Тарифы на газ. Вместо одного шага назад есть возможность сделать пять вперед

Елена Павленко
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Ключевые инструменты для улучшения дел с внедрением свободного рынка газа не связаны с возвращением к регулированию цен.

Когда в 2016 году премьер-министр Владимир Гройсман поднимал цену для населения до 6,9 тыс. грн за тыс. куб.м., и называл ее рыночной, вероятно, он ожидал, что это запустит конкуренцию в секторе, население сможет выбирать поставщиков и газовый рынок фактически состоится. Об этом говорили и некоторые представители компаний — достаточно поднять цены, все остальное произойдет само собой. Однако тогда, несмотря на интерес потенциальных новых поставщиков, «битвы за потребителя» не произошло.

На наши вопросы, почему компании не хотят работать с населением, нам отвечали о сложных расчетах (особенно там, где есть субсидии), отсутствии доступа к базе потребителей (формировать свою «с нуля» можно, но это ресурс времени и средств), недоверии к тому, что правила будут стабильными длительное время, чтобы можно было планировать работу.

На самом деле, с момента принятия Закона о рынке газа и до сегодняшнего дня сделано очень много для того, чтобы в Украине существовал такой рынок. И нам точно не стоит преуменьшать всей работы, которая была сделана — и в законодательном поле и в регулировании, и в вопросе субсидий, и для создания большего количества поставщиков в секторе. Мы попытались решить много проблем — но не все их можно снять мгновенно и полностью.

Рано или поздно нам все равно придется вернуться к рыночным отношениям. И захочет ли тогда кто-то снова отвечать на те же вопросы, которые за время задержки могут только обостриться?

Когда запускается рынок, появляется много проблем, которые нельзя было обнаружить ранее. В этот момент правительство и все причастные оказываются перед дилеммой: или адекватно отвечать на проблемы и двигаться с развитием рынка дальше, или вернуться в «точку ноль». Второй вариант кажется более простым решением, потому что кажется, что проблемы исчезнут так же просто, как и появилось.

Но возвращение в «точку ноль» не даст ответа на болезненные вопросы, а лишь временно оттянет во времени их решение. Более того, это еще добавит новых проблем, с которыми также придется иметь дело в будущем.

Читайте также на DOSSIER:  Индексацию пенсий проведут в марте 2021 года – Минсоцполитики

Во-первых, это может обернуться тревожным сигналом для потенциальных участников рынка. Они видят, что наш рынок пока нестабилен, есть высокие риски, правительство может вмешаться в любой момент.

Во-вторых, уже существующие участники рынка перестают думать о будущем и своем рыночном поведении. Им приходится сфокусироваться на оптимизации тех расходов, которые им разрешили.

В-третьих, те активные потребители, которые следят за колебаниями рынка и просчитали свою экономию наперед, тоже чувствуют себя не очень комфортно.

Между тем, рано или поздно нам все равно придется вернуться к рыночным отношениям. И захочет ли тогда кто-то снова отвечать на те же вопросы, которые за время задержки могут только обостриться?

Но если думать конструктивно, то есть несколько эффективных вариантов избежать возвращения в «точку ноль», ответить на проблемы и двигаться с развитием рынка дальше.

1. Продажа газа государственного Укргазвидобування на бирже. Это предложение не новое, о gas release program говорят уже много лет. Что это даст? Продажа газа Укргазвидобування, других добывающих компаний и импортного ресурса на бирже позволит сформировать такую рыночную цену, которая будет лучше соответствовать украинским реалиям.

2. Газовое «просвещение» населения (рublic awareness campaigns) и имплементация инструментов для сравнения цен (рrice comparison tools). В ЕС возможность для потребителей получить доступ к информации о ценовых предложениях, чтобы совершать информированный выбор, является требованием законодательства. К слову, в прошлом месяце DiXi Group получила отказ от Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания о признании одного из наших видеороликов по рынку газа как социальной рекламы. Как в таких условиях научить население пользоваться рынком газа?

3. Формирование единой базы данных информации о потребителях, четкое определение категории «уязвимых» потребителей, последовательность в средствах регулирования льготной цены на газ. Пока этого не произойдет, практика государственного регулирования цен на газ будет вызывать вопросы. На самом деле, инструмент государственного регулирования (рrice intervention) существует также и в странах ЕС (для большей части населения — в основном в странах Восточной Европы). Но процедура и причины для таких решений четко описаны. Кроме того, существует четкий план действий по отказу от ограничений и потребителям понятно, сколько продлится период государственного регулирования.

Читайте также на DOSSIER:  Карательный орган и принудительное трудоустройство фрилансеров: что не так с новой инициативой Кабмина

4. Прозрачность формирования тарифов на распределение газа благодаря аудиту состояния газопроводов. Да, аудит действительно может помочь в понимании, насколько высокими должны быть тарифы на распределение. Также необходимо больше информации о выполнении инвестиционных программ.

В экспертной среде уже обсуждалось несколько подходов для того, чтобы сделать картину о состоянии газопроводов публичной. Но, как видим, обсуждения так и не были реализованы в конкретный результат. Понятно, что средств государства на такие мероприятия не хватит, но это довольно основательная активность, на которую можно искать средства у международных финансовых организаций.

5. Открытие информации о рынке газа, которая по умолчанию должна быть публичной. Мы уже писали, что не можем подготовить рейтинг поставщиков газа (как мы делали с рейтингом поставщиков электроэнергии) потому, что облгазы ставят на своих формах отчетности отметку о том, что их отчетные данные — коммерческая информация. Хотя дело, конечно, даже не в рейтингах. Если мы стремимся к тому, чтобы у участников рынка была возможность информированного принятия решения, публичные данные должны быть доступны.

Кому интересно изучить вопрос глубже — вот ссылка на мониторинг ACER по защите потребителей в энергетике в странах ЕС. Ищите страницу 46 — о public price intervention.

Как видим, ключевые инструменты для улучшения состояния дел лежат не в плоскости возвращения к регулированию цен. Прозрачность (банально, но важно), обоснованность каждого решения, подробная информация о состоянии дел на рынке и диалог с населением, — вот ключ для решения многих проблем, которые обнаружил (не создал) свободный рынок.

В руках правительства — помочь рынку и потребителям пережить сложный период, чтобы наконец добраться до многочисленных преимуществ свободного рынка газа, или откатить реформу назад.