстве прав граждан. В законопроектах 5161 и 5388 можно расширять основания для увольнения в договорном порядке (сегодня подобная возможность существует только при заключении контракта, но он заключается исключительно в предусмотренных законом случаях, а не в каких-либо случаях, когда этого захотят стороны отношений).
Трудовая реформа вызвала возмущение международных профсоюзных объединений из-за несоответствия стандартам МОТ и ЕС. Так, законопроект № 5388 охарактеризованы Международной конфедерацией профсоюзов (ITUC) и Европейской конфедерацией профсоюзов (ETUC) как «регрессивная трудовая реформа».
Требования времени или требования работодателей?
Идеальной модели защиты трудовых прав не существует. Но ситуация в Украине не позволяет утверждать, что работники нуждаются меньшего защиты. Некоторые исследования показывают, что Украина и так является государством с либеральным порядком принятия на работу и увольнения, чем в 22-х странах ЕС .
Исследования Европейского профсоюзного института (ETUI) свидетельствуют, что снижение защищенности работников не принесла пользы ни для рынка труда, ни для экономики. На основе анализа реформ в странах ЕС было констатировано, что снижение уровня защиты не положит конец существованию различных групп занятого населения, например, работающих по трудовому договору рядом с занятыми по гражданско-правовым договорам. Снижение защиты занятых по стандартным условиями не искоренит практики, когда работодатели используют определенные прекарный формы занятости и злоупотребляют уязвимости отдельных категорий занятого населения. Отмена якобы жестких норм и проведения других неолиберальных преобразований, как сообщали эксперты Европейского профсоюзного института в 2014 году , вызвало увеличение увольнения, рост молодежной безработицы и снижение зарплат. «Дерегуляция трудового законодательства не является выходом из кризиса, о чем свидетельствуют катастрофические показатели безработицы и отсутствие восстановления экономики», — писала исследовательница Isabelle Schömann, комментируя эффект от антикризисных реформ. Такие реформы вызывают обострение чувства социальной несправедливости и, как следствие, массовые акции возмущения. И это речь о странах Европы, где, по крайней мере, существует высокий уровень зарплат и «подушка» в виде социального обеспечения в случае потери работы.
То есть, ничего хорошего для экономики реформа не принесет. Однако есть риск того, что либерализация будет неблагоприятные социальные последствия.
Более того, в условиях коронакризы в мировой академической мысли утвердилась мысль о недопустимости и бесперспективности ослабление защищенности. Ведь плохие условия труда подрывают стабильность во всем обществе. Эксперты утверждают о связи прекарный занятости и ментального здоровья. Работники, которые постоянно находятся в состоянии тревоги, больше склонны страдать от несчастных случаев или болезней.
Так актуально предлагаемые в Украине либеральные реформы, которые критикуются по всему миру? Модернизация регулирования рынка труда должно происходить во время взвешенного процесса, который позволяет соблюсти принципы социального диалога. Форсирование законодательных изменений путем сакрализации интересов собственников может обернуться деградацией условий труда для всего общества. Чтобы не допустить реализации этого сценария, работникам придется приложить немало усилий.