ЦЕНА ВЫБОРОВ. СКОЛЬКО ПОТРАТИТ ТИМОШЕНКО НА СВОЮ ПРЕЗИДЕНТСКУЮ КАМПАНИЮ

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Если рекламный бюджет кампании Юлии Тимошенко будет измеряться как минимум в десятках миллионов долларов, то и на другие статьи расходов будут пущены суммы того же порядка

Самой масштабной и, судя по всему, самой дорогостоящей политической акцией лета-2018 стала реклама Юлии Тимошенко. Вначале улицы украинских городов заполонили билборды, анонсировавшие форум «Новый курс Украины», организованный партией «Батьківщина» в Киеве 15 июня. Но форум прошел, а билборды остались. И вскоре началась новая, даже еще более интенсивная и агрессивная волна пиара «Нового курса» Тимошенко на наружных рекламоносителях, в теле- и радиоэфире, печатных СМИ, интернете и социальных сетях. Не заметить ее было попросту невозможно, если, конечно, не отключиться полностью от внешнего мира и украинского информпространства.

Официальные расходы

Пиар-кампания стала заметным явлением даже в масштабах украинской экономики. Некоторое представление о затраченных суммах дают подсчеты, обнародованные 13 августа общественными организациями, отслеживающими избирательный процесс.

По данным комитета избирателей Украины, который проанализировал квартальные финансовые отчеты партий, в течение апреля-июня «Батьківщина» потратила на рекламу 24,8 млн грн. Из них 20,8 млн грн было израсходовано на рекламу по телевидению и 3,7 млн грн — на наружную рекламу (билборды, ситилайты).

Остальные парламентские партии суммарно потратили на рекламу менее 21,5 млн грн («Самопоміч» — 6,6 млн, Радикальная партия Олега Ляшко — 6,5 млн, «Оппоблок» — 4,2 млн, БПП — 3,1 млн, «Народный фронт» — 0,9 млн). Таким образом, «Батьківщина», имеющая в Верховной Раде самую маленькую фракцию, потратила за квартал на рекламу больше, чем все остальные парламентские партии, вместе взятые. На это пошли как государственные средства (в рамках бюджетного финансирования партий, преодолевших 5%-ный барьер), так и собственные деньги «Батьківщини».

В свою очередь, движение «Честно» добавляет, что, помимо расходов на рекламу, само проведение форума «Новый курс Украины» обошлось партии в 1,25 млн грн. Эти деньги пошли на аренду выставочного комплекса «Экспо Плаза», питание участников, организацию мероприятия, звуковое оборудование, видеотрансляцию и т. п. «Акцент в деятельности партии и в ее расходах направлен на личность Юлии Тимошенко, что свидетельствует о преждевременном старте президентской избирательной кампании задолго до ее официального объявления», — отмечает «Честно» и подчеркивает, что продвижение «Нового курса» обошлось партии еще дороже, чем обнародованные суммы, поскольку отчет охватывает период с апреля по июнь 2018 г., а в июле по всей стране появилась новая волна наружной рекламы от Тимошенко.

Дополнительные возможности

Однако есть основания предполагать, что отчетные суммы покрывают лишь часть фактических расходов на рекламу Тимошенко и ее «Нового курса». Возьмем одну лишь наружную рекламу. Руководитель столичного рекламного агентства «Бекстейдж Менеджмент» Федор Дяченко называет ориентировочную стоимость размещения одного билборда на месяц в некоторых городах: в Киеве — 10-15 тыс. грн, во е — 5-7,5 тыс. грн, в городах помельче, таких как Славянск и Краматорск, — вдвое меньше. Телеканал «Прямой» констатирует, что «общее количество билбордов с изображением Тимошенко по всей Украине пока неизвестно, но речь идет о тысячах рекламоносителей». Указанных в партийном отчете 3,7 млн грн на такое количество билбордов при таких ценах явно было бы маловато, реальная сумма могла быть в несколько раз больше.

Собственные подсчеты провел бывший народный депутат, а теперь политолог Тарас Чорновил. По его оценкам, только мегабордов (гигантских билбордов) с Тимошенко установлено по Украине две тысячи, а их общая стоимость — $600 тыс. в месяц. Если приплюсовать меньшие рекламные плоскости, получается до $2 млн в месяц, к выборам эта сумма будет расти в 10-15-20 раз, а общая сумма за предвыборный год может достичь $200-250 млн или даже больше, спрогнозировал Чорновил.

Он также выдвинул предположения о том, где лидер «Батьківщини» могла найти деньги на столь масштабную кампанию. «Я провел анализ четырех поездок Юлии Владимировны, которые удалось зафиксировать: две поездки к Игорю Коломойскому, после чего на телеканалах его холдинга появилась видеореклама Тимошенко, и две поездки к греческому миллиардеру Викторасу Рестису. Она у него жила на его вилле… После того как она вернулась, в Украине сразу были выкуплены около тысячи дополнительных крупных рекламных плоскостей, которые сразу завесили теми бордами, — рассказал Чорновил. — Чего хочет Коломойский, в случае победы человека, которому он давал деньги, — мы все знаем. Чего хочет Рестис? Он интересуется портовой инфраструктурой. Ему нужны украинские порты».

Понятно, что опасения а, как и его оценки предвыборных финансовых ресурсов Тимошенко, преувеличены в той мере, в какой его отношение к лидеру «Батьківщини» предвзято. Но в любом случае фактом является то, что этим летом Тимошенко оказалась чемпионом по расходам на предвыборный пиар. Можно ожидать, что и в дальнейшем она постарается не упустить пальму первенства.

По сути, у Юлии Владимировны нет никаких сдерживающих факторов. И дело не только в том, что она может рассчитывать на то, что «победителей не судят». Создав себе имидж кандидата — лидера гонки, гарантированно проходящего во второй тур, она тем самым практически обеспечила себе вседозволенность. Даже если Центризбирком и Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции выявят серьезные нарушения в финансовых делах «Батьківщини» и штаба Тимошенко (для этого еще нужно сильно постараться, но далеко не очевидно, что ЦИК и НАПК поставят перед собой такую задачу), это не выльется в адекватно суровое наказание. То есть никто ее с гонки не снимет.

Тому есть две причины. Во-первых, за все годы независимости в Украине (в отличие от России) еще не было прецедента, чтобы кого-то из главных претендентов на президентский пост лишали регистрации за какие-то нарушения. С кандидатами в депутаты такое случалось, но не с кандидатами в президенты. И если сейчас подобное произойдет, это может очень больно ударить по имиджу власти и похоронить шансы Петра Порошенко повторно стать президентом. Знамя Тимошенко подхватит какой-нибудь другой кандидат, и вокруг него консолидируются все (или почти все) оппозиционные к Порошенко силы под лозунгом «Долой диктатуру!».

Во-вторых, такой радикальный шаг, как снятие конкурентки с дистанции, вряд ли найдет понимание у западных партнеров и кредиторов. А ведь международная поддержка — едва ли не главный козырь, оставшийся у Порошенко. Если Запад начнет обвинять Петра ича в попрании демократии, это опять же сильно ударит по его шансам на победу. Причем на все оправдания типа «но Тимошенко же виновата, смотрите, какие у нее нарушения» последует ответ в том духе, что «пусть народ на выборах решает, виновата она или нет».

Так что, скорее всего, единственное, что сможет сделать команда , это по примеру Тараса Чорновола нести в народ месседж о том, что Тимошенко на посту президента будет отрабатывать деньги, которые в нее вложили украинские и зарубежные олигархи. Какой-то эффект, возможно, будет, но предводительницу «Батьківщини» это точно не остановит.